пользователей: 30398
предметов: 12406
вопросов: 234839
Конспект-online
РЕГИСТРАЦИЯ ЭКСКУРСИЯ

Основные темы лирики А.К. Толстого. Анализ стихотворения «Средь шумного бала». Общая характеристика сатирического творчества.

Формирование мировоззрения, эстетических взглядов и лит. вкусов Толстого относится к 30-м годам, когда, несмотря на огромные завоевания рус. лит-ры, влияние

романтических идей было еще весьма значительно.

Толстой придерживался идеалистического понимания сущности и задач искусства. Иск-во для него-мост между земным миром и "мирами иными", а источником творчества явл-ся не

окружающая художника действительность, а "царство вечных идей". Целостное познание мира, которое недоступно науке, изучающее якобы отдельные, раздробленные явления природы;

Интуитивное и  целостное познание мира,  недоступное науке, иррациональность,  независимость от злобы дня -  вот,  в понимании Толстого, черты подлинного искусства.

Отличительная особенность поэзии А. Толстого — искренний, интимный тон, открытость лирического голоса, за которым угадывается сильная и незаурядная, но исключительно

скромная натура. С какой-то деликатной нежностью поэт касается интимных сторон души или переживаний другого человека. Эти черты во многом определили успех его любовной

лирики, где душевная чуткость и утонченный артистизм соединились с глубиной страсти и робкой застенчивостью.

 

Толстой умел передать самую атмосферу нежной влюбленности, едва уловимого интереса, который внезапно проявляют друг к другу совсем незнакомые и до тех пор чужие люди.

 

Любовь, как и природа, противостояли у Толстого тусклой, прозаической обыденности. В этих переживаниях цельно и полно выражалась его душа. Но была у поэта еще одна заветная

тема — русская история, где дорогие для него черты национального характера воплощались в объективных образах. В свернутом виде эпический элемент присущ и лирическим

стихотворениям поэта. Уже самый ввод в лирическое стихотворение не только носителя эмоции («я»), но и другого сознания (лирического персонажа) предполагал сюжетность

и отчасти драматизацию лирических жанров.

 

В лирике А. К. Толстого есть основные, излюбленные темы: природы в ее земной красоте ("Крымские очерки"), любви ("Средь шумного бала..","То было раннею весной..." и др.),

тема веры - как пути к единению людей ("Иоанн Дамаскин"). Его стихи часто близки к песне. Более 70 стихотворений А. К. Толстого положены на музыку русскими композиторами.

Особо важной для А. К. Толстого была тема историческая. И. С. Тургенев считал, что в жанре исторической баллады Толстой не знал соперников. Характерно, что историческая

тема у Толстого не обособляется: исторические образы и мотивы входят в лирическую ткань и, наоборот, так же легко и органично, как легендарное прошлое, соединяются с

современностью ("Чужое горе", "Илья Муромец").

 

Лирические стихи А. К. Толстого отличает импровизационность. Поэт сознательно допускает небрежность рифмовки, стилистическую свободу и раскованность. Ему важно создать

художественный эффект сиюминутности, нерукотворности вылившейся из-под его пера поэтической миниатюры.Легкая «небрежность» придавала стихам Толстого трепетную правдивость,

искренность и теплоту в передаче рождающегося чувства, в изображении возвышенных, идеальных состояний души.

 

В русской любовной лирике Толстой занимает уникальное место. Его любовная лирика, особенно 1850-х годов, рисует образ человека исключительной нравственной цельности.

Его здоровой и сильной натуре чужды появляющиеся позднее паралич воли, сомнение, ему присущи крепость души, надежность и прочность. «Я стою надежно и прочно!» — писал

поэт. В любви Толстой видел основное начало жизни. Любовь пробуждает в человеке творческую энергию. Эта жизненная сила любви, свойственная всему бытию, придавала

любовной лирике поэта светлый, победительный тон и оптимистические интонации, которые сам Толстой считал отличительным признаком своей поэзии.

