Диалог у Некрасова — это внутренний спор, борьба в его душе Поэта и Гражданина. Сам автор трагически переживал этот внутренний разрыв, часто предъявлял к себе те же претензии, что и Гражданин к Поэту. Гражданин в стихотворении стыдит Поэта за бездействие, в его понимании безмерная возвышенность гражданского служения затмевает прежние идеалы свободы творчества, новая высокая цель — погибнуть за Отчизну: “...иди и гибни безупречно”.
В 1856 году им было написано стихотворение-манифест «Поэт и гражданин», где Некрасов утверждает необходимость придания творчеству гражданского содержания.
Стихотворение представляет собой диалог поэта и гражданина, у которых совершенно разные понимания смысла жизни, родины, отчизны. По сути, в стихотворении две исповеди: каждый из героев открывает душу, и становится ясно, что в идеях оппонентов нет антагонизма. Лишь недостойная слабость, трусость мешают Поэту встать рядом с Гражданином. Гражданин не может понять апатии и безразличия поэта к тому, что происходит вокруг, ибо теперь просто нельзя и невозможно быть равнодушным к жизни:
В ком чувство долга не остыло,
Кто сердцем неподкупно прям,
В ком дарованье, сила, меткость,
Тому теперь не должно спать…
Быть частью общества – вот основная задача каждого человека. До Некрасова считалось, что поэзия – это способ выражения чувств, а проза – выражение мыслей. Некрасов посмотрел на это с другой стороны: «Из гармоничного сочетания прозы с поэзией и выходит настоящая поэзия». Именно этот процесс наблюдается в его лирике. Поэт считает, что любовь к родине должна проявляться не столько в чувствах, сколько в реальных действиях, поскольку бездействие не может сделать Россию лучше. Роль поэта огромна, ибо он «глашатай истин вековых», он всегда стремится к правде и не боится ее говорить. Здесь гражданин говорит слова, которые, на мой взгляд, являются ключевыми:
Поэтом можешь ты не быть,
Но гражданином быть обязан.
Неудивительно, что данные строчки стали афоризмом.герой еще помнит те дни, когда он «честно ненавидел» и «искренно любил». Но в его жизни появилось столько недоброжелателей, ненависти, что пришлось многое переоценить. Окружающие воспринимали его слова, его стремление к истине как ложь и клевету. Нет, лирический герой не винит ни людей, ни судьбу. Когда-то он был молод и между молчанием и гибелью выбрал жизнь. Ведь ему было всего двадцать лет, и «лукаво жизнь вперед манила».
Таким образом, автор стихотворения показывает, как общество может повлиять на сознание и мировоззрение человека, что именно общество делает нас такими, какими мы есть.
Особое место в творчестве Некрасова занимают стихи, посвященные его Музе. Этот образ, парадоксальный с традиционной точки зрения, впервые появляется в 1848 году в стихотворении “Вчерашний день часу в шестом... ”. Родной сестрой Музы оказывается крестьянка — униженная, опозоренная, избиваемая кнутом.Вдохновительница поэта — Муза несчастная, поверженная, “Муза мести и печали”, гордая, стойко принимающая удары судьбы, ненавидящая, мстящая и в то же время любящая, прощающая, падшая, “униженно просящая” — все это слито в образе, который у Некрасова перестает быть символом, воплощением высокого творчества, а становится вполне зримым персонажем, обретшим плоть, характер и судьбу. Муза наделена чертами женщины из народа, который говорит ее устами.
ЭТОТ ОБРАЗ-СИМВОЛ СТАНЕТ У НЕКРАСОВА СКВОЗНЫМ, ПОСТОЯННЫМ, ТАК ЧТО МОЖНО ГОВОРИТЬ ЕЩЕ ОБ ОДНОМ НЕКРАСОВСКОМ ТЕМАТИЧЕСКОМ ЦИКЛЕ.
В письме к своему другу инженеру-путейцу А.Н. Еракову Некрасов писал: «Посылаю тебе стихи. Гак как это самые мои задушевные и любимые из написанных мною в последнее время, то посвящаю их тебе, самому дорогому моему другу». Обращаясь к молодому поколению, поэт выбирает жанр элегии, в которой изображает бедственное положение народа и определяет высокое назначение поэзии. Некрасов в этот период занимается разработкой принципов элегического жанра, поэтому здесь прослеживается тесная связь лирического героя с жизненным материалом, то есть раздумья лирического героя на лоне сельской природы, при виде крестьянского труда, крестьянских радостей и невзгод. Главная тема стихотворения — приверженность пушкинской традиции, но в ином ключе.Некрасов продолжает разговор об унизительном положении народа, освобожденного от рабства. Таким образом, тема судьбы нищего народа, покорного бичам, переходит от Пушкина (стихотворение «Деревня») к Некрасову. Постепенно одический, поучительный тон переходит в вопросительный, имеющий оттенок самоиронии, сомнения. Отсюда использование риторических вопросов в трех первых частях стихотворения.
