пользователей: 30398
предметов: 12406
вопросов: 234839
Конспект-online
РЕГИСТРАЦИЯ ЭКСКУРСИЯ

«Записки охотника» И.С. Тургенева. Проблема единства цикла (чем обусловлено). В.Г. Белинский о «Записках охотника».

История создания "Записок охотника" Ивана Сергеевича Тургенева началась с публикации "пустячка", которому и сам автор,

и издатели журнала "Современник" не придавали особого значения: в 1847 году в разделе "Смесь" среди заметок на

хозяйственные темы был напечатан рассказ "Хорь и Калиныч", получивший неожиданный успех, жанр его определили как очерк.

Иван Панаев как редактор добавил к рассказу подзаголовок "Из записок охотника" (хотя продолжения в наличии не было).

Так появилось одно из самых известнейших произведений русской

литературы, образец русской классической прозы, полный тонкого психологизма и непревзойденного описания природы.

Успех "ХиК" превзошел все ожидания и побудил Тургенева к созданию целой книги под названием "Записки охотника".

 

Читающую публику покорило незаурядное мастерство автора, его небывалое доселе изображение русского крестьянина.

Тургенев взялся за перо. Работу над «Записками охотника» он продолжил за границей, куда уехал надолго в том же 1847 году.

Об этом периоде своей жизни Тургенев писал: «Я не думаю, что моё западничество лишило меня всякого сочувствия к русской

жизни, всякого понимания её особенностей и нужд.

 

В 1852 году очерки вышли под общим названием, под которым стали известны не только в России, но и в Европе.

Большинство из них были написаны Тургеневым за границей, он говорил, что ему необходимо было уехать подальше, чтобы

оттуда напасть на главного врага - крепостное право. По свидетельству очевидцев, "Записки охотника" произвели сильнейшее

впечатление на наследника престола, будущего освободителя крестьян императора Александра II.

 

«Записки охотника» были записаны мною за границей; некоторые из них -в тяжёлые минуты раздумья о том, вернуться ли мне

на родину, или нет? ...знаю только, что я, конечно, не написал бы «Записок охотника», если бы оставался в России».

В разлуке с Родиной крепла любовь писателя к ней, пробуждались детские впечатления, связанные со светлыми сторонами

русской жизни. Он вспоминал, как летом и осенью 1846 года исходил с ружьём Орловскую, Курскую и Тульскую губернию.

В памяти вставали картины деревенской и усадебной жизни, русские пейзажи, разговоры, встречи, бытовые сценки.

Так зарождались «Записки охотника», которые принесли Тургеневу широкую известность.

 

На протяжении трех лет в «Современнике» был напечатан двадцать один рассказ из «Записок охотника». Отдельное издание было

осуществлено в 1852 году с прибавлением двадцать второго рассказа -«Два помещика». Позже были написаны еще три рассказа:

«Конец Чертопханова», «Стучит», «Живые мощи». В 1880 году изданная книга состояла уже из 25 рассказов. К ним по содержанию

и форме примыкает рассказ «Муму», не включённый в этот сборник.

 

«Записки охотника»- это художественная летопись русской крепостной деревни. Впервые в этой книге крестьянин выступил

как человек огромного духовного богатства, стал литературным героем большого масштаба. Известный литератор, современник

Тургенева П. В. Анненков вспоминал, что во всех кругах русского общества на «Записки охотника» смотрели «как на проповедь

освобождения крестьян», собранные вместе в сборнике рассказы представляли собой «стройный ряд нападений, целый батальный

огонь против помещичьего быта».

 

В этой книге Иван Сергеевич выступал как зрелый мастер народного рассказа, здесь определился своеобразный

антикрепостнический пафос книги, заключавшийся в изображении сильных, мужественных и ярких народных индивидуальностей,

существование которых превращало крепостное право в позор и унижение России, в общественное явление, несовместимое с

нравственным достоинством русского человека.

Большую роль играет тургеневский рассказчик как объединяющее начало книги. Он — охотник, а охотничья страсть,

по Тургеневу, вообще свойственна русскому человеку; “дайте мужику ружье, хоть веревками связанное, да горсточку пороху,

и пойдет он бродить... по болотам да по лесам, с утра до вечера”. На этой общей для барина и мужика основе и

завязывается в книге Тургенева особый, открытый характер взаимоотношений рассказчика с людьми из народа.

