Главное в лит-ре реализма-социальная составляющая. Ведущая проблема-личности и общ-ва; личного и общественного.
Предпосылки формирования реал-ма как лит-го направления:
I. Социальные причины возникновения реал-ма: то, что происходило в обществе-развитие естественных наук, революционные потрясения, июльская революция.
Революция 1789 – 1794 годов открыла широкие перспективы для движения научной мысли. Начавшееся в первые десятилетия XIX века бурное развитие промышленности требовало точных знаний материального мира и соответственно развития различных отраслей наук.
Писатели-реалисты живо интересовались науками, которые могли помочь им в понимании процессов, происходящих в обществе и в самом человеке.
Интерес критических реалистов к конкретно-историческому познанию жизни во многом явился реакцией на те рационалистические и романтические теории, которые господствовали в XVIII — первой половине XIX столетия и не были подтверждены опытом истории. Предсказания просветителей о наступлении после революции 1789 — 1794 годов «царства разума» не сбылись, реальная действительность оказалась карикатурой на их обещания.
Точно также не оправдало себя и бунтарство романтиков., опиравшихся на героизм отдельных личностей, на силу слова, но не учитывавших в должной мере реальных законов общественного развития.
С победой буржуазии просветительские и романтические теории подвергаются пересмотру.
Перед мыслителями XIX столетия возникла задача исследования жизни с целью выяснения ее объективных закономерностей.
II. Научные предпосылки формирования реал-ма: дарвинизм, который заставил писателя посмотреть на общ-во сквозь призму законов природы, которым подчиняются законы эволюции.
Бальзак: "Если в природе существуют определенные виды, то в человеческом обществе есть типы".
Стендаль в произведениях работает как психолог, в герое открывает сознательное и подсознательное.
* Принцип всеобщности (заимствован писателями из науки)-писатели пытаются объять необъятное. Романы включают в себя черты исторического, любовного и др. романов.
* Принцип детерминизма (обусловленности). Детерминизм-это фил-ая концепция, признающая объективную закономерность и причинную обусловленность всех явлений природы и общ-ва.
* Принцип эволюции (развития)-показано поэтапное становление личности.
Философские науки-главн. вопрос "что такое мир и человек в недрах этого усложняющегося мира".
Концепция Гегеля: теория "объективного идеализма":
1. Утверждение понимания жизни чел-ка и общ-ва как диалектического процесса ист. развития самой действительности.
2. "Понимание жизни общ-ва как сферы всестороннего переплетения зависимости всех от всех".
3. Сущность ист. процесса и смысл всемирной истории Гегель видит в развитии понятия свободы. Он верит в прогрессивное будущее чел-ва, в торжество разума и гуманности.
4. Гегель о чел-м характере в лит. реализма:
а) Характер-это целостная индивидульность.
б) Автор должен показать внутренний стержень героя, его убеждения, взгляды.
в) Характер всегда определенный.
г) Автор должен показать богатый внутренний мир героя.
5. В романе обязательно должна быть композиция, т.е конфликт между поэзией сердца и противостоящей ей прозе житейских отношений.
Являясь объективным идеалистом, Гегель рассматривал духовную культуру человечества как постепенное выявление творческой силы «мирового духа». Первоосновой всего для него являлась некая существовавшая до появления природы и человека мистическая объективная «абсолютная идея». В то же время ценным в гегелевской философии был диалектический метод, основанный на представлении о том, что все развивается и изменяется.
Философ воспринимал реальность как нечто, находящееся в постоянном движении, уделял особенное внимание истории развития духовной культуры. Свою эпоху Гегель считает временем перехода к новой, исподволь вызревшей в лоне христианской культуры формации.
С помощью открытого им диалектического метода Гегель стремился критически переосмыслить все сферы современной ему культуры (научную, нравственную, эстетическую и т.п.), открывая везде процесс постоянного «отрицания» каждого наличного достигнутого состояния духа последующим, вызревающим в его недрах.
Антропологический материализм Фейербаха: Боги в мифологии=типы в чел-ом обще-ве; мифы=отражение идей в общ-ве.
В 40-е годы возникает и еще одно учение, несомненно, оказавшее влияние на формирование нового литературного направления — учение Маркса и Энгельса, соединивших диалектику Гегеля с материализмом Фейербаха. В основе теории Маркса и Энгельса лежало материалистическое понимание истории. Произвол, царивший до этого времени во взглядах на историю и политику, сменился поразительно цельной и стройной научной теорией, показывающей, как из одного уклада общественной жизни вследствие развития производительных сил возникает другой. Маркс и Энгельс доказали, что основой, на которой возвышается политическая и идеологическая надстройка, является экономический строй, материальные условия производства, а не идеи, что движущей силой развития в обществах, разделенных на антагонистические классы, становится классовая борьба.