Кульминацией одической части является строка: «Я лиру посвятил народу своему…»; элегической — «Уж вечер настает, волнуемый мечтами…» В первой части отчетливо прослеживается традиция Г.Р. Державина и А.С. Пушкина. Во второй части вечерняя тишина и покой способствуют озарению мысли лирического героя, гармонии его души; природа и человек приходят в состояние гармонии («Природа внемлет мне…»). Художник- творец может жить только в служении народу, а не себе. Финал стихотворения трагичен: поэзия и народ разобщены: Но тот, о ком пою в вечерней тишине, Кому посвящены мечтания поэта - Увы не внемлет он — и не дает ответа… Лирический герой Некрасова и на лоне природы не находит успокоительного разрешения мучительных «тайных дум» о «народном враге», которому он «сулит проклятия», об освобожденном от рабства, но по-прежнему бесправном народе. Некрасовская элегия продолжает традицию Пушкина в сторону драматизации жанра, которая достигается не с помощью использования внешних художественных приемов, а через углубление конфликтности поэтической мысли стихотворения, через драматизацию его темы.
Николай Некрасов, как и многие его предшественники, нередко задавался вопросом о том, какая роль в обществе отведена литератору. Размышляя на эту тему, в 1852 году он создал стихотворение «Блажен незлобивый поэт…», посвященное годовщине смерти Николая Гоголя. Имя адресата ни разу не упоминается в этом произведении, так как к тому моменту Гоголь находился в опале. Однако Некрасов был убежден, что Россия потеряла одного из величайших русских писателей, вклад которого в литературу еще предстоит оценить потомкам.
В своем стихотворении автор проводит четкую грань между поэтами, творчество которых нравится обывателям, и теми, чьи стихи вызывают у читателей бурю возмущения. Первых он называет незлобивыми и блаженными, так как они всегда живут в мире с самими собой и с окружающими. Их стихи лишены критики и сарказма, но при этом не заставляют задумываться людей над проблемами, которые есть у каждого. Такой поэт «прочно властвует толпой с своей миролюбивой лирой» и при этом может рассчитывать на то, что памятник от благодарных почитателей будет поставлен ему еще при жизни. Но пройдут года, и его творчество, не несущее в себе ни крупицы рационализма, пустое и лишенное истинных эмоций, канет в небытие.
Вторая категория поэтов – это прирожденные бунтари, которые не только видят все пороки и недостатки общества, но и вскрывают их в своих произведениях. Поэтому вполне естественно, что их стихи не любит никто. Даже здравомыслящие люди, осознающие, что каждая строчка такого обличительного стихотворения призвана изменить мир к лучшему, предпочитают присоединиться к возмущенной толпе, в которой «со всех сторон» клянут автора. Более того, его совершенно не воспринимают всерьез, так как обида от справедливо, но подчас очень жесткой критики, мешает осознать, что в стихах есть доля истины.
Однако хулу и проклятия в свой адрес такой поэт воспринимает, как «звуки одобренья», понимая, что сумел затронуть стихами душу людей, вызвать у них пусть и негативные, но все же яркие эмоции. В его словах, подчас обидных и грубых, любви и справедливости гораздо больше, чем в елейных речах того, кто предпочитает критике хвалебные оды. Но, к сожалению, судьба поэта-бунтаря всегда трагична: выступив против общества, он никогда не сможет рассчитывать на признание. И лишь после его смерти те, кто считал такого поэта смутьяном и невеждой, «как много сделал он, поймут, и как любил он – ненавидя!».
Поэтическая деятельность Некрасова завершилась сборником «Последние песни», содержание котopoгo составили лирические стихотворения, поэма «Современники» и oтрывки из поэмы «Мать». Многими темами и мотивами этот сборник связан с предыдущим творчеством поэта. И вместе с тем это итоговая книга, которой неизлечимо больной Некрасов придавал большое значение. Гopecтное прощание с жизнью сочетается в последних стихотворениях Некрасова с жизнеутверждающим пафосом, с идеей жертвенного служения «великим целям Beкa».