пользователей: 30398
предметов: 12406
вопросов: 234839
Конспект-online
РЕГИСТРАЦИЯ ЭКСКУРСИЯ

«Господа Головлёвы» М.Е. Салтыкова-Щедрина (проблематика и поэтика).

Среди произведений М.Е.Салтыкова-Щедрина вы­дающееся место принадлежит социально-психологическо­му роману «Господа Головлевы» (1875-1880).

Основой сюжета этого романа является трагическая история помещичьего головлевского рода. Перед читателями проходят три поколения Головлевых. В жизни каждого из них

Щедрин видит «три характеристические черты»: «праздность, непригодность к какому бы то ни было делу и запой. Первые две приводили за собой пустословие, тугомыслие,

пустоутробие, последний являлся как бы обя­зательным заключением общей жизненной неурядицы».

Тема романа «Господа Головлёвы» - жизнь дворянской семьи в условиях дореформенной и по-реформенной России. Изображение распада «дворянского гнезда» дано Щедриным с

позиций крестьянского демократа. В романе показано, что ничто не может предотвратить и остановить этот распад. Эта мысль проходит через весь роман.

 

Тема распада дворянской семьи, её морального и физического разложения определила сюжет и композицию романа, показывающего историю никчёмного существования и нелепой

смерти членов головлёвской семьи.

 

В романе не раз встречается пейзаж Головлева. Общий характер пейзажа запечатлен в словах: «Все глядело сумрачно, сонно, все говорило об угнетении». Словно мрачная тень

головлевской усадьбы падает на окружающий мир. Когда же мы заходим в огромный помещичий дом, нас охватывает «мертвая тишина», которая «ползет из комнаты в комнату»

везде «пустынно, неприютно», пахнет «отчуждением, выморочностью». Недаром одному из братьев Головлевых родовое их имение представляется гробом…

Что же это за страшный, мрачный дом? Почему «отовсюду, из всех углов этого постылого дома, казалось, выползали умертвия»?

Жила здесь когда-то большая семья: Арина Петровна Головлева — деятельная, энергичная накопительница, глава рода; ее муж — пустой человек, пьяница, устранившийся от дел,

страстно ненавидевший свою супругу; постылые Степка-балбес и Пашка-тихоня, как называла их мать, ласковый Порфиша (мать, впрочем, его всегда побаивалась) и Аннушка,

которая потом бежала из дому с корнетом и вскоре умерла, брошенная супругом, оставив матери на попечение двух сироток — Анниньку и Любиньку; были сыновья и у Порфирия.

Но проходят годы, и дом пустеет. Стоя на пороге смерти, перед лицом пробудившейся совести, в тоске повторяет Порфирий Головлев: «Что такое! Что такое сделалось?! Где…

все...»

 

Роман «Господа Головлевы» состоит из ряда глав, повествующих о различных семейных событиях: «Семейный суд», «По-родственному», «Семейные итоги», «Племяннушка»,

«Недозволенные семейные радости»… Названия глав говорят о том, что центральная проблема романа — проблема семьи. В романе рассказывается о том, как в Головлево

вернулся больным и нищим «постылый» Степка-балбес; как умер Павел, оставив все состояние Порфирию; как трагически сложилась жизнь Анниньки и Любиньки; как умерла

Арина Петровна, и т.д. История семьи Головлевых — это история «умертвий». Каждая глава кончается гибелью одного из членов семьи. Причем с каждой смертью все большее

состояние концентрируется в руках Иудушки, а вместе с тем растет и растет его одиночество. Становится все яснее, что и семьи-то никакой нет, что семейные узы лишь

видимость, лишь форма, что все члены головлевского рода враждуют между собой, ненавидят друг друга и рады смерти близких.

 

Трагична фигура главы рода — Арины Петровны. "… Слово «семья» не сходит с ее языка и, по наружности, всеми ее действиями исключительно руководят непрестанные заботы об

устройстве семейных дел". Она сама недоедает, недопивает и недосыпает и других впроголодь держит, ибо печется о приумножении головлевских богатств. Но госпожа Головлева

чувствует бессмысленность своей деятельности. «И для кого я всю эту прорву коплю! Для кого я припасаю!» — вырывается «поистине трагический вопль» из груди матери. Во

имя стяжания загублены души тех, для кого, казалось бы, совершалось накопление.

«На кислом молоке и попорченной солонине» воспитывались сиротки-внучки, каждым куском их попрекали, изуродовали их детство и юность, толкнули их на путь разврата и гибели.

