Заметка! Перед тем как читать Белого следует со всей ясностью осознать, что А. Белый дичайшее увлекался антропософией и строил Гетеанум в Швейцарии даже. То есть все надо смотреть через призму именно этого понятия
АНТРОПОСО́ФИЯ — религ.-мистич. учение Р. Штейнера (1861—1925) о пробуждении в человеке его скрытых духовных сил. В 1909 А. отделилась от традиц. теософии, осн. на субъективном мистич. опыте. А. представляет собой синкретич. соединение зап. и вост. религ.-оккультных учений, в к-ром можно выделить элементы гностицизма, пифагорейской мистики чисел, каббалистики, неортодоксально понятой христ. мистики, классич. идеализма и др. учений. Целью А. является выработка у человека чувства единства с духовной осн. Вселенной.
А если совсем коротко: «Антропософия есть путь познания, стремящийся привести духовное в человеке к духовному во Вселенной.»
Сам билет:
«Петербург» — второй роман Андрея Белого(первый роман «Серебряный голубь»1910г.). Первая часть книги была написана им всего за несколько недель в 1912—1913 годах вследствие «наития», испытанного при восхождении на пирамиду Хеопса. В 1922 году автор пересмотрел книгу, сократив текст примерно на треть.
Время действия романа – 9 дней октября 1905 года. Реал события – революция 1905г, война с Японией.
Но роман выходит на более многоплановый, «космический» уровень.
Человек существует на пересечении множества миров, отражается множество планов – физический, психический, духовный, ментальный, астральный.
Петербург – узел российской истории, место встречи Востока и Запада. Восток и Запад отражены и в именах Аполлон(Запад)Аблеухов(Восток).
Место культуры заняла геометрия.
Геометрия Петербурга. Ровные четкие линии, бесконечный Невский проспект – царство Ап.Аблеухова. За Петербургом же ничего нет…
Стилистика орнаментальной прозы – лейтмотивы. Цветовые(Цвет для Белого очень важен, он даже статью писал «Священные цвета») и предметные атрибуты:
Террористов сопровождает желтый цвет(связь с Востоком)
Сенатор Аблеухов – серый
Медный всадник – зеленовато-фосфорическая медь(намекает на дьявольщину)
Красное домино – цвет соц революции
Белое домино – мотив Христа и архангела Михаила – символ возрождения
Соотнесенность белого и красного домино: Белый соотносил революцию духа и социальные революции.Петербург – маскарад красных тряпок, голос белого домино они не слышат и не признают.
Вечные прототипы:
Аблеуховы Аполлон и Николай, как Аполлон и Дионис(.Мифологическая пара пришла в рус лит-ру благодаря Ницше (хорошоа статья Вересаева про Аполлона и Диониса))
Петербургский текст – образ Петербурга, мифология Питербурга. «Быть Петербургу пусту»(пророчество Евдокии Лопухиной(жена Петра1)- мотив грядущей гибели. Город-призрак, город над бездной, город – столкновения мира и надмирного.
Мотив Стихии. Был задан еще в Медном Всаднике. У Пушкина Нева губила. Тут образ реки Невы смешан с болотом. Атмосфера: бледно-серая гниль.
Мотив болезни. Зеленая, кишащая бациллами вода, серые перила.
Зеленая медь всадника+зеленые лица прохожих.
Мотив Власти, которая отчуждена от человека. Аполлон Аблеухов(мертвенность, закрытость, как призрак в карете). Двойственный облик Петра 1 (1 облик: творец, 2 облик-безжалостный тиран)
Мотив Толпы. Образ Человеческой Сороконожки. Петербург – бутерброд с черной икрой. Каждый человек – икринка. Малость единого и общность из разрозненного.
Стирается грань между реальным и ирреальным- мотивы сновидений, сумасшествия.
Мотив Медного Всадника, Каменного гостя Пушкина. Медный всадник – Петр, так же сравнивается с Летучим Голландцем(гордыня, наказание,бесприютность). Дудкин срав. С Евгением из Медного Всадника(в главе «Гость» - прямое отождествление: Александр Иваныч, Евгений, впервые тут понял, что столетие он бежал понапрасну, что за ним громыхали удары без всякого гнева — по деревням, городам, по подъездам, по лестницам…).Убив Липпанченко Дудкин сидит на нем верхом в позе Медного Всадника, но лицо его бело и бледно, как у Евгения
Мотив камня. Имя Петр =камень. Петр памятник– зеленый