Ударение(акцент) - это выделение звука, слога, слова, группы слов., что позволяет определить 3 типа ударения: слоговое, словесное, фразовое.
Такт- группа слов, объединенных одним ударением и отделенных другот друга паузой.
Для такта характерны явления, называемые проклитика и энклитика.
Если безударный слог стоит перед ударным, например, «я думал», «je parle», - это явление называется проклитикой. В качестве проклитиков часто выступают и безударные слова- артикли, предлоги, частицы.
Если безударный слог стоит после ударного, например, «знаю я», это случай энклитики.
Иногда они перетягивают на себя ударение: «под руку». Таким образом, границы слова и такта могут не совпадать.
Слоговое ударение имеет место тогда, когда слог совпадает со словом, например, в восточных языках(китайский, тибетский, тайский, малайский, вьетнамский).
Словесное ударение- это выделение одного из слогов слова. Это выделе-ние может происходить при помощи различных фонетических средств.
Фразовое ударение подчеркивает значимость той или иной части пред-ложения или придает дополнительное значение к основному содержаниюфразы.
Выделяют три основных вида ударения- это силовое, количественное
и музыкальное.
1. Если ударный слог отличается от безударных большей силой, возни-кающей вследствие большей напряжённости мышц речевого аппарата, то ударение называется силовым или динамичным. Силовое(динамическое) ударение связано с амплитудой колебаний звуковой волны, чем больше ам-плитуда, тем сильнее произносится звук.
2. Ударный слог может характеризоваться также увеличением длитель-ности, такое ударение называют квантитативным. Количественное(кван-титативное) ударение связано с длительностью, долготой звука, ударныйслог имеет большую длительность, чем безударные слоги.
3. Если ударный слог отличается от безударных изменением высоты ос-новного тона голоса, то это ударение называют музыкальным. Музыкальное(политоническое) ударение связано с относительной высотой тона, с изме-нением этой высоты.
В русском языке ударный слог отличается от безударного большей си-лой, большей длительностью и чёткостью. Безударные слоги ослаблены, зву-ки в них более краткие и имеют нечёткую артикуляцию, гласные подверга-ются количественной и качественной редукции. Поэтому русское ударение
является квантитативно-динамичным.
Музыкальное ударение может быть на слоге или слове.
Слогоударение: китайский тибетский, бирманский, сиамский(тайский),
вьетнамский, латышский, сербский.
Словоударение: японский, айнский, тагальский, малайский, шведский,
норвежский.
Ударение в слове бывает основным(´) или второстепенным(\), напр., железобетон.
Ударение в языках может быть постоянным(фиксированным), т.е. ударные слоги имеют постоянное место в слове, или свободным, т.е. не свя-занным с определенным местом в слове(творог, творог).
Кроме традиционного ударения в речи может делаться логическое уда-рение, с тем, чтобы подчеркнуть значимость той или иной части предложе-ния или же выразить дополнительное значение к основному значению фразы.
Таким образом, подводя итог сказанному, имеется возможность выде-лить функции ударения:
1. Объединительная- организует слово в единое целое
2. Разграничительная– способствует разграничению слов в речевом
потоке или морфем в составе слова
3. Логическая - подчеркивает значимость или указывает на дополни-тельное значение той или иной части предложения.
Интонация. Интонацией называются вх-се просодические явления в синтаксических единицах- словосочетаниях и словах. Это изменение дина-мики тона, окрашивающего высказывание.
Интонация состоит из следующих5 элементов, два первых из которых-
основные компоненты интонации:
1. мелодика речи(движение голоса по высоте тона);
2. ударение;
3. пауза;
4. темп речи;
5. тембр голоса.
В интонации следует различать два аспекта:
1. Коммуникативный, поскольку интонация сообщает, является ли вы-сказывание законченным или незаконченным, содержит ли оно вопрос, ответ
и т.п.
В своем коммуникативном аспекте интонация имеет следующие значе-ния:
1). Интонация является средством членения речи на предложения. Это
особенно важно в чтении, которое в наше время благодаря развитию радио и
телевидения играет огромную роль. Отсюда вытекает, в частности, важность
связи между знаками препинания на письме и интонацией.
2). Интонация участвует в различении коммуникативных типов предло-жения, являясь иногда единственным средством так называемого общего во-проса(ср.: Петр идет домой. Петр идет домой? ).
3). То же можно сказать и об актуальном членении предложения. Так, в
зависимости от выделенности логическим ударением слова Петр или слова
домой, соответственно то или иное из них будет обозначать новое(рему),что
сообщается о данном(теме).Следовательно, в первом случае предложение
будет означать, что именно Петр, а не кто-либо иной идет домой, а во втором
- что он идет домой, а не куда-нибудь в другое место.
