пользователей: 30398
предметов: 12406
вопросов: 234839
Конспект-online
РЕГИСТРАЦИЯ ЭКСКУРСИЯ

Проблемы соотношения искусства и действительности, правдивости в искусстве в рассказе О. де Бальзака «Неведомый шедевр».

Оноре Бальзак – сын нотариуса, разбогатевшего во время наполеоновских войн. Его романы стали как бы эталоном реализма первой половины 19 века. Писатель буржуазии, хозяина новой жизни. Он потому и отвернулся от утверждения В. Гюго, что "действительность в искусстве не есть действительность в жизни", и видел задачу своего великого произведения в показе не «воображаемых фактов», а в показе того, что «происходит всюду». "Повсюду" сейчас – торжество капитализма, самоутверждение буржуазного общества.

Показ утвердившегося буржуазного общества – такова основная задача, поставленная историей перед лит-рой – и Б. ее разрешает в своих романах.
В « Письмах о литературе, театре и искусстве» Бальзак утверждает, что писатель даёт не частные наблюдения, но, обобщая единичное и осмысливая его суть, создаёт типы,  основные черты каждого из которых читатель может обнаружить в окружающем его мире.  Субъективность романтика уступает место аналитизму и научному подходу к творческому процессу реалиста. В Германии Гегель в своих « Лекциях по эстетике» отмечал типизацию. Как новое в искусстве, ибо поэт должен не «творить в беспамятстве» как это делали романтики, но отбирая из жизни самое характерное и осмысливая его.  Бальзак явно не слушавших лекций Гегеля, шел по тому же пути, ибо само развитие искусства диктовало новый подход.

В "Письмах..." Бальзак обосновывает свое понимание типа. Тип-широкое обобщение+тонкая индивидуальность человеческого характера. Также он стремится установить взаимосвязь формы и содержания, которые находятся в единстве: "Форма всегда содержательна". Бальзак отдает предпочтение содержанию. Любая форма должна облекать глубокое и мудрое содержание.
В статье 1840 года « Этюд о Бейле» Бальзак назвал свой метод «литературным эклектицизмом», видя в нём соединение у «двусторонних умов» лиризма, драматизма и одической возвышенности. « Идея, ставшая образом, - это искусство более высокое», - писал он там же, утверждая необходимость соединения рационализма Просвещения с вдохновением романтизма, стремившегося показать жизнь души человека. Вместе с тем, Б утверждал, что роман должен быть «лучшим миром».
В "Этюде о Бейле" Бальзак выделяет 3 направленияв лит-ре: литература образования (соотносится с романтизмом. Шатобриан, Готье); лит-ра идей (Беранже, Мериме); "литературный эклектизм" (Бальзак, Стендаль) или реализм (Требует изображения мира таким, какой он есть). Бальзак создает лит-ру образов и идей.
Бальзаковские принципы изображения действительности воплотились и в рассказе « Неведомы шедевр», вошедший в цикл философских этюдов «Человеческой комедии». 
"Неведомый шедевр" был написан в 1831 году (обсуждается вопрос иск-ва). Это произведение философская аллегория.

« Неведомый шедевр» посвящён соотношению правды жизни и правды искусства. Особенно важны позиции художников Порбуса ( фламандский художник, 1570-1620, работавший в Париже) и Френхофера – личности, вымышленной автором. Столкновение их позиций раскрывает отношение Бальзака к творчеству. Френхофер утверждает: « Задача искусства не в том, чтобы копировать природу, но чтобы её выражать….Иначе скульптор исполнил бы свою работу, сняв гипсовую копию с женщины…Нам должно схватывать душу, смысл, движение и жизнь». Сам Френхофер задаётся невыполнимой и противоречащей подлинному искусству целью: он хочет на полотне с помощью красок создать живую женщину. Ему даже кажется, что она ему улыбается, что она – его Прекрасная Нуазеза – дышит, весь её облик, физический и духовный превосходит облик  реального человека. Однако это идеальное и идеально выполненное существо видит только сам Френхофер, а его ученики, в том числе и Порбус, в углу картины разглядели «кончик голой ноги, выделяющийся из хаоса красок, тонов,  неопределённых оттенков, образующих некую бесформенную туманность». Увлечённость, с одной стороны, формой, а с другой – содержанием, желанием  поставить искусство выше действительности и подменить им реальность привела гениального художника к катастрофе. Сам Бальзак, не принимая ни субъективности, ни копирования, убеждён, что оно должно выражать природу,  схватывать её душу и смысл.

1. Бальзак выбирает в рассказе "Эзопов язык". Фигура Главного героя Френховера будет загадочной. Художник находится в духовном тупике. Он ставит иск-во выше жизни и природы. Он бросает вызов природе и терпит крах. Вопрос о взаимоотношении иск-ва и жизни ставится в пользу жизни.

2. Задача иск-ва состоит не в том, чтобы копировать природу, а чтобы её выражать...
Стремление осмыслять жизнь. "Нам должно схватывать душу, смысл, характерный облик вещей и существ".

В рассказе "Неведомый шед." показаны основы реалистического мастерства Бальзака. Он часто в своих работах выступает как теоретик.
Бальзак называл себя историком, а не романистом. О собирает жизненные явления и факты. В иск-ве главное не добиться игры воображения, а точно живописать жизнь.
Писатель бросает вызов романтизму. Для него главным являлся объективный подход к бытию. Он называет себя доктором соц. наук, уподобляет себя ученому.

Таким образом,  рассказ « Неведомый Шедевр» - не только манифест реалиста, но и горькая ирония, рождённая мыслью о том, что сам великий мастер может оказаться в плену собственных иллюзий, собственной субъективности.

 

 


05.01.2016; 18:45
хиты: 178
рейтинг:+1
Гуманитарные науки
литература
для добавления комментариев необходимо авторизироваться.
  Copyright © 2013-2024. All Rights Reserved. помощь