Лишенный прав на наследство, спился и умер в своем грязном углу Степка-балбес. Оставшись без средств, покончил с собой «законный» сын Порфирия Володенька, а «незаконный

младенец» Володька отправлен на гибель в воспитательный дом…

В обществе, основанном на стяжании и расчете, нет места чистым человеческим отношениям. В романе рисуется мрачная история распада семьи, распада человеческой личности,

потонувшей в пошлых пустяках, в атмосфере пустомыслия, пустословия и праздности.

 

В центре этой истории — Порфирий Головлев. Еще в детстве брат, Степка-балбес, прозвал его Иудушкой, «кровопивушкой». Обстановка деспотизма и приниженности создала из

Порфирия своеобразный вариант того типа лицемера и подхалима, который изображал Грибоедов в Молчалине, Островский в Подхалюзине. Но Порфирий — особенно страшный вариант

лицемера. Недаром, когда он был еще ребенком, мать смотрела на него с сомнением.

Иудушка — ханжа, прикрывающий свои злодеяния елейными «святыми словами». С именем Бога на устах, крестясь и благословляя, он толкает на верную гибель сыновей, грабит

и выгоняет из дому «милого друга маменьку».

Основной прием раскрытия образа Иудушки — изображение разительного несоответствия между словом и делом. Иудушка «зудил», «надоедал, томил, тиранил» людей «целым

потоком бездельных слов», «источая из себя целые массы словесного гноя». В его бесконечных речах — обрывки евангельских текстов, ходячие, затасканные пословицы,

правила прописной морали, заверения в родственных чувствах. Обилие уменьшительных и ласкательных форм, интонации жалобных или умильных причитаний придают этим

праздным речам приторный характер. Слово перестает выражать мысль, чувство, оно, напротив, призвано скрыть, завуалировать то и другое.

К Порфирию Владимировичу приезжает сын Петенька (отец называет сыновей только так — «Петенька», «Володенька»). Он умоляет отца о помощи — речь идет о жизни или смерти.

Но слышит отказ. Совершается одно из многочисленных «умертвий». Стена ненависти встает между отцом и сыном.

Предательство, хищничество, холодный расчет, отсутствие живых человеческих чувств — вот пороки головлевского рода, сполна унаследованные Иудушкой. Пороки эти типичны

для общества, где человек человеку волк, типичны не только для дворянского, но и для любого эксплуататорского класса. Типичным в образе Иудушки является и то, что он

во всем следует «кодексу, созданному преданием лицемерия». Ложь, пустословие, ханжество — это не только индивидуальные пороки, присущие Порфирию Владимировичу.

 

В кульминационной шестой главе — «Выморочный» — речь идет о духовной смерти Иудушки, а в седьмой насту­пает его физическая смерть (здесь же говорится о само­убийстве

Любиньки, о предсмертной агонии Анниньки).

 

Источником всех этих нравственных увечий и смертей является Головлево, враждебное жизни паразитическое бытие помещичьего сословия. Оно обесчеловечивает людей.

 

Особенно кратковременной оказалась жизнь самого младшего, третьего поколения Головлевых. Показательна судьба сестер Любиньки и Анниньки. Они вырвались из проклятого

родного гнезда, мечтая о служении высокому искусству. Но сестры не были подготовлены для суровой жизненной борьбы ради высоких целей. Отвратительная, циничная

провинциальная среда поглотила и погубила их.

 

В заключительной главе Щедрин показывает, как в Иудушке проснулась одичалая, загнанная и позабытая со­весть. Она осветила ему весь ужас его предательской жизни, всю

безвыходность, обреченность его положения. Насту­пила агония раскаяния, душевная смута, возникло острое чувство своей виновности перед людьми, появилось ощу­щение, что

все окружающее враждебно противостоит ему, а потом созрела и идея о необходимости «насильственного саморазрушения», самоубийства.

 

В трагической развязке романа наиболее отчетливо обнаружился щедринский гуманизм в понимании общест­венной природы человека, выразилась уверенность в том, что даже в

самом отвратительном и опустившемся человеке возможно пробуждение совести и стыда, осознание пусто­ты, несправедливости и бесплодности своей жизни.

 

Образ Иудушки Головлева стал мировым типом пре­дателя, лгуна и лицемера.


08.01.2016; 11:15
хиты: 146
рейтинг:0
Гуманитарные науки
литература
русская литература
для добавления комментариев необходимо авторизироваться.
  Copyright © 2013-2024. All Rights Reserved. помощь