пользователей: 30398
предметов: 12406
вопросов: 234839
Конспект-online
РЕГИСТРАЦИЯ ЭКСКУРСИЯ

История создания романа Стендаля «Красное и черное». Символика названия произведения. Смысл подзаголовка к роману.

Роман «Красное и черное» вырос на творчески обработанной документальной основе: С. Поразила судьба двух молодых людей, приговорённых к смертной казни: один из них, Берте, молодой честолюбец, но личность крайне ничтожная, стрелял в мать девушки, гувернёром которых он был. Второй, Лаффарг, рабочий-краснодеревщик, увлекающийся философией и литературой, был скромен и горд. Влюбившаяся в него и отвергнутая девица обвинила его в попытке насилия. В обоих случаях С. Видел характерное явление времени: общество убивает молодых людей,  вышедших из третьего сословия, если они не подчиняются рутине, стремятся реализовать свои внутренние незаурядные возможности. Прототипы этими чертами обладали, однако, напомним, что С. «придавал» своим героем « немного более ума».

В романе он создал типическую картину жизни современного ему общества. В обращении к читателю автор сообщает, что « нижеследующие страницы были написаны в 1827 г.». К подлинности даты можно относиться с осторожностью, как и ко многим подписям и эпиграфам: в романе упоминаются события, которые произошли во Франции в 1829 и нач. 30 годов, а многие эпиграфы были сочинены самим автором, хотя и были приписаны Гоббсу, Макиавелли, Канту и др. Действительно подлинны лишь эпиграфы из Шекспира, Байрона и древних авторов. Как художественное средство воссоздания колорита подлинности и для того,  чтобы авторская мысль, выраженная образами, не всегда  однозначно истолковываемыми, получила большую ясность. Иногда же подпись несла в себе и скрытую, революционную направленность: «Правда, горькая правда!», - эпиграф к первой части романа – приписан Дантону, деятелю ВФР. В самом романе о революции не говорится, но имя Дантона поневоле направляет мысль к 1789г. С Дантоном не раз сравнивает Жюльена Матильда, снова соотнося характеры с революционным  прошлым и заставляя задуматься о возможном революционном будущем.

Весь роман – исследование направлен против тирании, тирании государственной власти, религии, привилегий рождения. Творческие задачи диктовали и систему образов: дворянство – де Ренали, буржуазия – Фуке, Вально, духовенство – аббат Шелан, мещанство – Сорели, полковой врач армии Наполеона и мировой Судья. Вторая группа – духовенство Безансона – семинаристы, аббат Пирар, Фрилер, Милон, епископ. Вне Безансона – епископ Агдский. Высшая аристократия – де Ла Моль и посетители его салона.

Миру корысти и наживы противостоит талантливый человек из народа Жюльен Сорель. Провинциальный городок, семинария, парижский свет – три этапа биографии героя, подчеркнутые композицией романа, и вместе с тем изображение трех основных социальных пластов французского общества – буржуазии, духовенства, аристократии. Приведя Жюльена Сореля, плебея, сына крестьянина, в столкновение с этими тремя устоями, подпирающими здание Реставрации, Стендаль создал книгу, драматизм которой – не просто драматизм одной человеческой судьбы, а драматизм самой истории.

Реальные источники лишь пробудили творческую фантазию художника, под их влиянием задумавшего создать роман о трагической участи талантливого плебея во Франции эпохи Реставрации. Реальные события дают Стендалю повод для размышлений о подобного рода случаях как о социальном явлении: молодые люди низкого происхождения зачастую становятся преступниками потому, что незаурядные способности, энергия, страсти и образование, полученное вопреки традициям среды, неизбежно приводят их к конфликту с обществом и в то же время обрекают на участь жертв.

В стремлении охватить все сферы современной общественной жизни Стендаль сродни его младшему современнику Бальзаку, но реализует он эту задачу по-своему. Созданный им тип романа отличается нехарактерной для Бальзака хроникально-линейной композицией, организуемой биографией героя. В этом Стендаль тяготеет к традиции романистов XVIII 
века, в частности, высоко почитаемого им Филдинга. Однако в отличие от него, автор «Красного и черного» строит сюжет не на авантюрно-приключенческой основе, а на истории духовной жизни героя, становлении его характера, представленного в сложном и драматическом взаимодействии с социальной средой. Сюжет движет не интрига, а действие, перенесенное в душу и разум Жюльена Сореля, каждый раз строго анализирующего ситуацию и себя в ней, прежде чем решиться на поступок, определяющий дальнейшее развитие событий. Отсюда особая значимость внутренних монологов, как бы включающих читателя в ход мыслей и чувств героя. 

