пользователей: 30398
предметов: 12406
вопросов: 234839
Конспект-online
РЕГИСТРАЦИЯ ЭКСКУРСИЯ

Своеобразие хронотопа романа Стендаля «Красное и черное»: конкретно-реалистический и символико-философский планы романа.

  

“ Красное и чёрное” - социально -политический роман, в котором явственно проступают черты романа-воспитания: в первой его части перед нами не знающий жизни юноша, который удивляется всему увиденному и постепенно начинает его оценивать, во второй части – уже человек с некоторым жизненным опытом, решающийся действовать самостоятельно, но в финале приходящий ко тому, что ему, “ возмутившемуся плебею”, к тому же ещё умному, деятельному, честному в основе своей – нет места в этом мире.

Система образов, дающая возможность широко осветить жизнь и конфликты современной С. Франции, диктовала и построение романа, разделенного на две части, при этом события развёртываются в 3х городах – Верьере ( вымышленном провинциальном городке), Безансоне ( семинария), Париж ( высжий свет, политическая жизнь). Напряжённость конфликта увеличивается по мере приближения к Парижу, однако личный интерес и деньги господствуют везде. Де Реналь - аристократ, женившийся ради приданного, стремящийся выдержать конкуренцию буржуа, завёл фабрику, но в конце романа ему всё равно придётся уступить – мэром города становится Вально. О Вально сам автор ещё в начале романа сказал, что он “ собрал самую шваль от каждого ремесла” и предложил им:” Давайте царствовать вкупе”. С. Знает, что в его время господа, подобные Вально, становятся социальной и политической силой. Именно поэтому Вально отваживается прийти к де Ла Молю, а надменный маркиз принимает невежду, надеясь на его помощь во время выборов. “ Основной закон для всего существующего, это уцелеть, выжить”. 
В романе "Красное и черное" своеобразный хронотоп: конкретно-реалистический и символико-философский.
1. Конкретно-реалист.: описание посленаполеоновской эпохи, периода реставрации. Стендаль изображает три мира, три планеты: Провинциальный Верьер, Безансон и Париж.
Верьер-вымышленный город. Здесь царит борьба за власть между де Реналь и чиновником Вально (планета буржуа). Царит " зачумленная атмосфера мелких денежных интересов "приносить доход".
Безансон-мир духовенства. Для Жюльена черная сутана-продвиж-е вверх по карьерной лестнице и символ повелевания души.
Париж-мир аристократов. Дом маркизы де Ла Моль. Здесь царят гордыня, тщеславие и снобизм.
При всей разности этих трех миров, они притягиваются друг к другу. Все они жестоки, антигуманны, а также расчеловечивают личность.
2. Символико-философский план:
Постоянно сталкиваясь с вопросами "быть или не быть", "сражаться со злом или нет" Жюльен Сорель надевает на себя маску лицемера. Он осознает, что делает: "В обществе 
говорить лишь то, что сам считаешь нужным". На лицедейство героя вынуждает общесто. Стендаля волновал конфликт личности и обща-ва.
Личность бунтует, её противно лицедейство. Жюльен пытается приспособиться к этим принципам общ-ва, поэтому ему необходимо надеть маску и "мундир по времени" (занять своё
место в общ-ве). Он мечтал о красном мундире, но ему уготована черная сутана священника.
Прием монолога позволяет проследить метания героя. Лицедейство дается ему легко, что противоречит его натуре.Огромным усилием воли Жюльен подавлял в себе голос протеста 
против гнусной морали окружающих его людей.Т.о, происходит борьба не столько с внешним миром, сколько с самим собой.
В образе Ж.Сореля мы видим тип приспособленца и карьериста (черты романа-карьеры). У него своё кодекс чести, свод заповедей.
Жюльен осознает, что он играет ролью Это протест, вызов лицемерному общ-ву.
Жюльен двоякая личность: ему свойственна высокая природная организация.Он продукт антигуманного социума. Его путь вверх по карьерной лестнице-путь утраты чел-их качеств и способ постижения себя.

Проблема костюма героя: Автор использует прием через внешнее-внутреннее. Герой облачается: 1. Короткая крестьянская куртка фиолетового цвета (цвет тоски, мечты о недостижимом).
2. Черный костюм гувернёра. 3. Черная сутана семинариста-символ повелевания душ. Черный-цвет продвижения Жюльена по карьерной лестнице. 4. В доме маркиза де Ла-Моль-голубой
фрак (цвет романтики, мечтательности). 5. Красный гвардейский полковничий мундир (красный-цвет амбиций героя).

Вопросы политики органически входят в роман, соединяясь с резкой критикой религии и клерикалов В чём смысл деятельности духовного лица, думает Жюльен – семинарист: “ Продавать верующим места в раю”. “ Омерзительным” называет С. Существование в семинарии, где воспитывают будущих священников, наставников народа: там господствует “ лицемерие”, “ мысль там считается преступлением”, “ здравое рассуждение оскорбительно”. Аббат Пирар называет духовенство “ лакеями, необходимыми для спасения души”. В психологическом романе С. Духовенство, как и аристократия и буржуазия, принимают черты гротеска. Автор не ставил себе целью создать сатирический роман, но общество, где господствует “гнёт морального удушья” и “ малейшая живая мысль кажется грубостью”, само по себе является гротесковым.

В стремлении охватит все сферы современной общественной жизни С. Сродни его мл. современнику Бальзаку, но реализует эту задачу по-новому. Созданный им тип романа отличается нехарактерной для Бальзака хроникально-линейной композицией, организуемой биографией героя. В этом С. Тяготеет к традиции романистов 18 в., в частности, к высокочтимому им Филдингу. Однако в отличие от него автор « Красного и Черного» строит сюжет не на авантюрно-приключенческой основе, а на истории духовного становления героя, представленного в сложном и драматическом воздействии с соц. Средой. Сюжетом движет не интрига, а действие, перенесённое в дущу и разум Сореля, каждый раз строго анализирующего ситуацию и себя в ней, прежде чем решиться на поступок, определяющий дальнейшее развитие событий. Отсюда и огромная значимость внутренних монологов, включающих читателя в образ мысли и чувства героя. « Точное и проникновенное изображение человеческого сердца» и определяет поэтику « Красного и черного» как ярчайшего образца социально-психологического романа в 19в.

 

 

 


05.01.2016; 18:45
хиты: 195
рейтинг:0
Гуманитарные науки
литература
для добавления комментариев необходимо авторизироваться.
  Copyright © 2013-2024. All Rights Reserved. помощь