пользователей: 30398
предметов: 12406
вопросов: 234839
Конспект-online
РЕГИСТРАЦИЯ ЭКСКУРСИЯ

«Гроза» А.Н. Островского (жанр, проблематика, система образов).

История создания. А.Н. Островский — величайший русский драматург. Современники стали называть его «Колумбом Замоск­воречья», поскольку главным действующим лицом своих

пьес впер­вые в русской литературе Островский сделал купца — выразителя русской натуры и средоточия народной жизни. По словам Гончарова, автор 47 оригинальных пьес,

Островский достроил здание, «в основание которого положили краеугольные камни Фонвизин, Грибоедов, Гоголь». Он окончательно утвердил принципы реализма в национальной

драматургии и создал то, что стали называть «Театр Островского» — разнообразный в жанровом отношении репертуар из пьес драматурга, составивший основу рус­ского

национального реалистического театра. Особое место в наследии Островского занимает пьеса «Гроза» (1859) — центральное произведение творчества драматурга, вер­шина его

художественного мастерства. Летом 1855 года Островский предпринял большое путешествие по верхней Волге, став участником «литературной экспедиции», ор­ганизованной

Морским министерством. Эта поездка дала драма­тургу ценнейший материал. Волжские пейзажи, нравы купеческих городов, обычаи патриархальной старины, неповторимые

характе­ры, особенности речи, драматические конфликты — все это нашло отражение во многих пьесах драматурга, таких как «Горячее серд­це», «Бесприданница» и прежде

всего «Гроза». Она появилась на русской сцене в 1859 году, а впервые была опубликована в январ­ском номере журнала «Библиотека для чтения» за 1860 год. А.И. Герцен

вспоминал, что при появлении «Грозы» «печать и зрители были потрясены»". Критик Аполлон Григорьев рассказы­вал о «взрыве восторга», приветствовавшего пьесу, и

«неодобри­тельном, зловещем шепоте» в ложах. Но при всей полярности суж­дений и оценок было очевидно, что «Гроза» стала не только значительным литературным, но

общественным явлением. Она свидетельствовала о наличии в русской жизни истинных драмати­ческих конфликтов, реальных трагических коллизий.

 

“Литературная экспедиция”, сделанная Островским в 1856 и 1857 гг., сильно повлияла на пьесу “Гроза”. Прототипом города Калинова служат такие приволжские города как

Торжок, Тверь, Кинешма. Во время этого путешествия писатель стал свидетелем множества сцен, происходивших в его присутствии, которые на Островского производили огромное

впечатление. Многие из этих сцен, диалогов, случайным свидетелем которых был Островский, остались в пьесе в неизменном виде. Благодаря этому, пьеса обрела народный

характер.

В основе композиции пьесы — принцип контраста. Красота, гармония волжского пейзажа противопоставлена жестокости и несправедливости человеческой жизни. Основные действия

пьесы происходят в городе Калиновце. В этом городе царят корысть и жестокость. Нет простора живым чувствам и разуму. Ложь и обман, став обыденным явлением в жизни,

калечат души людей. Нравственные законы жизни людей подменяются в Калинове законом силы, власти и денег. За высокими заборами льются “невидимые и неслышимые” слезы.

“Гроза” представляет собой поэтическое обобщение дореформенной провинциальной России, данное в жизненной и художественно-конкретной форме верхневолжского бытового

уклада и пейзажа. Основная тема пьесы-борьба новых стремлений со старыми, консервативными устоями.

 

При определении жанра пьесы «Гроза» А.Островского выделяют несколько особенностей. В первую очередь «Гроза»  - это социально – бытовая драма. Автор уделил большое

внимание бытовым характеристикам, герои пьесы вступают в конфликт с существующим укладом жизни и морали в купеческой среде. С другой стороны в произведении присутствуют

элементы трагедии по исходу конфликта и характеру главной героини.

 

Темой пьесы «Гроза»  является освобождение человеческого сознания от обветшалых догм, подчиненности авторитету религии на примере трагической любви Катерины.

 

Проблематика произведения выходит за рамки социально-бытовой драмы. На первый план выходят сразу несколько конфликтов. Во-первых, это столкновение старого

патриархального уклада жизни, где старшие властвуют над младшими, богатые — над бедным, и где общество, власть и церковь поддерживают веками сложившиеся жестокие

обычаи, с новым, ориентированным на свободу личности и выбора.

