Творчество Салтыкова-Щедрина чрезвычайно многообразно. Он писал романы, драмы, хроники, очерки, обозрения, рассказы, статьи, рецензии. Среди огромного наследия сатирика
особое место занимают его сказки.
"Сказки" Щедрина в миниатюре содержат в себе проблемы и образы всего творчества великого сатирика. Из тридцати двух сказок Щедрина двадцать девять написаны им в
последнее десятилетие его жизни (большинство с 1882 по 1886 год) и лишь только три сказки созданы в 1869 году.
И не случайно расцвет сказочного жанра приходится у Щедрина на 80-е годы. Именно в этот период разгула политической реакции в – России сатирику приходилось выискивать
форму, наиболее удобную для обхода цензуры и вместе с тем наиболее близкую, понятную простому народу.
Сказки — итог многолетних жизненных наблюдений, итог всего творческого пути писателя. В них сплетается фантастическое и реальное, комическое сочетается с трагическим,
в них широко используется гротеск, гипербола, проявляется удивительное искусство эзопова языка. В сказках мы встречаем всех щедринских героев. Здесь и тупые, свирепые,
невежественные правители народа, его эксплуататоры ("Медведь на воеводстве", "Орел-меценат", "Дикий помещик") здесь и сам народ, трудолюбивый, талантливый, могучий и
вместе с тем покорный своим эксплуататорам ("Повесть о том, как мужик двух генералов прокормил", "Коняга") здесь и народ пробуждающийся, ищущий правды и свергающий иго
самодержавия ("Ворон-челобитчик", "Путем-дорогою", "Богатырь").
В сказках рисуется предательство либералов ("Либерал", "Вяленая вобла"), трусливая ограниченность обывателя ("Здравомысленный заяц").
Во многих сказках Щедрина звучит вера в конечное торжество положительных идеалов. Эта вера освещает светом оптимизма горестные страницы его сатиры. Так, в сказке
"Пропала совесть" Щедрин клеймит мир хищников, стяжателей и лихоимцев — общество, потерявшее совесть.
Писатель с прежней резкостью бичевал самодержавие и хорошо сохранившиеся крепостнические пережитки в быту и сознании, приспособленчество, предательство либералов.
В сказках находят дальнейшее развитие многие мотивы, образы, темы, намеченные в предыдущем творчестве сатирика. Мы снова встречаемся здесь с помпадурами, но они
представлены в образе медведя, волка, встречаемся с трепещущими либералами — в образе премудрого пескаря. В центре же писательского внимания всегда народ — его судьбы,
настоящее и будущее, его сила и слабость. По отношению к народу воспринимаются и оцениваются все иные социальные и общественные явления. В этом плане показательна одна
из ранних сказок «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил». Сама по себе история чудесного появления двух генералов (в ночных рубашках) на необитаемом
острове, конечно, фантастична; но фантастика эта, как и всегда у Салтыкова-Щедрина, строится на реалистическъй основе. Необычная ситуация дает ему прекрасную
возможность раскрыть в генералах черты не человеческие и даже не животные, а какие-то механические. Это злые куклы, стандартные и по сути и по внешности: не случайно
они так удивительно похожи друг на друга.
На благословенном острове полно еды: на деревьях растут фрукты, в лесу полно дичи. Но генералы уже органически неспособны трудиться, да и к тому же, в их представлении,
физический труд — некая унизительная для «их превосходительств» подробность жизни, для которой надо поскорее сыскать «мужика». Однако объектом сатиры в этой сказке
оказываются не только тунеядцы-генералы, но и сам мужик, принимающий как должное свою рабскую зависимость от ничтожных генералов. «Довольны ли вы, господа генералы?»—
этот вопрос являет собой главную заботу мужика, убежденного, что важнейшая цель его жизни — всячески угождать своим господам. Символическая деталь — веревочка, которую
мужик сам свил и сам себя привязал по приказанию генералов, чтобы убежать невозможно было.
Другой пример щедринской сатиры - сказка «Дикий помещик», в которой высмеивается брезгливо-высокомерное отношение помещиков к крестьянам. Помещик, скорбевший, что
«очень уж много развелось в нашем царстве мужика», после исчезновения крестьян все больше и больше опускается и, наконец, превращается в животное. Здесь мы встречаемся
с другим сатирическим приемом Салтыкова-Щедрина — гротеском: чтобы сильнее показать паразитирующий характер дворянского сословия, писатель доводит до фантастического
преувеличения неспособность помещика самостоятельно заботиться о себе. С исчезновением крестьян помещик дичает.
