пользователей: 30398
предметов: 12406
вопросов: 234839
Конспект-online
РЕГИСТРАЦИЯ ЭКСКУРСИЯ

Театральность романа У.М. Теккерея «Ярмарка тщеславия».

Театральность (театр+игра+приемы) связана с театрализацией (это строго срежисированное действо: творч. воля худ-ка, который сознательно моделирует свою худож. реальность). Театрализация всегда предполаг-ет разделение на актеров (кто играет) и зрителей (для кого играют). Театральность-использование драматич. приемов в недрамат. тексте (обилие диалогов, ремарки, монологи, игровое поведение героев). На стыке понятий игра и театрализация появл-ся понятие "театральность".

Поэтику романа "Ярмарка тщеславия" определяет принцип театрализации. Как подчеркивает В.С. Вахрушев принцип театрализации красной нитью проходит через весь роман. Перед глазами читателя раскрывается тот факт, что герои, действовавшие в «Ярмарке тщеславия», это всего лишь куклы, марионетки, которыми руководит кукольник, дергая за ниточки тщеславия. Они же думают, что действуют абсолютно автономно. Например, Ребекка даже вообразила себя Кукольником, разыгрывая куклами смешные сценки перед зрителями, умело играя на чувствах людей, на их слабостях для достижения цели. Бекки, как известно, чувствуя всю пустоту светского общества, однажды сама признаётся своему мужу, что самым уместным для неё было бы «надеть усыпанный блёстками костюм и танцевать на ярмарке». Она всю жизнь ведёт сложную игру с окружающими и с собой, лицемерит и играет разные роли смотря по обстоятельствам.

Формула романного нарратива (повествования):
1. Автор (кукольник), 2. Романный мир+ персы, 3. Читатель ("внутритекстовый зритель").
В композиции произв-я театральность будет проявл-ся за счет приема монтажа, деления на сцены, вкрапления цитат, в рисунках.

Принцип театрализации является очень важным для «Ярмарки Тщеславия», так как является элементом сатирического изображения окружающего главных героев мира. Театрализация придает лицам, действовавшим в романе, универсального значения. Именно поэтому Аксерольд утверждает, что герои «Ярмарки Тщеславия» - это снобы «всех времен и народов», живущие по закону достижения успеха любыми путями в любой стране и в любую эпоху. «Снобизм, в понимании Теккерея, - это ёмкая социально – психологическая категория, которая связана с отчуждением и является одним из аспектов театрализации жизни. Сноб – человек, явно завышающий значение ценностей социальной иерархии и играющий чуждые естеству роли в обществе. В снобизме две взаимосвязанные стороны – низкопоклонство перед вышестоящими и презрение к низшим». На Ярмарке Тщеславия в погоне за деньгами, почестями, положением в обществе забываются истинные ценности. Человек ценится по счету в банке, титулу и возможности что-то дать: «В ваших дружеских чувствах к богачу столько же искренности, как и в ответном к вам расположении. Вы любите деньги, а не самого человека!». Потому и заискивают родственники перед богатой мисс Кроули, потому и расторгает Осборн – старший помолвку своего сына с дочерью обанкротившегося дельца – эсквайра. «Подобно многим состоятельным людям, мисс Кроули привыкла пользоваться услугами низших до тех пор, пока это было ей нужно, и, нимало не задумываясь, отпускала их от себя, едва эта надобность проходила. Некоторым богатым людям органически несвойственна благодарность». Как только человек перестает быть нужным, он отодвигается в сторону. Таковы планы мисс Кроули в отношении Ребекки, так Ребекка поступает с сыном и Родоном. Таков мир пьесы, разыгрываемой Кукольником, таков мир Ярмарки Тщеславия. 

Предисловие   романа   озаглавлено   «Перед   занавесом».   В   нём   мир представляется  как  Ярмарка,  на  которой  в   балагане   и   разыгрывается представление,  занимающее  основное  место  в  романе.  Кукольник  созывает зрителей, представляя им некоторых  кукол:  Ребекку,  Эмилию,  Доббина.  Как заправский зазывала он приглашает людей посмотреть зрелище, в  котором  есть всё: кровопролитные сражения, величественные и пышные  карусели,  сцены  из великосветской жизни, а  также  из  жизни  очень  скромных  людей,  любовные эпизоды для чувствительных сердец, а также комические, в лёгком  жанре.

Роман У. М. Теккерея «Ярмарка тщеславия» представляет собой произведение, обладающее художественной характеристикой «театральности». Театрализация придает лицам, действующим в романе, универсальное значения. Как отмечает М. А. Маслова, игровой подход к литературе как один из важнейших эстетических принципов У. Теккерея проявляется и на уровне жанровой формы, и в системе образов, и в авторских размышлениях, и в стилистическом оформлении материала. Игровое начало реализуется с помощью гротеска и приема маски, что является основным приемом в характеристике Бекки Шарп, которая представлена целым «набором масок» («змея, «лиса», «сирена», «Клитемнестра»). Пародийно - игровой аспект проявляется и на уровне стилизации. У. М. Теккерей манипулирует, играет различными точками зрения на один и тот же предмет, отрицая абсолютную истину.


06.01.2016; 13:07
хиты: 185
рейтинг:0
Гуманитарные науки
литература
для добавления комментариев необходимо авторизироваться.
  Copyright © 2013-2024. All Rights Reserved. помощь