Условия формирования централизованного государства на Руси в 15-16 вв.
1. наличие сильных соседей, постоянная угроза экспансии со стороны запада (католичество) и востока (ислам) (расширение, распространение чего-либо);
2. постоянные татарские и литовские набеги, сопровождающиеся грабежами;
3. обнищание князей (правители не могли на свои средства содержать дружину и раздавали госслужащим за службу землю);
4. общий упадок нравственности (необходимость заискивать перед сильными врагами требовала постоянной хитрости, которая приводила ко лжи; среди народа возросла преступность);
5. потеря культурных ценностей (лучшие ремесленники, специалисты были в плену у татар, а их навыки были утеряны; сгорела библиотека митрополитов, следовательно, потеряны знания, неграмотность);
6. инфляция (покупательная способность русских монет относительно западных снизилась);
7. частые эпидемии (например, с Китая пришла чума).
"Москва - третий Рим"
В период возвышения Москвы в русской общественно - философской мысли возникает теория "Москва - третий Рим", изложенная в посланиях Филофея Псковского.
Согласно этой теории Русь является наследницей и преемницей исторической мысли первого и второго Рима, а русский народ избран Богом.
Теория определяла духовное и историческое предназначение России в контексте мировой истории.
Идеи Филофея:
1. дают доступное для того времени объяснение истории
2. обосновывают возвышение Москвы
3. предрекают ей мессианскую роль в будущем
Теория несет две основные идеи:
1. Миссионерскую ( призывает Московского государя обратить в христианство все языческие народы в его царстве)
2. Церковная (князь должен принять на себя управление церковными делами)