 

Русский поэт и писатель Алексей Толстой не был повесой и ловеласом, однако в 33-летнем возрасте все же скомпрометировал себя романом с замужней Софьей Алексеевной

Миллер. Он познакомился с ней на одном из светских приемов и был поражен не столько красотой женщины, сколько ее блестящей эрудицией. По воспоминаниям очевидцев, Софья

Миллер в совершенстве знала 14 иностранных языков, интересовалась не только музыкой, живописью и литературой, но и естественными науками. Однако в то время ее таланты

по достоинству могли оценить лишь избранные, одним из которых оказался Алексей Толстой.

 

Практически сразу же после знакомства с этой незаурядной женщиной поэт написал стихотворение «Средь шумного бала, случайно…», в котором попытался передать впечатления

от первой встречи с той, которой впоследствии суждено будет стать его супругой. Автору сразу же бросилось в глаза то, что Софья Миллер была выше светской суеты и

держалась обособленно, при этом на ее лице лежал некий отпечаток тайны. «Лишь очи печально глядели, а голос так дивно звучал», — отмечает поэт.

 

В строках этого стихотворения Толстой повествует о всей непроизвольности знакомства, сказать, что эта женщина сразу заинтересовала его своим взглядом

("...понравился...задумчивый вид"), своим голосом ("звон отдалённой свирели"), выделяет её характерные признаки, такие как "печальные очи", "весёлая речь" сразу же

залегли в его сердце ("в моём сердце звучит").

 

Когда автору грустно, он, усталый, отдыхает, перед ним возникают её грустные глаза, её звонкий голос, весёлая речь. Он грустит о том, что её нет рядом с ним, что

засыпает в одиночестве, так и не может понять своё сердце и чувства: любовь это, или другое какое-то чувство. И всё-таки ему кажется, что это-любовь.

 Композиция стихотворения достаточно проста. Здесь легко можно обнаружить две части. Первые три строфы-катрена—воспоминание о первой встрече с любимой, ее описание.

Последние две строфы удивительно точно воссоздают внутренний мир лирического героя. Между этими композиционными частями существует незримая , но очень тесная смысловая связь.

 Портретные черты героини размыты: «очи печально глядели», « задумчивый вид». Но сквозь них проступает явно романтическое восприятие: голос звучит, «как звон отдаленной

свирели», « как моря играющий вал». В описании любимой поэта нет эмоционально-окрашенных эпитетов. Это придает образу большую конкретность и индивидуальность. Во второй

части стихотворения автор изображает чувства героя в переломный момент жизни. Мы ощущаем одиночество поэта. Образ далекой любимой стоит у него перед глазами. Может быть,

это любовь? Во всяком случае, самому поэту кажется, что да. Так возникает еще один образ—возвышенной романтической любви, порожденной неприятием прозы светской жизни,

стремлением оказаться в таинственном мире загадочного, нежным вниманием и сочувствием к чужому «я». Думается, что это еще только « предрасположенность» к любви. Какая

очаровательная робость в концовке стихотворения: "Люблю ли тебя—я не знаю, Но кажется мне, что люблю!"

 

 Все стихотворение состоит из ряда противопоставлений, контрастов: шумный бал и тихие часы ночи, многолюдство толпы и одиночество героя, поэтическая возлюбленная среди

прозы « мирской суеты», ее веселая речь и печальные очи, грустный и звонкий смех –все это парадоксальные сочетания создают хрупкий, подернутый дымкой таинственности

образ героини стихотворения. За обычной светской внешностью—скрытая ото всех внутренняя жизнь.  Произведение звучит неторопливо, мелодично, как бы поется. Мне кажется,

это происходит потому, что в основе ритмической структуры миниатюры—трехстопный амфибрахий. Этот размер считается очень музыкальным и характерным для романса. Может

быть, поэтому стихотворение и стало песней.  Полная перекрестная рифма придает строфе тоже мягкое звучание. А чередование мужской и женской рифмы вносит разнообразие

в размер стихотворения. Язык этой миниатюры очень органичен. Толстой не прибегает к особенной образности, но в то же время прекрасно использует различные художественные

приемы.: эпитеты , сравнения, олицетворения, повторы.

