«Доходное место» — пьеса в пяти действиях Александра Николаевича Островского. Напечатана в журнале «Русская беседа», № 1, 1856 г.; в этом же году вышла отдельным
изданием. Однако к постановке в театрах не была допущена. Лишь через шесть лет — 27 сентября 1863 г. — впервые поставлена в Петербурге, на сцене Александринского театра.
Летом 1856 г. Александр Островский отправился в путешествие к истокам Волги. Случилось дорожное несчастье: лошади понесли, тарантас перевернулся. Несколько месяцев он
лежал со сложными переломами и написал пьесу с броским и выразительным названием «Доходное место»: историю жизни недавнего выпускника Московского университета Василия
Жадова, обыкновенного юноши, интеллигентного, по-детски чистого, увлекающегося. «Доходное место» А.Островского - о том, как молодой человек пытается остаться честным
и порядочным в мире, где богатство вызывает уважение, а бедность – порок. Его любящая жена, устав от бедности, умоляет пойти на поклон к богатому родственнику и
попросить «доходное» место…. Молодой чиновник, пытающийся служить честно, оказывается под таким давлением обстоятельств, что едва не отступается от юношеских идеалов.
В последний момент он находит в себе силы удержаться от преступления и обещает «ждать того времени, когда взяточник будет бояться суда общественного больше, чем
уголовного». Таким образом, формально добро побеждает. В то же время мир, показанный в пьесе, таков, что всем зрителям было ясно — Жадову придется долго дожидаться
перемен в обществе…Не случайно цензура запретила постановку пьесы.
Все лица пьесы новы и замечательны по замыслу, но из них только одно (Юсов) обработано сообразно замыслу. Остальные, за исключением одного или двух самых второстепенных,
будто испорчены нарочно. В незначительных подробностях действия видим мы обычный, удивительный язык Островского, в большей части главного действия комедии — небывалое
дело! — язык выходит книжным. Жадов, увлекающий нас драматизмом своей постановки, местами говорит тирады, будто взятые из журнала сороковых годов; Вышневский —
московский сановник и взяточник, лицо, замыслом авторским почти равное Фамусову, то высказывает сам свои пороки, подобно классическому злодею, то говорит как
аллегорическое олицетворение целого порочного класса людей.
Жадов, герой комедии, женился по любви и уже до дна испил чашу лишений, бедствий и бесплодной борьбы, которой не миновать ни одному честному юноше в его положении. Он
работает не покладая рук и едва-едва зарабатывает хлеб насущный, он страстно любит жену, а жена по глупости сетует на его служебную бескорыстность; он проникнут
благородными убеждениями, и убеждения эти только вредят ему в глазах родных и товарищей. В горькую минуту раздумья заходит он в трактир, где перед тем весело пообедал
его родственник Белогубов с начальником своим Юсовым и другими чиновниками своего разбора. Эти люди глядят на Жадова без злобы. Белогубов даже просит стесняясь
сумрачным гостем; чиновники веселятся и по душе говорят между собою. Жадов молча слушает их беседу. В их речах нет ничего ярко безнравственного. Они даже добры и
любезны по-своему, они совершенно безмятежны духом, у них нет ни малейшего сомнения в чистоте их морального кодекса, они даже правы по-своему, чисты перед обществом
по-своему. Какой контраст с мрачным раздумьем честного труженика! Перед ним Белогубов умильно вспоминает о своем семейном счастии, с искренними слезами благодарит
Юсова за его наставления и покровительство. Чиновники развеселились и упрашивают Юсова поплясать под музыку трактирного органа, старик соглашается, не ломаясь и не
делая ничего неприличного; он танцует от всей души, и друзья его в полном восхищении. Может быть, Жадов улыбнулся при этом, но даже и тут Юсов не рассердился очень.
