пользователей: 30398
предметов: 12406
вопросов: 234839
Конспект-online
РЕГИСТРАЦИЯ ЭКСКУРСИЯ

Тема искусства в драматургии А.Н. Островского («Таланты и поклонники», «Без вины виноватые»).

Тема актера не случайно окажется одной из ведущих в творчестве позднего Островского. Он посвятит ей ряд пьес, среди которых «Таланты и поклонники», «Без вины виноватые».

Драматург ощущал, что идущий на смену старым крепостническим порядкам буржуазный мир далек от идеалов человечности. Голому и бездушному расчету он противопоставил

бескорыстную жизнь артиста, в самих осно­вах чуждую делячеству и практицизму. В представлениях об истинных человеческих ценностях актеры намного выше остальных героев

времени, напоминающих бездарных комедиантов. Своим присутствием актеры оттеняют пошловатую театральность той жизни, которая их окружает.

 

«Таланты и поклонники» — комедия в четырёх действиях Александра Николаевича Островского.

Работа над пьесой начата в августе 1881 года, закончена 6 декабря того же года. Первая постановка — 20 декабря 1881 г. в Москве в Малом театре.

МЕЛУЗОВ — герой комедии А. Н. Островского "Таланты и поклонники» (1881). М.— тип молодого разночинца, недавнего выпускника университета, твердо верящего в то, что

"жестокие нравы» смягчаются "образованием», а улучшение человека происходит вследствие усвоения им "правильных понятий» о жизни. Идейно и социально родственны М.:

Жадов и Мыкин ("Доходное место»), Погуляев ("Пучина»), Грунцов ("Трудовой хлеб»), Платон Зыб-кин ("Правда — хорошо, а счастье лучше»). Из этого ряда М. выделяется тем,

что он — "просветитель по призванию», сделавший учительство не просто своей профессией, но жизненной программой. Свою невесту, молодую актрису Сашеньку Негину, М. учит

не только "грамматике», но "всему хорошему». Он честно следует при этом любимым образцам шестидесятых годов, которые в восьмидесятые уже устарели и выглядят

комически-односторонними. Метод "улучшения» Негиной прост до наивности: "Ты мне говоришь, что ты чувствовала, говорила и делала; а я тебе говорю, как надо чувствовать,

говорить и поступать. Так ты постепенно и улучшаешься…» М. учит Негину "правильным» ("как надо»!) воззрениям на жизнь, предлагая в качестве "примера для подражания»

идеал "честной трудовой жизни». Но при этом он не учитывает саму личность своей ученицы, считая ее театральные заботы и проблемы "посторонними», не идущими к "делу».

"Благородные, высокие замыслы» М. оказываются слишком узкими для богато одаренной, наделенной душой и талантом Негиной. М. многого не понимает в ней, и для него

"новостью» оказывается то, что она без театра не может жить. (В этом непонимании — грех всякого идеализма перед живой жизнью. Таков смысл постоянного в драматургии

Островского конфликта между насущно-жизненным и умозрительно-идеальным.) Только после прощального бенефиса Негиной М. начинает понимать, что "искусство не вздор». В

своем письме он впервые в жизни заговаривает не о "правильных понятиях», а о том, что "душа полна через край, сердце хочет перелиться…». Но — поздно. Он теряет Негину.

Пережитое страдание не ожесточило М., а, напротив, пробудило в нем новую человечность, заставило заново осознать себя и вое жизненное призвание.

 

Сюжет: Негина — популярная, но бедная молодая актриса. Её жених Мелузов учит её наукам и честной жизни. Князь Дулебов, надеясь использовать её стеснённое положение, предлагает ей стать содержанкой. Актриса резко отказывает и вызывает у Дулебова ярость и желание мести. В преддверии бенефиса Негиной Дулебов всячески интригует против неё, пытаясь сорвать представление, но благодаря стараниям друзей Негиной Великатова и Васи бенефис проходит на отлично, приносит актрисе большой гонорар, часть которого вынужден заплатить и Дулебов, чтобы не потерять уважения в обществе. Но антрепренёр Мигаев всё-таки отказывается продлить Негиной контракт. После бенефиса восторженные поклонники приходят один за другим к Негиной выразить своё восхищение её игрой. Нароков, Мелузов и Великатов в письмах признаются ей в любви. После раздумий Негина бросает Мелузова и в поисках театральной славы и благоденствия уезжает с миллионщиком Великатовым к нему в поместье.

 

****

 

«Без вины виноватые» — пьеса А. Н. Островского (1881—1883), классический образец мелодрамы. В связи с этой пьесой правомерно говорить и о внутрижанровом синтезе,

поскольку в структуре пьесы сочетаются черты комедии, реалистической бытовой и психологической драмы. Но несмотря на это, в пьесе есть главная мелодраматическая

установка: во-первых, сюжет, в котором все действие разворачивается вокруг «страдающей» героини; мотивы — несчастная мать, смерть ребенка и предательство любимого

человека. Во-вторых, характерно для мелодрамы: смена имен (в 1 акте героиню зовут Любовь Ивановна Отрадина, во 2 акте её зовут Елена Ивановна Кручинина). Разумеется,

фамилии, что свойственно Островскому, говорящие: отрада — радость и кручина — печаль. В-третьих, счастливый конец.

Над пьесой Островский начал работать летом 1881 г., затем совершил поездку на Кавказ, где пробыл более месяца. Вернувшись из этой поездки 3 ноября, возобновил работу

над пьесой. 7 декабря 1883 г. пьеса была закончена.