 Важную стилистическую роль играет инверсия («стан тонкий», «смех грустный и звонкий», «часы одинокие», «в грезах неведомых», «люблю я»), повышая выразительность поэтической

речи, усиливая смысловую нагрузку слов. А.К.Толстой использует в своей миниатюре только сложные предложения, т.е. и синтаксис подчеркивает глубину и неисчерпаемость

чувств поэта.  Автор стихотворения – последняя романтическая фигура на небосклоне российской поэзии. Его творчество стало заметным явлением в литературе «золотого века».

Оно стало благодатным материалом для композиторов. На стихи Толстого писали музыку Чайковский и Римский-Корсаков, Бородин и Рахманинов. Их прельщала и очаровывала

«муза грусти и печали», созвучная душе и сердцу русского человека. Поэзией Алексея Константиновича восхищались Блок и Брюсов. Она привлекает и современных читателей

простотой, песенностью и содержащимся в ней зарядом нравственности. 

 

*******

 

 Юмористически-сатирические выходки Алексея Константиновича Толстого против течений 60-х гг. ("Порой веселой мая", "Поток-богатырь" и др.) не мало повлияла на дурное

отношение к нему известной части критики. Видное место занимают юмористические пассажи и в цикле толстовских обработок былинных сюжетов. Никогда не стесняясь в своих

юмористических выходках посторонними соображениями, этот, по мнению многих из своих литературных противников, "консервативный" поэт написал несколько юмористических

поэм, до сих пор не включаемых в собрание его сочинений и (не считая заграничных изданий) попавших в печать только в восьмидесятых годах.

 

   В ряду этих поэм особенною известностью пользуются две: "Очерк русской истории от Гостомысла до Тимашева" и "Сон Попова". Первая из них представляет собою

юмористическое обозрение почти всех главных событий истории России, с постоянным припевом: "порядка только нет". Поэма написана в намеренно вульгарном тоне, что не

мешает некоторым характеристикам быть очень меткими (напр. об Екатерине II: "Madame, при вас на диво порядок процветет" - писали ей учтиво Вольтер и Дидерот; "лишь

надобно народу, которому вы мать, скорее дать свободу, скорей свободу дать".

Особое место в сатирическом творчестве писателя за­нимает Козьма Прутков — коллективный псевдоним А. К. Толстого и его двоюродных братьев Алексея Михайловича и

Владимира Михайловича Жемчужниковых, выступавших со стихами, баснями, афоризмами, комедиями, литературными пародиями, написанными от лица поэта-чиновника, самодовольного

и тупого, добродушного и благонамеренного, который судит обо всем на свете с казенно-бюрократической точки зрения. Впервые имя Козьмы Пруткова появилось в юмористическом

приложении к некрасовскому журналу «Современник» под названием «Лите­ратурный ералаш» в 1854 году. В «Досугах Козьмы Пруткова», опубликованных здесь, пародировалась

самодовольная пошлость, мнимое величие человека с «усеченным» бюрократическим миросозерцанием. Литературные друзья и собратья пародировали эпигонский романтизм

популярного в те годы поэта Бенедиктова («Аквилон»), издевались над сторонниками «чистого искусства» («Философ в бане»), над современной лженаукой («Предисловие к

«Гисторическим материалам...»), спорили со славянофилами («Разни­ца вкусов»). Произведения Козьмы Пруткова печатались в 1859—1863 годах в «Искре», «Современнике»,

«Развлече­нии». Друзья придумали и опубликовали вымышленный портрет Козьмы Пруткова. А в 1863 году, решив расстать­ся с этой литературной забавой, они напечатали в

«Совре­меннике» «Краткий некролог», извещая о смерти знамени­того автора басен и афоризмов.

 

 


08.01.2016; 10:47
хиты: 178
рейтинг:0
Гуманитарные науки
литература
русская литература
для добавления комментариев необходимо авторизироваться.
  Copyright © 2013-2024. All Rights Reserved. помощь