Концепция гуманизма: открывает чел-ка в позитивном ключе, верит в прогресс; чел-к-существо разумное и доброе.
Теория Огюста Конта и Г.Спенсера: теория позитивизма (от лат. positivus-положительный, т.е точный, данный, несомненный, устойчивый). Направление философии и науки, которое исходит из позитивного знания и ограничивает им своё исследование.
Позитивисты доказали, что каждая наука сама по себе фил-я. Позитивные знания получены из фактов, результаты отдельных спец-х наук.
Три стадии интеллектуальной эволюции чел-ва: 1. Теологическая, 2. Метафизическая (абстрактная)-появл-ся объяснение абстрактных понятий и явлений; 3. Научная (позитивная)-наблюдение+рассуждение+эксперимент=познанию.
Когда многие выдающиеся европейские писатели-просветители (Вольтер, Руссо и др.) были вместе с тем выдающимися учеными. Но никогда еще писатели не стремились быть в такой степени на высоте современных научных идей как в XIX веке. Это стремление опереться на науку в высшей степени характерно для представителей критического реализма. Оно стало отражением их желания быть правдивыми и точными.
Могучий прогресс в области научных знаний, которым была отмечена первая половина XIX века, увлекал писателей, вооружал их новыми представлениями об окружающем мире.
Среди наук, оказавших серьезное влияние на развитие общественной мысли и литературы, в первую очередь следует отметить естествознание и биологию, которые делают в это время огромные успехи. Ряд важных открытий, связанных с именами таких ученых как Дарвин (Англия) и Ламарк (Франция), впервые выдвинувших теорию эволюционного развития живой природы, производят переворот в сознании, разрушая господствовавшее много веков представление о неподвижности и постоянстве форм в природе.
Серьезное влияние оказали на писателей и исторические науки. Их мощный расцвет относится еще к периоду Реставрации во Франции. Незавершенность буржуазной революции 1789 — 1794 годов, заторможенность в развитии буржуазного общества в период Реставрации побуждают историков — Тьерри, Гизо, Минье и других — выдвинуть передовую для того времени концепцию исторического развития, согласно которой победа буржуазии над дворянством признавалась исторически неизбежной, подготавливавшейся всем ходом общественного развития в течение многих веков.
В работах этих историков большое место занимают вопросы общественной борьбы. История для них — это уже не история династий и великих дел, совершенных королями и полководцами, а история экономики, история классов. Однако, признавая наличие классов в обществе, французские буржуазные историки использовали это открытие прежде всего для того, чтобы поддержать претензии французской буржуазии, показать историческую обреченность дворянского класса.
Общий характер их концепций сводится к утверждению незыблемого господства буржуазии во Франции как класса, с их точки зрения, представляющего ведущее начало в мировой истории.
III. Эстетические предпосылки формирования реал-ма:
Стендаль в своей работе "Расин и Шекспир" формулирует основные признаки реализма. Герой-образец для подражания. И Расина, и Шекспира Стендаль считает романтиками (по-нашему реалистами) своего времени. Они показывают хар-ры в определенных ситуациях. В их произведениях показана живая жизнь. Подражатели Расина и Шекспира в 19 в.-эпигоны, которые подражают безыскусно.
Романтизм-ведущее направление 19 в. (для нас реализм)-это иск-во, идущее в ногу со своим веком. Классицизм-это иск-во прадедов, современных молодых людей, подражателей.
Романтизм-современное иск-во, которое отражает эпоху и её приметы. Шекспир-романтик (реалист своего времени). Т.о, говоря о романтизме Стендаль подразумевает реализм в нашем понимании.
1. В центре произведения реалистов объективная действительность. В ее преломлении через мировоззрение худ-ка.
2. Автор подвергает фил-ой обработке жизненный материал.
3. Если идеал романтиков за пределами действительности, то для реалиста-это сама действительность. Прекрасное-сама жизнь.
4. Реалисты идут к синтезу через анализ.
5. Принцип типического. Типический герой, конкретное время, типические обстоятельства.
6. Выявление причинно-следственных связей.
7. Принцип историзма. Реалисты обращ-ся к проблемам настоящего. Настоящее-схождение прошлого и будущего.
Литература критического реализма отразила это необычное расширение научных горизонтов, вобрала в себя многие из открытий, сделанных учеными. Научные и философские теории способствовали пробуждению у писателей повышенного интереса к познанию законов, управляющих развитием современного им общества, порождали стремление запечатлеть действительность в постоянной динамике.
Науки были ценным подспорьем для писателя-реалиста в изучении жизни. В то же время он нередко обгонял ученых своей эпохи, верно и широко отражая действительность, вырабатывая свой подход к ней — подход художника, располагающего научными знаниями, желающего быть непредвзятым и честным «летописецем» современной жизни.