 

Во-вторых, это проблема нравственности и личного выбора. Катерина воспитана в соответствии с традиционным укладом жизни, во многом она придерживается правил и догм,

воспитанных в ней самого детства. Полюбив другого мужчину, Катерина чувствует муки совести тяжёлый внутренний разлад. Нравственный долг перед мужем не позволяет ей

скрывать правду и она публично сознается в своем грехе. Но в тоже время новая любовь побуждает в Катерине смутное стремление к личной свободе, поиску настоящих

нравственных идеалов. Развязка становится для Катерины трагической. Муки совести и жестокие укоры свекрови, вечная «тюрьма» домашних стен, а также невозможность

счастья с любимым человеком  - все это лишает Катерину последних сил.  И  поэтому Катерина решается ещё более страшный грех – она бросается с обрыва в Волгу.

 

Во многом название «Гроза» передают атмосферу произведения. Действия в пьесе создают цепь связанных между собой и нарастающих конфликтов, предающих кризис сложившегося

уклада жизни.

 

Город Калинов и его обитатели:

 

Город Калинов на Волге - собирательный образ волжских городов - хранителей традиций русского уклада жизни. Вид далеких волжских берегов, открывающийся в начале пьесы и

песня "Среди долины ровныя", которую поет житель города Кулигин, придают общероссийский масштаб всему происходящему. Пейзажный фон, позволяющий по контрасту лучше

понять атмосферу жизни калиновцев; Мертвая замкнутость жизни в городе. Неразвитость мышления жителей города (эпизод с Феклушей).- Состояние жизни в городе можно

оценить как "предгрозовое" - пошатнулся старый уклад жизни, обнаружилась его ветхость и непригодность для новой жизни. Внешне же пока все выглядит спокойным.

 

Основной конфликт драмы - столкновение самодуров и их жертв. В пьесе он воплощается как конфликт семейный - столкновение молодой Катерины Кабановой со свекровью,

почитаемой в городе купчихой Марфой Игнатьевной Кабановой. Семейная драма, которая закончилась так трагично, отражает состояние общества в предреформенную эпоху.

 

Герои. Марфа Кабанова и купец Савел Дикой - патриархальный уклад. Дикой - тип самодура, Кабанова - символ догматизма, она защищает уже не только смысл старых традиций,

но и форму (например, требует от Катерины падать на землю и причитать при отьезде мужа). Жизненная позиция Кулигина. Кулигин и Феклуша - полярное понимание и отношение

к нравам "темного царства". Варвара и Кудряш.

 

ОБРАЗ КАТЕРИНЫ В ДРАМЕ А.Н. ОСТРОВСКОГО "ГРОЗА"

 

Черты Катерины, сложившиеся в родительском доме: религиозность, поэтичность натуры, жизнерадостность, ощущение полноты жизни, любовь к природе. Катерина в доме

Кабановых: ощущение подневольности, невыносимости однообразия и скуки жизни; сдержанность и терпение; неумение и нежелание лгать и скрывать свои проступки. Черты

Катерины, раскрывшиеся в любви к Борису: сила и глубина чувства, проснувшаяся жажда любви, независимости, счастья; внутренний разлад между желаниями и привитыми с

детства принципами морали и религии; готовность умереть, чтобы не жить в рабстве без любви и счастья. Образ Катерины в пьесе - воплощение живых народных традиций

(проанализировать речь Катерины - она зачастую строится на образах народных лирических песен). Трагедия Катерины - одиночество: муж отталкивает ее, возлюбленный

оставляет, Варвара просто не понимает ее (они - носительницы разных типов морали). Катерина в драме Островского выражает лучшее, что есть в народном начале, гибель ее

символизирует близкий конец этого неповторимого народного мира под давлением исторических событий. Но и над старым миром нависла "гроза".

 

Н.А. Добролюбов назвал Катерину "лучом света в темном царстве", а Д.И. Писарев - "полоумной мечтательницей". Ошибка Добролюбова в том, что он отделил Катерину от ее

среды. Писарев не отрывает Катерину от ее мира, но отказывает ее образу в возвышенном, светлом значении. Н.А. Добролюбов, "Луч света в темном царстве".

 

Основы новой критики. Отличие Островского от других писателей, изображавших "внутреннюю сторону жизни". Основное содержание драм Островского. Причины власти самодура и

безответность окружающих его лиц. Необходимость в пьесах Островского второстепенных лиц. Изображение провинциальной жизни. Дикой и Кабаниха. Особенности драмы "Гроза".

