пользователей: 21276
предметов: 10469
вопросов: 178036
Конспект-online
зарегистрируйся или войди через vk.com чтобы оставить конспект.
РЕГИСТРАЦИЯ ЭКСКУРСИЯ

Агиография Киевской Руси.

Агиография-жизнеописание святого.

Святой-пример служения вере, христианской идее.

Цель-не достоверное изложение, а поучительное воздействие.

Элементы риторики и панегирика обязательны.

Происхождение: Эллинистический роман (биографии знаменитых мужей Греции).

Жанры:

1.Мартирий (рассказ о мученической смерти святого) IIв;

2. Житие (описание подвигов святого, его добродетелей, похвала святому) IVв;

3. Патерик (сборник новелл о монахах) VIIв;

4. Минеи (сборник полных житий);

5. Прологи (сборник кратких житий)

Идеализация героя через его мученичества; устойчивые элементы композиции; занимательный сюжет; поучительная развязка.

Каноническая схема жития Симеона Метафраста (Xв):

1 Предисловие (уничижительная формула автора, молитва: «Аз, многогрешный…» - этикет поведения. Выстраивается дистанция между автором и читателем);

Основная часть (а) упоминание родителей(«благочестивые»), рождение святого, б)детство святого (не любит детских забав, прилежно учится), в)жизнь святого-аскет, подвижничество, чудеса, г)кончина святого: чудо у гроба);

3 Посмертные чудеса исцеления (стали самостоятельным жанром);

4 Похвала святому.

Поэтика жанра:

а)Развитый сюжет с элементами занимательности (элементы вымысла);

б)Элементы психологизма, описание внутр состояния, борение страстей; в)Конфликты (добро/зло);

г)Монологи и диалоги, драматизация повествования;

д)Лирические отступления (размышления, цитаты, назидания);

е)Портрет святого (схематичен)

Сказание о Борисе и Глебе

Вступление: экспозиция

1часть: убиение Бориса;

2:убиение Глеба;

3:месть Ярослава Мудрого;

4:захоронение Глеба;

5:похвала князьям.

Поэтика сказания:

Публицистичность (младшие князья подчиняются старшим);

Драматизм (сцены убийств в замедленности);

Внутр монологи (молитвы);

Включённые жанры (плачи и похвала);

Элементы психологизма (описание душевн состояния)

+ Авторске размышления о причинах трагедии; Условность повествования (правда подчинена идеи); Жанр не определен; Агиографически стилизованные портреты князей, первых святых; Система персонажей; Композиция – диптих (по Еремину)

Повесть о житии Александра Невского

Форма: воинская повесть вставлена в житие

Агиограф элементы: самоуничижение автора, хар-ка родителей, чудо при погребении Александра.

Герой жития – не подвижник

Автор – «самовидец»

Лирическая окрашенность образа

Эпическое повествование

 Житие Феодосия Печерского - памятник древнерусской литературы, написанный преподобным Нестором Летописцем. Конец ХI начало XII века. Памятник рассказывает о жизни игумена Киево-Печерского монастыря преподобного Феодосия, начиная от его рождения, прихода в монастырь до игуменства и смерти.

Житие Феодосия Печерского» — типичное монашеское житие, рассказ о благочестивом, кротком, трудолюбивом праведнике, вся жизнь которого — непрерывный подвиг.

В нём множество бытовых коллизий: сцен общения святого с иноками, мирянами, князьями, грешниками; кроме того, в житиях этого типа обязательным компонентом являются чудеса, которые творит святой.

Написанное Нестором «Житие» имеет динамичный сюжет и лишено традиционных для данного жанра риторических рассуждений. 

Мать Феодосия у Нестора выступает как орудие дьявола.Летописец приводит рассказ, как она сопротивлялась аскетизму и благочестию сына: избивает его, сажает на цепь, срывает с него вериги, объявляет награду за его розыск, когда Феодосий уходит в монастырь.

Образ Феодосия характеризуют любовь и милостивость к ближним. Он тихий, ласковый, смиренный, раздаёт все, что у него ни попросят.

Феодосий впервые упорядочил монашескую жизнь. При нём монастырь стал очень богатым, так как «всё, что ни отдаёт Феодосий, возвращается сторицей» (то есть в стократном размере). Феодосий забрасывает Святослава обличительными грамотами, но потом переходит к уговорам, и князь сам едет в монастырь мириться с Феодосием.

Житие описывает также быт раннего периода существования Киево-Печерского монастыря, при этом монахи показаны вполне земными людьми: им порой трудно жить с суровым монастырским уставом, некоторые уступают своему игумену в трудолюбии, смирении и благочестии.

Житие вошло в Киево-Печерский патерик и получило начиная с XV века в его составе широкое распространение в древнерусской книжности.

 


28.06.2016; 01:40
хиты: 4
рейтинг:0
Гуманитарные науки
литература
для добавления комментариев необходимо авторизироваться.
  Copyright © 2013-2016. All Rights Reserved. помощь