пользователей: 30398
предметов: 12406
вопросов: 234839
Конспект-online
РЕГИСТРАЦИЯ ЭКСКУРСИЯ

Проблема счастья и долга в романе И.С. Тургенева «Дворянское гнездо». Поэтика.

Роман “Дворянское гнездо” был написан в 1858 году, когда страна переживала новые времена. Только что умер Николай I,

Крымская война окончилась поражением России, от нового царя — Александра II — ожидали реформ. Перед обществом встал

вопрос: как жить? И. С. Тургенев как писатель, всегда чутко откликающийся на социальные проблемы, не мог обойти этот

вопрос в своем произведении.

 

“...Что же вы намерены делать?” — спрашивает один из персонажей романа, Паншин, у главного героя, Лаврецкого.

“Пахать землю, — ответил Лаврецкий, — и стараться как можно лучше ее пахать”. “Пахать землю”, то есть не спеша, но

основательно, без громких фраз и чрезмерных претензий преобразовывать действительность. Только так, по убеждению

писателя, можно добиться изменения всей общественной и политической жизни в России. Писарев отмечал, что Лаврецкому

никогда не изменяют здравый практический смысл и русское добродушие, всегда искреннее, хоть и простоватое. Герой прост

в выражении радости и горя, ему не присущи возгласы и красивые жесты, не потому, что он подавляет их, а потому, что это

не в его природе. В своих взглядах Лаврецкий близок славянофильству, видит истину в народе, верит в самостоятельность

России.

 

Близость персонажа писателю проявляется и в другом: в понимании чувства ответственности. Когда его мечты о личном счастье

рушатся, он упрекает прежде всего самого себя: жажда счастья отвлекла его от того, что он признавал своей первостепенной

обязанностью.

 

Лаврецкий пережил тяжелый кризис, укрепился в несчастье и научился без страха глядеть в глаза надвигающемуся времени.

Именно “чувство родины” помогает ему изгнать из души скорбь о прошлом. Поэтому-то в эпилоге Тургенев и пишет о своем

герое, что тому “сожалеть... было о чем, стыдиться нечего”.

 

Но даже более чем с образом Лаврецкого мысль о необходимости подчинить свою жизнь долгу связана с образом Лизы Калитиной.

Писарев, правда, признавая всю прелесть героини, считал, что долг она понимает неправильно, что есть следствие недостатка

воспитания, но это очень узкая трактовка образа. Лиза необыкновенно гармоничная натура. Она живет в ладу с миром людей и

природы, а когда теряет эту связь, то уходит служить Богу, не хочет идти ни на какие сделки с совестью, это противоречит

ее нравственным принципам, а через них она никогда не переступит. И это очень роднит Лизу Калитину с Татьяной Лариной.

Внутренняя красота Лизы заключена в полном и безусловном самопожертвовании, в остром ощущении невозможности основать

свое счастье на несчастии другого. Естественное и нравственное в человеке часто находится в антагонистическом

столкновении. Нравственный подвиг — в самопожертвовании. Исполняя долг, человек обретает нравственную свободу. Эти идеи

очень отчетливо прозвучали в романе “Дворянское гнездо”.

 

Среди “тургеневских девушек” Лиза Калитина занимает особое положение. Она также обладает целостностью характера и сильной

волей, но стремится не к общественно-практической деятельности, а к совершенствованию собственной личности. Однако она не

хочет и отделиться от “мира всеобщего”. Лиза не просто ощущает греховность своего стремления к счастью — ее пронзает

чувство вины за несовершенство окружающей жизни и своего сословия. “Такой урок недаром; да я уж не в первый раз об этом

думаю. Счастье ко мне не шло; даже когда у меня были надежды на счастье, сердце у меня все щемило. Я все знаю, и свои

грехи, и чужие, и как папенька богатство наше нажил; я знаю все. Все это отмолить, отмолить надо”. Самопожертвование у

Лизы имеет яркую религиозную окраску.

   

Пути Лаврецкого и Лизы, без сомнения, для многих литературных критиков того времени представлялись как пути, заводящие в

тупик. Лаврецкий очень похож на своего литературного современника — Обломова. Оба наделены прекрасными душевными

качествами: добротой, кротостью, благородством. Оба не хотят участвовать в суете окружающей несправедливой жизни. Однако

своих дел ни у того ни у другого нет. Бездеятельность — это трагедия.

Роман “Дворянское гнездо” призывает избавиться от этой болезни.

 

Романы в творчестве Тургенева представляют собой особую разновидность (в отличие от повестей). Тургенев создал очень узнаваемый тип романа, наделённый устойчивыми чертами, характерными для 5 его романов. Прежде всего, есть устойчивая композиция, в центре сюжета всегда девушка, для которой характерна неброская красота, развитость (что не всегда значит, что она умная и образованная), нравственная сила (она всегда сильнее мужчины). Богатырь с конём в кармане у женщины – очень тургеневский ход. К тому же всегда выстраивается целая галерея претендентов на её руку, она выбирает одного и этот один – главный герой романа, вместе с тем это тот тип, который наиболее важен для Тургенева и для России. Сам этот герой строится на соединении двух сфер и двух способов оценки его личности и его поступков: одна сфера – историческая, другая – общечеловеческая. Тургенев выстраивает образ так, что ничего из этого не доминирует. Герой и героиня, как положено, влюбляются друг в друга, но обязательно на пути к их счастью есть какое-то препятствие, которое не даёт им возможности сразу броситься в объятия друг друга. В ходе развития сюжета эти препятствия снимаются, но в тот момент, когда, казалось, уже всё хорошо, возникает ещё одно фатальное препятствие, из-за которого они быть вместе не могут. 


07.01.2016; 17:05
хиты: 186
рейтинг:0
Гуманитарные науки
литература
русская литература
для добавления комментариев необходимо авторизироваться.
  Copyright © 2013-2024. All Rights Reserved. помощь