Авраамические религии
в религиоведении общее наименование для иудаизма, христианства и ислама. Для последователей этих трех религий библ. патриарх Авраам, поверивший в единого Бога и заключивший с Ним союз (завет), является образцом верующего. Евреи и арабы возводят свое происхождение к сыновьям Авраама — соответственно, к Исааку и Измаилу. Ап. Павел называет Авраама «отцом всех верующих», оправданным Богом за веру задолго до дарования Закона. В соответствии с этим критерием, по мнению ап. Павла, Бог оправдывает и всех остальных, включая язычников, уверовавших в Иисуса Христа. В Коране Авраам (Ибрахим) является одной из главных фигур. Мусульмане почитают его как «друга Бога», пророка и первого мусульманина, т.к. он «предал себя Богу», что на араб. яз. соответствует принятию ислама. Строгим монотеизмом и возведением начала исповедания единобожия к Аврааму не исчерпываются общие черты трех религий. Общими для А.р. являются также учение о сотворении мира Богом из ничего (креационизм), представление о Боге как трансцендентном миру и в то же время близком каждому человеку. Несмотря на сложную историю взаимоотношений между тремя рел. традициями, близость иудаизма, христианства и ислама часто осознавалась их последователями. В XX в. позиция Католической Церкви по этому вопросу нашла отражение в документах II Ватиканского собора. В декларации об отношении Церкви к нехрист. религиям (Nostra aetate) подчеркнуто уважительное отношение к мусульманам, «поклоняющимся Единому Богу, Живому и Сущему, милосердному и всемогущему, Творцу неба и земли, говорившему к людям» (NA 3), и подтверждена преемственность с иудаизмом: «Церковь Христова признает, что начатки ее веры и избрания обнаруживаются, по спасительной тайне Божией, уже у Патриархов, Моисея и Пророков»