Орфография. Принципы орфографии
Орфография буквально (греч. orthos – «правильный», grapho – «пишу») означает «правописание», т.е. правильное, соответствующее нормам письмо. Но значения слов «орфография» и «правописание» не совпадают; второе слово имеет более широкое значение,включающее пунктуацию.
Орфография – общепринятая в данном языке система правил написания, передачи на письме значащих единиц речи – слов в их различных грамматических формах. Она состоит из пяти основных разделов:
1) передача буквами фонемного состава слов или написание слов и их значимых частей;
2) слитные, раздельные и дефисные (полуслитные) написания слов и их частей;
3) употребление прописных и строчных букв;
4) способы переноса слов из одной строки в другую;
5) графические сокращения слов.
Разделы орфографии – это большие группы орфографических правил, связанные с разными видами трудностей передачи слов на письме.
Каждый раздел орфографии характеризуется определенными принципами – закономерностями, лежащими в основе орфографической системы. Принципы орфографии – это общие основания для написания слов и морфем при наличии выбора, предоставляемого графикой. Каждый принцип орфографии объединяет свою группу орфографических правил, являющихся приложением этого принципа к конкретным языковым фактам.
Центральным разделом орфографической системы любого языка является раздел о написании слов и их значимых частей. Все многообразие действующих в языке правил данного раздела может быть сведено к трем основным принципам: фонетическому, морфологическому (или морфематическому) и историческому (или традиционному).
Фонетический принцип связан с требованием написания слов в соответствии с их звучанием; в чистом виде он не встречается ни в одном языке, лишь несколько правил современного правописания имеют фонетический характер. К ним относятся:
а) написание приставок, оканчивающихся на «з/с»: безголовый – бесконечный, взглянуть –вскрикнуть и др.;
б) написание приставок раз-(рас-) и роз-(рос-) с гласными «а» и «о»: развалиться –
розвальни, рассказ – россказни и др.;
в) написание «о» и «е» после шипящих и «ц» в суффиксах и окончаниях в зависимости от наличия или отсутствия ударения: рожок – орешек, парчовый – кучевой, ножом – мужем, овцой – зайцем и др.;
г) написание «ы» вместо «и» после приставок, оканчивающихся на согласный: играть – отыграть и др.;
д) написание только двух букв при стечении трех одинаковых согласных: бессудный (от бес- и ссудный) и др.;
е) написание разных гласных и согласных в некоторых однокоренных словах заря – зорька, свадьба – сватать, буднишний параллельно с иным орфографическим вариантом будничный и др.
Морфологический (или морфематический) принцип является основным, ведущим принципом русской орфографии и связан с требованием одинакового написания одной и той же морфемы независимо от изменений в ее звучании в разных позициях в слове, например, одинаковое написание морфемы вод- в словах вода, водяной, водопровод, несмотря на звуковые изменения ее по отношению к ударному слогу.
Абсолютное большинство правил современной русской орфографии – правила правописания приставок, корней, суффиксов, окончаний и большинстваичастиц – строится на этом принципе, например: правописание приставки от-, произносимой по-разному в словах отпуск, отпустить, отзыв, отзываться.
Исторический (или традиционный) принцип орфографии связан с требованием написания слов согласно принятой традиции (т. е. так, как они писались в прошлом, например, собака, каблук, печаль и др.). Выбор буквы в этих непроверяемых словах основан на традиции, или этимологии слова, т.к. проверить эти гиперфонемы, находящиеся в слабой позиции, через сильную позицию невозможно.
К традиционным относятся также написания окончаний родительного падежа прилагательных, причастий, местоимений и числительных с буквой «г» (нового, растопленного, такого), в которых на месте «г» звучит «в»; употребление «ь» после твердых шипящих в личных окончаниях глаголов (говоришь, спишь); написание «о» в словах собака, тормоз и др.
Частный характер имеют так называемые дифференцирующие написания, сущность которых состоит в употреблении разных графических знаков для разграничения омонимов, например: Лев (имя) – лев, обработка земли – период вращения Земли, ожег – ожог, плач и плачь, братца и браться, балл – бал и др.
принципы орфографии
Закономерности, лежащие в основе орфографической системы,общие основания для написания слов при наличии выбора, предоставляемого графикой. Каждый принципорфографии объединяет группу правил. Принципы частично могут варьироваться в разных языках. Так, всовременном русском языке каждый раздел орфографии характеризуется своими принципами. Передачабуквами фонемного состава строится на фонематическом, традиционном, фонетическом,морфологическом принципах, При переносе части слова с одной строки на другую используетсяфонетический принцип.
В языкознании выделяются следующие принципы орфографии:
1) фонетический;
2) морфологический;
3) исторический;
4) идеографический;
5) принцип иноязычных слов.
1) Фонетический принцип письма опирается на графику и орфоэпию звука. Слова пишутся, какпроизносятся: том, пар, пир, день, семья. Этот принцип широко представлен в белорусском языке:корова, галава. стол - сталы, лес - лясы;
2) Морфологический принцип орфографии заключается в единообразном написании одной и той жеморфемы, как бы при этом ни изменялось ее произношение: зуб [зуп] - проверочное слово "зубы";
3) Историко-традиционный принцип состоит в том, что сохраняются такие написания, которые утратилисвою мотивированность: жизнь, шире, читать и др.;
4) Идеографический (или символический) принцип орфографии опирается на смысловое различие схожихнаписаний: компания - кампания, ожог - ожег, плач - плачь, любовь - Любовь;
5) Принцип написания заимствованных слов отражает иноязычные правила графики и орфографии: йод,Нью-Йорк, майор, район, фойе, майонез.