Для сатиры Салтыкова-Щедрина вообще и для «Сказок» в частности характерно оригинальное соединение мотивов фантастических и реальных. Гротескные ситуации переплетаются с
открытыми намеками на современные события, конкретными реалистическими деталями. Так, Премудрый пескарь не просто в воде плавал и щук боялся; он был «просвещенный,
умеренно либеральный», мечтал о выигрыше в 200 тысяч. У Топтыгина I («Медведь на воеводстве») дети в гимназию ходят; два генерала на необитаемом острове находят
хорошо всем известную газету «Московские ведомости», издававшуюся Катковым в крайне реакционном духе. Все это усиливало сатирический эффект щедринского повествования.
Вместе с тем в «Сказках» встречаются и авторские отступления, далекие от какого бы то ни было комизма. Они, обращенные прямо к читателю, проникнуты нередко мрачной
тональностью.
Щедрин писал свои сказки для народа, для самых широких читательских кругов. Он обращался к устному народному творчеству, обогащая традиционные образы и сюжеты новым,
революционным содержанием. Мастерски использовал сатирик народный язык, а также язык публицистики, и канцелярский жаргон, и архаизмы, и иностранные слова.
Щедрин широко использовал образы народных сказок о животных: жадного волка, хитрой лисы, трусливого зайца, глупого и злого медведя. Однако сатирик вводил в мир
народной сказки злободневные политические мотивы и с помощью традиционных, привычных сказочных образов раскрывал сложные проблемы современности.
Так, в сказке "Медведь на воеводстве" туповатый, иногда злой, иногда добродушный сказочный косолапый медведь под пером сатирика приобретает черты
мракобеса-администратора, который истребляет крамолу, притесняет народ и уничтожает просвещение.
Многие сказки Салтыкова-Щедрина напоминают русские народные. Тут и речевые обороты (“жил-был”, “в некотором царстве”, “долго ли, коротко ли”, “мед-пиво пил”), и
традиционные русские герои (Иванушка-дурачок, Заяц, Волк, Медведь). Однако все это служит лишь средством для выражения идей сатирика. Скажем, Коршун или Лев
олицетворяют собой образ царя, Медведь — воеводы, Конь — мужика. В каждом произведении своя система образов. Это могут быть рыбы, птицы, звери или же обычные люди. Но
во всех сказках в какой бы то ни было интерпретации соблюдается одно правило: есть образ эксплуатируемого и эксплуатирующего класса. Во многих сказках присутствуют
ненавистные Салтыкову-Щедрину трусливые либералы.
Иногда Щедрин, взяв традиционные сказочные образы, даже и не пытается ввести их в сказочную обстановку или использовать сказочные приемы. Устами героев сказки он прямо
излагает свое представление о социальной действительности. Такова, например, сказка "Соседи".
Язык щедринских сказок глубоко народен, близок к русскому фольклору. Сатирик использует не только традиционные сказочные приемы, образы, но и пословицы, поговорки,
присказки ("Не давши слова – крепись, а давши – держись!", "Двух смертей не бывать, одной не миновать", "Уши выше лба не растут", "Моя изба с краю", "Простота хуже
воровства"). Диалог действующих лиц красочен, речь рисует конкретный социальный тип: властного, грубого орла, прекраснодушного карася-идеалиста, злобную реакционерку
воблушку, ханжу попа, беспутную канарейку, трусливого зайца и т. п.
Как и в фольклорной сказке, у Салтыкова-Щедрина нет чётких временных и пространственных рамок. Но, используя традиционные приемы, автор вполне намеренно отступает от
традиции.
Он вводит в повествование общественно-политическую лексику, канцелярские обороты, французские слова. На страницы его сказок попадают эпизоды современной общественной
жизни. Так происходит смешение стилей, создающее комический эффект, и соединение сюжета с проблемами современности. Таким образом, обогатив сказку новыми сатирическими
приемами, Салтыков-Щедрин превратил ее в орудие социально-политической сатиры.
Сатире Салтыкова-Щедрина часто приписывают социальную направленность: обличение помещиков, чиновников, мещан, лишенных гражданской позиции. Однако за сто с лишним лет
сказки писателя, к сожалению, не потеряли своей злободневности. Видимо, за утраченными ныне социальными характеристиками у писателя оказываются вещи более глубокие:
духовное рабство, желание жить за чужой счет, эгоцентризм, презрение к личности..