4). Только интонацией осуществляется деление на синтагмы, что опре-деляется смыслом и связано с выражением того или иного члена предложе-ния. Если, например, в предложении: Я развлекал его стихами моего брата
поставить границу первой синтагмы после слова-его- , то оно будет прямым
дополнением;если же поставить ее после слова-стихами- , то прямым до-полнением будет-моего брата- .
5). Интонация отмечает, является ли данный отрезок речи конечной или
неконечной синтагмой(ср. : Он возвращается домой и Он возвращается до-мой,когда наступает вечер).
2. Эмоциональный, состоит в том, что в интонации заключена опреде-ленная эмоция, которая всегда отражает эмоциональное состояние говоряще-го, а иногда и намерение его(впрочем, не всегда осознаваемое им) опреде-ленным образом воздействовать на слушающего. Последнее имеют в виду,
когда говорят об"эмфазе".
Эмоциональный аспект интонации не обязательно связан со смысловым
содержанием высказывания. Будет ли сказано предложение«Петров вернул-ся» с радостью или с сожалением, оно останется сообщением об одном и том
же факте объективной действительности, иными словами- будет иметь одно
и то же денотативное значение. Не отразится это и на синтаксической струк-туре предложения. Поэтому эмоциональный аспект до недавнего времени практически исключался из языковедения, а вопрос о его значении, с лингвистической точки зрения, о его языковой функции теоретически остается
неисследованным и в наши дни.
Вместе с тем эмоция высказывания, несомненно, связана с его модаль-ностью, категорией, которой в современной лингвистике придается большое значение. И действительно, в каждом акте коммуникации отражено не только то, о чем идет речь(денотативный аспект), но и отношение к сообщению со
стороны говорящего(коннотативный аспект).
Интонация складывается из нескольких компонентов:
1) частоты ос-новного тона голоса(высотный или мелодический компонент);
2) интенсив-ности(динамический компонент);
3) длительности или темпа(временной,
темпоральный компонент);
4) паузы;
5) тембра.
Все компоненты интонации,
кроме паузы, обязательно присутствуют в высказывании, потому что ника-кой его элемент не может быть произнесен без какой-либо высоты голоса, и т.д. Поэтому все компоненты интонации тесно взаимодействуют между со-бой. Однако можно, во-первых, установить некую иерархию их, во-вторых, имеются данные, свидетельствующие о некотором разделении функций меж-ду ними.
Мелодика. В комплексе просодических средств мелодика играет веду-щую роль. Универсальность высотного компонента интонации проявляется и
в том, что мелодика используется как важнейшее интонационное средство в
самых разных языках, и в том, что в пределах одного языка мелодика обслу-живает разные функции интонации.
Характерная для речи картина изменения основного тона, освобожден-ная от сегментных и позиционных влияний, которую будем называть мело-дическим контуром, имеет сложную структуру. Согласно последним иссле-дованиям, в ней могут быть выделены основная, или базисная составляю-щая, характеризующая речевую единицу(синтагму или высказывание) в це-лом, и мелодические конфигурации, соответствующие составляющим ре-чевую единицу элементам- словам. Особо выделяется конфигурация, совпа-дающая с последним знаменательным словом(терминальный тон) и с наибо-
лее важным по смыслу и наиболее выделенным фонетически словом(инто-национный центр).
Для характеристики мелодического контура используется несколько из-мерений, или параметров, контура и отдельных его участков. Важнейшие из
них- направление, форма, интервал, диапазон, регистр(или тональный уро-вень), скорость и изменчивость мелодии. С каждой из этих характеристик
мелодического контура могут быть сопоставлены определенные интонаци-онные значения. Таким образом, можно говорить о функциональной нагрузке
признаков мелодического контура.
Направление– это использование восходящего, нисходящего, восходя-ще-нисходящего и других тонов для оформления отдельных коммуникатив-ных тонов высказываний.
Наряду с общим направлением мелодики в качестве различительного
средства выступает и форма тонального движения(например, подъем может
реализоваться как выпуклая и как вогнутая кривая), и, что особенно важно,
распределение общего мелодического рисунка по слогам сегментной основы
высказывания.
При сходстве общего направления и формы различие может состоять в
интервале, или величине подъема или падения тона. Так, некоторые разно-видности интонации незавершенности в русском языке отличаются от инто-нации вопроса только меньшим интервалом подъема тона в ударном слоге.