В фабуле романа нет ни загадок, проясняющихся лишь под занавес, ни побочных отклонений, ни обращений к прошлому или событий, одновременно происходивших в разных местах: она безостановочна, прямолинейна, динамична – как хроника или мемуары, не допускает никаких смещения хронологии. Жюльен все время в фокусе пристального писательского наблюдения. 
Законченный накануне Июльской революции, роман, по словам Стендаля, «весь трепещет политическим волнением». Это уже не зарисовки светского салона, как «Арманс», а «хроника XIX века» со всем вытекающим из этого подзаголовка стремлением к универсальной панораме эпохи. Подзаголовок романа, подчеркивая жизненную достоверность изображаемого, свидетельствует и о расширении объекта исследования писателя. Если в «Арманс» присутствовали только «сцены из жизни парижского салона», то театром действия в новом романе является Франция, представленная в ее основных социальных силах: придворная аристократия (особняк де Ла Моля), провинциальное дворянство (дом де Реналей), высшие и средние слои духовенства (епископ Агдский, преподобные отцы Безансонской духовной семинарии, аббат Шелан), буржуазия (Вально), мелкие предприниматели (друг героя Фуке) и крестьяне (семейство Сорелей).

История реализма XIX столетия начинается с публикации сразу после Июльской революции 1830 года романа "Красное и черное". Подзаголовок романа — "Хроника XIX столетия", и это "хроника" прежде всего в смысле принципов организации повествования, которое развивается стремительно, без ретроспективных сцен, при почти полном отсутствии 
описаний. Кроме того, что, подобно средневековой хронике, Стендаль сосредоточивается лишь на важнейших событиях в жизни своих героев, термин "хроника" подчеркивает и документальную основу романа. 

****
СИМВОЛИКА НАЗВАНИЯ РОМАНА СТЕНДАЛЯ «КРАСНОЕ И ЧЕРНОЕ»
Со времени появления романа Стендаля прошлоболее полутораста лет. Роман прочитали миллионы людей на многих языках. Написано множество книг, посвященных творчеству Стендаля, но до сих пор литературоведы не могут прийти к единому мнению о том, какой смысл вложил автор в название романа «Красное и черное». 
Некоторые исследователи полагали, что имеется в виду красное и черное поле рулетки: роман говорит об игре случая, о человеческой судьбе, поставленной на кон (выигрыш — возвышение, проигрыш — гибель). Но Жюльен Сорель — не игрок, он человек волевой, сознательно идущий к намеченной цели. Жюльен не доверяет случаю, он трудолюбив и расчетлив, азарт и риск мало присущи его натуре. 
Возможно, черный цвет — это цвет сутаны, в которую хочет облачиться герой, чтобы добиться положения в обществе и богатства. Тогда красный цвет должен символизировать цвет военного мундира революционных и наполеоновских войск, о котором самозабвенно мечтал опоздавший родиться сын плотника. Но, по свидетельствам историков, ни революционная, ни наполеоновская армия никогда не была одета в красные мундиры. И вообще, красный цвет в то время еще не был символом революции. А цветом Наполеона, которого боготворил Жюльен, был зеленый. Итак, эта версия тоже не кажется правдоподобной. 

Может быть, дело в том, что двойная жизнь Жюльена, вынужденного лгать и лицемерить, чтобы достичь положения в обществе, сделала его самого словно бы состоящим из двух половин. Ведь смысл романа не только в противостоянии человека из низов буржуазному обществу, но и в трагическом единоборстве Жюльена с самим собой, в противоречии между возвышенной натурой героя и низкими способами продвижения наверх. «Красное» — это не только неосуществленные мечты о воинских подвигах, о славе, о революции, но и гордая, пламенная душа Сореля, огонь его энергии, благородная кровь бедняка, пролитая на плахе. А «черное» — не только мрак Реставрации, иезуиты, но и лицемерие, которое юноша хотел сделать своей второй натурой, хотя оно было чуждо ему, искажало его природу, искалечило жизнь. 
Не будем забывать и о том, что красный цвет — цвет любви, страсти. Жюльен любил госпожу де Реналь и Матильду де Ла-Моль, мог быть счастлив в любви с каждой из них, но разница в общественном положении сделала это счастье невозможным. Черный цвет — цвет траура, смерти, которая унесла не только Сореля, но и госпожу де Реналь (она не 
перенесла его казни). 

Первоначально роман должен был называться "Жюльен". Но автор хотел включить в название романа символику + 20-30 гг.-цветами этого времени были цвета революции. Красный-благородный цвет, черный-трагичный. Черный цвет монашеской рясы, в которую облеклась тогдашняя реакция.
Роман имеет нравственно-психологическую окраску: красное (благородные кач-ва) и черное (утрата лучших человеческих качеств)-все это конфликт в душе героя.

 

 


05.01.2016; 18:45
хиты: 223
рейтинг:0
Гуманитарные науки
литература
для добавления комментариев необходимо авторизироваться.
  Copyright © 2013-2024. All Rights Reserved. помощь