пользователей: 30398
предметов: 12406
вопросов: 234839
Конспект-online
РЕГИСТРАЦИЯ ЭКСКУРСИЯ


Лирические циклы в поэзии А.Блока (цикл 'Снежная маска').

Основные этапы творчества Блока были обозначены им самим при издании сборника стихотворений в 1916 году: Блок объединил все циклы своих стихотворений в три тома и назвал «Трилогией вочеловечения»:

1 том (циклы: «Стихи о Прекрасной Даме», «Распутья»);

2 том (циклы: «Город», «Заклятие огнем и мраком», «Вольные мысли», «Снежная маска»);

3 том (циклы:  «Страшный мир», «Пляски смерти», «Возмездие», «Ямбы», «Родина»).

Блоковское определение трёх  книг   трилогии:

* (теза) (идеал первой любви) –от мгновения слишком яркого света: лирический герой знает идеал, который оторван от реальной жизни.

* (антитеза) (мир материальных страстей)через необходимый болотистый лес: герой погружен в реальность, которая оторвана от идеала;

* (синтез) (опыт синтеза материи и духа)к рождению человеческого общества: нужно иметь мужество служить освобождению красоты и сотворение некой новой жизни (России) 

(некий пути и лирического героя и мира: от  гармонии через хаос и трагизм столкновения с жесткой реальностью к подвигу борьбы за освобождение Красоты и к сотворению новой жизни)

«Снежная Маска» относится к периоду антитезы: лирический герой трилогии теряет идеальную любовь и спускается в хаос материального, в котором разными способами пытается осмыслить окружающий его мир

Цикл  «Снежная  Маска»  состоит  из  2-ух  частей: 

I. «Снега» (16 стихотворений) 

II. «Маски» (14   стихотворений)

По мнению Пойнтера, текст цикла формируется не просто как сумма отдельных стихотворений, а как связь текстов отдельных стихотворений и семантически значимых „пустых мест” между ними, которые в процессе чтения заполняет читатель.

Особенности цикла «Снежная маска»:

* Наличие некоего нарратива (повествования о перемене положения лирического героя в его отношении к героине) возникает больше не в текстах отдельных стихотворений, а между стихотворениями.

нарратив  Снежной Маски  можно  трактовать в 2-ух планах : личном (историю   мятежной   любви  Блока  к  актрисе  Н .Н. Волоховой) и  универсальном (содержание связано с изменением мира). Гинзбург устанавливает   наличие  сюжета „драмы  утраченных и вновь утверждаемых объективных ценностей”

* изображение  перехода  лирического  героя от  идеала  прошлого в  стихийный мир  настоящего, и переход осуществляется в диалоге между героем и  героиней. 

* образования  новой   системы   символов, замещающих  систему   символов   периода   тезы (вместо связанных с идеалами прошлого, характерных  для   творчества  периода  тезы (корабль, солнце, весна, жизнь, меч, царь, герой), –связанные  со  стихийным  ощущением  настоящего (метель, комета, зима, снег, лёд, вода)) и их переосмысление (как с крещением)

* Если в «Снегах» символы либо постепенно исчезают, либо в новых контекстах связываются со стихийным ощущением мира, то в «Масках» основным принципом разрушения символической системы идеального прошлого является ирония

(Н: Ангел, который в Снегах изображён как защитник идеала, в стихотворении «Бледные сказанья» приобретает облик деревянной фигурки, упавшей с дверцы книжного шкафа)

* Героиня – существо инферальное, некая белая стихия зимы, захватывающая лирического героя 

 


20.01.2019; 18:06
хиты: 2517
рейтинг:0
для добавления комментариев необходимо авторизироваться.
  Copyright © 2013-2024. All Rights Reserved. помощь