Дата появления детской литературы в России не известна. Впервые специально для детей стали писать в XVII веке. В 17-18в распространены были переработанные рыцарские повести, такие как сказка о Бове Королевиче, повесть о Петре — Златых Ключах. Дети очень любят слушать историю, предания, поэтому XVI в. по летописям был составлен для детей «Царственный летописец», включающий сказочные предания. В «азбуке-свитке» (1667 г.) изложено предание об Александре македонском.
В XVI—XVIII веках большое место в детском чтении занимали книги для духовного чтения: «Жития святых», «Священные писания». Религиозно-нравственная литература считалась средством воспитания: они включались в детские буквари, по ним учились читать.
Начало XVIII века — время правления Петра I — новый этап развития детской литературы. Царь большое внимание уделял воспитанию детей, которое невозможно без литературы. Детская литература в данный период носила воспитательный и образовательный характер. Появляются буквари, азбуки и другая учебная литература. Ярким примером литературы воспитательного характера являются «Юности честное зерцало», переводится на русский язык «Мир в картинках» Я. А. Коменского.
Для легкого чтения детей распространено множество произведений различных видов и жанров, в основном переводные: басни, баллады, легенды, повести, сказки, романы. Например, сентиментальный роман «История Елизаветы, королевы английской», историческая повесть «История об Александре, российском дворянине», басни Эзопа.
Вторая половина XVIII века — начинается широкое развитие детской литературы. В её создании принимают участие крупнейшие русские писатели: М.В. Ломоносов, Г. Р. Державин, Н. М. Карамзин. Однако, в основном детская литература заимствовалась с Запада (из Франции). Жанры второй половины XVIII века: басни, сказки, нравоучительные рассказы, повести, оды, стихи.
Начиная со второй половины 19в в истории мировой детской литературы появляются тенденции к расширению стилевых и жанровых возможностей. Какое-либо одно литературное направление уже не может обозначить собой эпоху.
Структурные свойства русской и западноевропейской литературы значительно отличаются. Большинство текстов западноевропейской литературы имеют линейный характер, русская – циклический.
Детский текст – это текст, предназначенный для детей. Доступный детскому восприятию.
Детский текст русской литературы может быть представлен в нескольких вариантах:
Идиллический:
Осн. черты: непосредственное восприятие действительности, непрерывность описания, отсутствие негативного опыта, точка зрения ребенка. (Сон Обломова);
История о тяжелом детстве:
Осн. черты: описание непосильного детского труда, безответные страдания детей, их духовные и физические истязания, наблюдение различных жестоких картин детьми.
Герои – дети, для которых ненависть окружающих кажется непонятной, но именно она становится определяющим фактором в развитии личности. ( Г.Х. Андерсен «Девочка со спичками», Достоевский «Мальчик у Христа на елке», Антон Чехов «Спать хочется»)
Психологический:
Осн. черты: герой внутренне расстроен и психологически неустойчив, часты темные пятна, детство является греховным, цикличность и повторяемость сюжета. (Хроника Л.Толстого)
В отличие от сюжетов детского текста русской литературы, сюжеты западноевропейской литературы представляют собой движение к конкретной цели часто сильной и незаурядной личности, которая, не взирая на испытания детства, остается самотождественной, решая многочисленные задачи на своем пути.