Ж. пылко влюблен в недалекую, но чистую сердцем Полиньку. Без средств, без состояния, с одними надеждами на будущее, Ж. все-таки сватается к ней и получает согласие
на брак. Он предвидит трудности, которые ожидают его. Но Ж. верит в людей, «весело и с надеждой» смотрит в будущее и готов перенести любые тяготы, но не уступить
«миллионной доли» своих убеждений и идеалов. Прошел год, и обыденная, безжалостная по-вседневиость подточила духовные силы Ж. Сцена в трактире — ключевая для понимания
положения и душевного состояния Ж. Он встречается со старым приятелем, учителем Мыкиным; знакомится с «веселым» адвокатом Досужевым; наблюдает попойку чиновников,
обмывающих первую крупную взятку Белогу-бова. Глазам Ж. открываются три способа устроиться в жизни. Сознательный аскетизм честного бедняка Мыкина несовместим с
женитьбой и связан с непрестанными жертвами во избежание искушений. Путь Досужева — путь человека «потерянного»: все принимать, ни во что не вникать, не лезть на рожон,
брать с купцов деньги за «слезные прошения с орнаментами» и пропивать их. Белогубовское счастье: брать взятки, чтоб «рука не сфальшивила», жить «в довольстве» и быть
«уважаемым» человеком. Ж. начинает понимать, что он «ребенок», не имеющий о жизни «никакого понятия». Свои претензии предъявляет и Полинька, вовсе не склонная «сидеть
дома» да работать «по велению мужа». Она хочет «новую шляпку», «бархатное платье» и вообще «весело жить», а не прозябать в честной трудовой бедности. Боясь потерять
жену, измученный Ж. идет к дядюшке просить места «подоходнее». Только случайность, характерная для «крутых развязок» Островского, спасает Ж. от нравственного падения.
Ж. вовсе не «Чацкий новой эпохи», каким он явился в начале пьесы. Он «не герой», а «обыкновенный слабый человек», загнанный «нуждой, обстоятельствами, необразованностью
родных, окружающим развратом». Островский говорил о нем: «Это — мишура; тряхнули, все и осыпалось». В «обыкновенности» образа Ж. и заключается горькая ирония
«общественной комедии» Островского.
В комедии "Доходное место" с замечательной художествен ной силой драматургом разоблачено чиновничье "темное царство". Это одно из самых ярких произведений русской
обличи-тельной литературы. Недаром "Доходное место" запретили ставить на сцене. Только после отмены крепостного права, в 1863 году, пьеса была разрешена к постановке.
Островский прекрасно знал быт чиновников. Вспоминая свою службу в светском и коммерческом судах, он признавался: "Не будь я в этом аду, не написать бы мне "Доходного
места". Вопреки либералам, полагавшим, что все недочеты в деятельности бюрократической машины царской России являются следствием испорченности отдельных людей,
Островский в своей комедии вскрывает социальные корни взяточничества и самодурства в чиновничьей среде. Он не просто описывает темный мир чиновничества, живущего
доходами с "кривосудия и всяческой неправды", творимой им в судах и других казенных заведениях,- драматург обличает само мировоззрение этих взяточников и самодуров.
Старый чиновник Юсов - самая яркая фигура в комедии по живописности изображения и по обличительной силе. Юсов кажется не злым и не сварливым человеком. Он даже
похваляется тем, что любит "выводить в люди" молодежь без роду, без племени, и действительно "выводит" малограмотного чиновника Белогубова, но делает это не по доброте
душевной: покровительствуя Белогубову и ему подобным, Юсов обеспечивает себе послушных пособников. Он убежденный взяточник. Торговля законом - для него жизненное
правило, навеки установленное на благо чиновников.
Всей сплоченной касте чиновников в комедии противопоставлен Жадов - молодой человек с университетским образованием. Чувство глубокого негодования вызывает у Жадова
неправда, с какой он сталкивается в своей практической деятельности. "Как я буду молчать, когда на каждом шагу вижу мерзости? Я еще не потерял веру в человека и думал,
что мои слова произведут на них действие". Но у Жадова не хватает силы воли на борьбу с несправедливостью. Под давлением семейных обстоятельств он идет, в конце концов,
просить доходного места у своего дядюшки Вышневского. Жадов сам знает, что не способен к борьбе, но он человек нового времени и представитель демократической среды.
Какова бы ни была его личная слабость, за ним - сила новой общественной мысли.Островский не скрывает слабостей Жадова, его бессилия перед аристократической средой, его
бездейственности, хотя в уста героя писатель вкладывает много своих мыслей.
Комедия «Доходное место» - это история о том, как мы мерим собственную порядочность и во сколько оцениваем свою волю.