Для характеристики величины изменения тона на большом отрезке, на-пример в пределах синтагмы, используют понятие диапазона частотных из-менений. Различие диапазонов является одним из признаков разной степениважности синтагмы(например, для вводных конструкций характерен относи-тельно узкий частотный диапазон), а также разной степени их эмоциональ-ной насыщенности(увеличением мелодического диапазона отличаются вос-клицательные предложения). Уровень или регистр, в котором реализуется мелодический рисунок, также может выступать в качестве различительного признака. Так, например,
при описании французской интонации выделяют низкую и высокую вставки.
Та или иная скорость изменения тона обусловливает крутизну или по-логость конфигурации, создавая дополнительные различия форм. Например,
отличительной чертой русского общего вопроса является резкое и быстрое
повышение тона, реализующееся в пределах ударного слога предиката во-проса: в других типах восходящей мелодики повышение бывает более плав-ным и растягивается на последовательность заударных слогов.
Наконец, различная степень изменчивости, или вариативности, мелоди-ки особенно ярко проявляется при обращении и эмоциональному аспекту ин-тонации. При выражении некоторых эмоций мелодический контур отличает-ся сложностью и изменчивостью, изрезанностью(ср., например, ласковый
тон просьбы и сухой тон приказа).
Пауза. Пауза занимает среди компонентов интонации особое место. Бу-дучи функционально суперсегментным явлением, физически она представля-ет собой особый, "пустой" сегмент. Чаще всего пауза определяется как пере-рыв в звучании или прекращение фонации на определенное(обычно доволь-но длительное) время. Тогда аккустическим коррелятом паузы является па-дение интенсивности до нуля, а физиологическим- остановка в произноси-тельной работе органов, приведение их в состояние покоя.
Смысловая нагрузка интонационных пауз весьма значительна. Они яв-ляются универсальным средством членения речи на интонационно-смысловые единицы(фразы и синтагмы). Само наличие перерывов в опреде-ленных местах речевого потока и отсутствие их в других свидетельствуют о разной смысловой связи рядом стоящих слов. Недаром говорят: «Чем больше актер, тем больше пауза» Пауза между словами разрывает или существенно ослабляет связь между ними. Внутри смыслового единства пауза нежелательна, а если таковая появ-ляется, то она воспринимается не как запланированная интонационная пауза, а как пауза хезитации, отражающая процесс поиска и перестроек в ходе по-рождения речи. Именно в местах слабой смысловой связи в хорошо органи-зованной речи может производиться вдох(хотя далеко не каждая пауза ис-пользуется для вдоха).
Благодаря существованию разных типов пауз(в зависимости от их дли-ны и сочетания с другими интонационными средствами) появляется возмож-ность выражения различного характера связи между интонационно-смысловыми единицами. При этом интонационные средства используются
преимущественно для выражения степени связи(слабая, средняя, тесная), но
в сочетании с лексико-грамматической структурой высказывания конкрети-зируется и качественный характер связи, так что оказывается возможным го-ворить о выражении интонационными средствами, а среди них не в послед-нюю очередь и паузой, значений противопоставления, сопоставления, важно-го и несущественого появления. Очевидна семантическая нагрузка и так на-зываемых"психологических" пауз, характерных для особо выразительной и эмоциональной речи, например, при особом выделении слова путем поста-новки паузы перед ним или после него.
Длительность и темп. Протяженность речевых единиц(и их состав-ляющих) во времени- необходимое условие их существования. Для того, чтобы та или иная речевая единица могла быть реализована говорящим и воспринята слушающим, требуется определенное время, естественно, раз-личное для разных элементов.
Длительность крупных, сложных по структуре единиц(высказывания чаще всего членимы на слова, слоги, звуки) определяется числом состав-ляющих их элементов: фраза, содержащая большее количество звуков, имеет, как правило, большую длительность, чем фраза, имеющая меньшее количе-ство звуков, хотя наблюдается и тенденция к выравниванию длительностей
речевых единиц одного ранга(ритмических групп, синтагм, высказываний).
Вместе с тем вариативность длительности составляющих речевой цепи дос-
таточно велика и доступный в данном языке диапазон значений длительно-сти звуков может использоваться для передачи особой- просодической- ин-формации.
Лингвистическая нагрузка темпа и длительности состоит в выражении
различной важности речевого отрезка для говорящего. Слово или синтагма,
имеющие в высказывании больший смысловой вес, характеризуются боль-шей длительностью, которая проявляется в большей длительности всех или
некоторых их элементов, в числе которых, безусловно, - ударный гласный.
Это соответствует универсальной тенденции затрачивать больше времени на
то, что важно, ново, ценно, и меньше- на то, что менее важно, менее ценно,
уже известно.
Хорошо известен факт убыстрения темпа при реализации вводных и
вставных конструкций.