 

Постепенно, от очерка к очерку, от рассказа к рассказу, нарастает в книге мысль о несообразности и нелепости

крепостнического уклада. Любой иностранный выходец чувствовал себя в России свободнее русского крестьянина. Например, в

рассказе “Однодворец Овсянников” француз Лежень превращается в дворянина. Особенно поражает образ Степушки из “Малиновой

воды”. Тургенев показывает в этом рассказе драматические последствия крепостнических отношений, их развращающее

воздействие на психологию народа. Человек привыкает к противоестественному порядку вещей, начинает считать его нормой

жизни и перестает возмущаться своим положением: “То под забором Степушка сидит и редьку гложет”. В этом же рассказе

показаны барское равнодушие, черствость, тупость по отношению к крестьянину Власу, который, потеряв сына, пешком идет в

Москву и просит барина сбавить ему оброк. Но вместо сочувствия барин прогнал бедного Власа.

 

Дружелюбие, сострадание, живой талант взаимопонимания, острая до боли человечность, воспитанная в народе жизнью, — эти

качества привлекают автора “Записок...” в русской жизни. Примечателен в этом плане рассказ “Смерть”. Русские люди умирают

удивительно, ибо и в час последнего испытания думают не о себе, а о других, о ближних.

 

Художественная целостность “Записок охотника” как единой книги поддерживается также искусством тургеневской композиции.

Необычайно чуткий ко всему сиюминутному, умеющий уловить прекрасный момент жизни, Тургенев был также свободен от всего

личного и эгоистичного. “Наше время, — говорил он, — требует уловить современность...” Все его произведения не только

попадали в “настоящий момент” общественной жизни России, но одновременно его опережали. Беспристрастная, неэгоистическая

любовь к жизни позволяла ему быть пророком. В своих произведениях он постоянно забегает вперед.

 

Основная мысль “Записок охотника” заключается в тургеневской концепции русского национального характера: недоверие к

бурным страстям и порывам, мудрое спокойствие, сдержанное проявление духовных и физических сил. “Трагическую судьбу

племени” Тургенев видел в гражданской незрелости народа, рожденной веками крепостного права. России нужны просвещенные и

честные люди, исторические деятели, призванные просветить “немую” Русь.

 

«Записки охотника» возникли в русле того литературного направления — «натуральной школы», которое стремилось на основе

реализма и демократизма к правдивому изображению жизни современного русского общества, в первую очередь его социальных

низов. «Натуральная школа» начала свою деятельность с всестороннего изображения жизни большого города и особенно тех его

углов, где ютилось городское мещанство — мелкие чиновники, ремесленники — люди, беспомощно бившиеся с нищетой. Однако к

середине 40-х годов в тематике «натуральной школы», идейным вдохновителем и руководителем которой был Белинский,

наметился явственный сдвиг.Белинский призывал писателей тех лет изображать «мужика», страдающего от «несчастных

обстоятельств жизни», говорить о народе «с участием и любовью».

 

О том, как ценил Белинский «Записки охотника», красноречиво говорит его предсмертный обзор русской литературы за 1847

год, где он писал: «Не все его рассказы одинакового достоинства: одни лучше, другие слабее, но между ними нет ни одного,

который бы чем-нибудь не был интересен, занимателен и поучителен. «Хорь и Калиныч» до сих пор остается лучшим из всех

рассказов охотника, за ним — «Бурмистр», а после «Однодворец Овсяников» и «Контора». Нельзя не пожелать, чтобы г. Тургенев

написал еще хоть целые томы таких рассказов».Такого богатства и разнообразия «типажа» русская литература до книги

Тургенева еще не знала. В поле зрения прежних писателей лишь изредка попадали женщины-крестьянски и деревенские дети.

Рассказами «Свидание», «Ермолай и мельничиха», «Бежин луг», «Живые мощи» Тургенев восполнил и этот пробел.

Повествование от лица охотника освобождает Тургенева от одностороннего, профессионального взгляда на мир. В книге сохраняется непреднамеренная простота устной речи.

 

 


07.01.2016; 17:00
хиты: 150
рейтинг:+1
Гуманитарные науки
литература
русская литература
для добавления комментариев необходимо авторизироваться.
  Copyright © 2013-2024. All Rights Reserved. помощь