Особенности характера Катерины: свободолюбие, невозможность компромисса в сочетании с религиозностью и романтической мечтательностью, привитых воспитанием. Катерине

свойственны такие качества как честность, ответственность, цельность, гармоничность. Причины выявления сильного характера у женщины. "В цельности и гармонии характера

Катерины заключается его сила..." Ничего в нем нет внешнего, чужого, а все выходит как-то изнутри. Всякий внешний диссонанс она старается согласить с гармонией своей

души, всякий недостаток покрывает из полноты своих внутренних сил. Ее поступки находятся в гармонии с ее натурой, они для нее естественны, необходимы, она не может от

них отказаться, хотя бы это имело самые гибельные последствия". Добролюбов считает, что освобождение ценой собственной жизни "грустно" и "горько", но другого выхода

нет. "Хорошо, что нашлась в бедной женщине решимость хоть на этот страшный выход. В том и сила ее характера".

 

Пьеса А.Островского «Гроза» по праву считается одной из вершин его литературной деятельности. Изданная накануне реформ 1861 года, она во многом описала перелом,

происходящий в общественном сознании народа.

 

Действие пьесы разворачивается в вымышленном городе Калинове на берегу Волги. Большое внимание автор уделает описанию красот  природы и обычной жизни провинциального

города. Калинов как будто застыл в замкнутой патриархальной эпохе, ему чужды нововведения и новости из «внешнего» мира.  Повседневную жизнь жителей города с её нищетой,

бесправием и жестокостью автор противопоставляет редким моментам ночных гуляний молодежи, воспоминаниям Катерины о счастливом детстве и картинам волжских пейзажей. По

мере развития сюжета нарастает ощущение удушливой замкнутости калиновского мира.

 

Автор «населяет» город разнообразными жителями. С первого взгляда кажется, что они все разные, но всех их объединяет схожие понятия и представления этого маленького

замкнутого мира. В первую очередь это Кабаниха и Дикой, поборники калиновской патриархальной морали и обычаев.  Многие, такие как Варвара и Кудряш, предпочитают

формально признавать над собой власть обычаев, хотя на практике тайно идут против неё.  Даже ученый Кулигин, пытающийся внедрить свои изобретения, рассуждает о научной

мысли, которая глубоко устарела даже для 19 века. Приезжий из Москвы Борис, человек образованный и воспитанный, тоже вынужден покорится этому городу, принять его

правила.

 

 Главными действующими лицами пьесы являются Катерина и Кабаниха. Две сильные женщины, каждая из которых отстаивает свою правду. Кабаниха представляет собой мир

устаревшей патриархальной морали, она  всеми силами отстаивает этот уклад жизни, стремится отсрочить его отмирание и угасание.  Катерина же стремится освободиться от

оков принуждения и преклонения. Её манит мечта, духовность, искренность.   При этом во многом невестка и свекровь схожи – обе сильны духом и безкопромиссны, а также

глубоко религиозны.

 

В душе Катерины просыпается любовь, но не к своему мужу. Она влюбляется в другого мужчину, хотя и пытается этому сопротивляться. Для неё измена мужу – страшный грех,

нарушение нравственных и религиозных законов. Для Катерины  заповеди церкви и патриархального мира  имеют сильнейшее значение.  Она хочет быть чистой и безупречной.

Однако в своих терзаниях Катерина не находит поддержки ни в муже ни в Варваре.

 

После своего грехопадения Катерина не смогла скрывать перед мужем и людьми свою вину. Она осознает совершенный ею грех и в тоже время счастье настоящей любви. Она не

видит себе прощения и конца мук совести, считает свою душу погубленной. Поэтому решается на ещё более страшный  с религиозной точки зрения грех  - самоубийство.

 

Для Кабанихи – публичное признание Катерины и последующий бунт сына, страшное потрясение. Она чувствует как гибнет её мир и наступает хаос.

 

 Произведение «Гроза» выходит далеко за рамки обычного социально-бытового конфликта. Трагедия  Катерины на своем примере показала перелом, происходивший в народном

сознании, когда на первое место стала выходить свобода личности и волеизъявления, противостоя существующим традициям и укладу жизни.

 

 


08.01.2016; 10:50
хиты: 217
рейтинг:0
Гуманитарные науки
литература
русская литература
для добавления комментариев необходимо авторизироваться.
  Copyright © 2013-2024. All Rights Reserved. помощь