Существует определенная связь между темпом произнесения и комму-никативным типом предложения: относительно быстрый темп характерен для вопроса, относительно медленный- для восклицательно-оценочного предложения. Наряду со средним темпом интонационных единиц, можно го-ворить и о динамике темпа. Наиболее общей тенденцией является некоторое
замедление темпа к концу единицы, нередко сочетающееся с расположением
ближе к концу наиболее важных элементов высказывания. Однако такое со-четание не является обязательным, возможны иные структуры темпа, с двумя
и более сильными временными точками.
Интенсивность. Интенсивность– это произносительное усилие Разли-чия в интенсивности речевых звуков воспринимаются человеком как разли-чия в громкости. Основная функция интенсивности- выделение отдельных элементов речевой цепи. Обычно это выделение осуществляется усилением
интенсивности, но, поскольку просодические характеристики всегда относи-тельны, не исключено и уменьшение силы звучания(так, шепот на фоне обычной речи может быть столь же ярким и выразительным средством, как и крик). Выделение, или подчеркивание, одного из слогов слова принято назы-
вать ударением. Этим термином обозначают и выделение элементов в соста-ве фразы.
Ударность или безударность гласных, как правило, существенно влияют
на их интенсивность, хотя последняя редко бывает единственным компонен-том ударения. Поскольку на абсолютную интенсивность гласного воздейст-вуют и иные факторы, и поскольку ударность может обеспечиваться и дру-гими фонетическими средствами(длительностью, высотой, особенностями
тембра), ударный гласный не обязательно бывает интенсивнее безударного,
однако учет непросодических факторов позволяет увидеть роль интенсивно-сти в выражении различной степени выделенности элементов высказывания.
При учете непросодических факторов оказывается, что интенсивность данно-го элемента тем больше, чем больше он выделяется на фоне других. Сущест-вуют данные о значительном увеличении интенсивности при выделительном, контрастном и эмфатическом ударении в различных языках.
Сведения об изменении интенсивности в эмоциональной речи довольноскудны, однако основные тенденции его вполне очевидны и легко предска-зуемы. Интенсивность возрастает с увеличением общего эмоционального на-пряжения. Положительные и активные эмоции обычно характеризуются по-вышением, а отрицательные и пассивные- понижением общего уровня ин-тенсивности. Высокий уровень громкости отличает восклицательные и побу-дительные предложения(среди последних- особенно приказы, команды).
Для эмфатического выделения используется резкое повышение, а изредка и
контрастирующее с фоном резкое понижение интенсивности.
Тембр. Отнесение тембра, т.е. качества звука, определяемого соотноше-нием его спектральных составляющих, к числу компонентов интонации не-редко вызывает возражения. Тем не менее, существует область изучения зву-чащей речи, в которой тембральной окраске придается исключительно боль-шое значение. Это исследования по сценической и публичной речи в основ-ном второй половиныXIX - началаXX в., которые, как правило, не учиты-ваются в современном языковедении. Это можно объяснить тем, что для речи
нейтральной в эмоциональном отношении, которая до сих пор являлась
предметом экспериментального исследования, тембральная окраска не явля-ется решающей. Различия по тембру не участвуют в передаче основных ком-муникативных функций интонации и проявляются лишь при выражении от-дельных конкретных эмоций(презрения, гнева, насмешки и т.д.) и, особенно,
в общей эмоциональной окраске речи, отнесение которой к лингвистическим
функциям интонации далеко не бесспорно.
Существует перечень тембров, описываемых через указание на активи-зирующиеся части речевого аппарата(временные доминанты тембра):
- гиперлабиализованный, характерный для выражения нежности;
- делабиализованный(злость, гнев);
- переднеоральный(ирония, шутка);
- ларингальный(боль, страдания) и другие.
Некоторые исследователи анализируют наряду с тональными(мелодиче-скими) характеристиками и характеристики фонационные, определяющие
тип и качество голоса. Последние являются, по их мнению, типичными сред-ствами выражения эмоций во всех языках.
На основе небольшого эксперимента-наблюдения над произнесением
качественных прилагательных со значением эмоциональной оценки человека
можно дать характеристику некоторых экспрессивных просодем, отмечая, в
частности, что положительные эмоции связаны обычно с повышением реги-стра, отрицательные- с понижением; высокая степень положительной эмо-ции(любовь) реализуется высоким придыхательным голосом, высокая сте-пень отрицательной эмоции(ненависть) - низким, зашумленным, дрожащим;
для"торжественного" чувства характерен низкий восходящий дрожащий го-лос, горе символизируется нисходящим мягким голосом.