Пьеса классика отечественной драматургии А.Н.Островского «Без вины виноватые» - одна из лучших в мировой драматургии, где показаны нравы театрального мира.

Пьеса - о жизни актёров, о слабости и силе закулисья, о надежде и, конечно, о спасительном дурмане мечтания, воображения артиста. О вере в театр как о выборе судьбы.

В центре внимания Островского образ Отрадиной-Кручининой - характер сильной и волевой женщины, способной духовно воскреснуть после тяжёлых ударов. Она - актриса, и

этим всё сказано. Театр надеется, что Лариса Луппиан в этой роли сумеет передать все свое понимание актерской природы, знание уязвимости и душевной оголенности

служителей сцены, сочетая бесстрашие и аристократизм, гармонию, эксцентрику, азарт, комедийный талант и высокие трагические ноты. Постановщик спектакля народный

артист России Олег Леваков собрал ансамбль единомышленников, прекрасных артистов актёрской школы Игоря Владимирова. Спектакль должен стать ярким высказыванием о

природе театра, потому что ученики Владимирова - команда актёров особых, влюбленных в театр легкий, изящный, музыкальный, джазово-импровизационный, простодушно

смешной и обаятельно сентиментальный. Это - служители сцены, беззащитные перед упоительной театральностью.

 

КРУЧИНИНА — героиня комедии А. Н.Островского "Без вины виноватые» (1883). "Известная провинциальная актриса», К. приезжает в город, с которым связаны ее самые горькие

воспоминания. Семнадцать лет назад, будучи "молодой девицей благородного происхождения» Любовью Отрадиной, она пережила здесь крушение любви, смерть сына и сама чуть

не умерла от болезни и тоски. Твердость и сила духа помогли К. сохранить себя, развить свои способности, едва не "заглохшие» здесь, и состояться на драматической сцене.

Известность, пришедшая к артистке К., оплачена дорогой ценой. "Лавры-то потом, а сначала горе да слезы»,— трезво отвечает она на восторги мецената Дудукина. Несмотря

на "горе да слезы» К. сохранила "душу живу». Тень закулисной пошлости не коснулась ее, не запятнала ее личности. Своим присутствием К. "оживила заглохшее стоячее

болото» провинциальной жизни. За кулисами только о ней и говорят. Зрители "беснуются» от восторга. Ее гостиничный номер заполнен букетами и корзинами цветов с

визитками посетителей. К. совершенно не трогает эта суета. Во всем облике К. чувствуется благородство и большое человеческое достоинство. Дудукин готов "усладить» ее

жизнь чем только может. Муров, когда-то предавший ее любовь, теперь чувствует, что старая страсть вновь "запылала» в нем. Молодой актер Не-знамов настолько потрясен

встречей и общением с нею, что испытывает к К. "благоговение» и, пожалуй, впервые в жизни задумывается о том, что "ведь есть же разница между добром и злом». Узнав,

что сын, которого она считала погибшим, жив, К. с самоотверженной материнской любовью начинает искать его. На самые лестные предложения Мурова она не перестает отвечать

вопросом: "Где мой сын?» Только счастливая случайность, характерная для большинства развязок Островского, позволяет К. узнать в Незнамове своего потерянного сына. Ее

непреклонная вера в добро и человечность оказалась вознаграждена великой радостью обретения сына. К. своим искусством и всем своим существом принадлежит к тем

избранным людям, которые, по словам одного из героев, "изредка пробуждают нас и напоминают о том идеальном мире, о котором мы забыли». Соединив излюбленный сюжет

старинной мелодрамы с изображением быта и психологии актерства, Островский создал "человеческую комедию», в центре которой — судьба К., "артистки необыкновенной и

женщины необыкновенной».

 

Интересно высказывание Островского об образе Незнамова: «Незнамов для постороннего взгляда, — писал драматург, — есть ни более, ни менее, как юный трактирный герой, таким он и должен явиться перед публикой. Он, по молодости лет, не может быть ни закалённым наглецом с поднятой головой, ни мрачным человеком, потерявшим веру в жизнь и людей; он ещё многого не знает, многого не видал. Он является полупьяным, с дерзким видом; но дерзость у него стушёвана некоторым конфузом. Он знает провинциальных актрис и не уважает их, поэтому он считает себя как бы в праве говорить им грубости, но в то же время он умён и понимает, что ему ещё рано быть судьёй чужих пороков, и не может отделаться от конфуза. И в саркастической улыбке у него проглядывает румянец юности и конфуза. Когда он понял, что встретил чистую натуру, невиданную им, он остолбенел, он рот разинул от удивления; он потерялся, он ищет и не может найти тона; прежний его разговор показался ему не только дерзким, но, что ещё ужасней для него, глупым. Незнамова очень трудно играть: в нём есть и дурное и хорошее, и всё это должно проявляться и в жестах и в тоне; дурное в нём: неблаговоспитанность, дерзкий тон и манеры, приобретённые в провинциальной труппе; хорошее: сознание оскорблённого человеческого достоинства, которое выражается у него, хотя и сильно, но более с искреннею горечью, чем с негодующим протестом, от чего его тирады выходят трогательнее».

 

 


08.01.2016; 11:05
хиты: 177
рейтинг:0
Гуманитарные науки
литература
русская литература
для добавления комментариев необходимо авторизироваться.
  Copyright © 2013-2024. All Rights Reserved. помощь