пользователей: 30398
предметов: 12406
вопросов: 234839
Конспект-online
РЕГИСТРАЦИЯ ЭКСКУРСИЯ

18/Литературный жанр как литературоведческая проблема.

Теория жанра — одна из наиболее значимых областей теоретической разработки истории лите ратуры. Интерес к проблеме жанра в совре менном литературоведении велик. Дискуссия о жанрах ведется в фундаментальных монографиях по теории литературы, появ ляются диссертации, проводятся конферен ции, выпускаются ежегодные сборники на учных трудов. Появился даже особый термин «генология», введенный еще в 1920 г. Полем Ван Тигемом для обозначения науки о жанрах и родах в литературе. Следует особо отметить вклад отечествен ных ученых 1920–1930х годов в разработку теории жанров («социологическая школа»: В. Фриче, А. Цейтлин, М. Юнович, «фор мальная школа»: Ю. Тынянов, В. Шклов ский). Принципиальное значение имело расхождение в 1920е годы позиций Ю. Н. Ты нянова и М. М. Бахтина по вопросу о жан рах. Ю. Н. Тынянов отстаивал представление о сменяемости всей системы жанров при смене исторических эпох, подчеркивал ин дивидуальность жанровых структур в твор честве различных писателей (Тынянов 1977a; Тынянов 1977b), а М. М. Бахтин считал, что жанр — наиболее устойчивая совокупность способов коллективной ориентацией с ус тановкой на завершение; история литера туры — это история жанров ([Бахтин]: Мед ведев 1998). В результате заострения этих противо положных позиций допус кались различные преуве личения, ошибки, но в ходе дискуссии сфор мировались основы современной теории жанров, в том числе новаторское представ ление о системах жанров, сменяющих одна другую по мере развития литературного процесса.

Проблема жанра начинается с уточнения термина, как и множество других понятий литературоведения неопределенного и двусмысленного. «От жанра как такового нужно отделить прежде всего жанризм — в смысле бытописи — понятие, перешедшее в литературную науку от теории изобразительных искусств. Но этого ограничения недостаточно» (12; 108).

«Жанр» - французское слово, соответствующее русскому «вид». Иногда говорят «поэтические виды», т.е. типы поэтических произведений.

А. Г. Цейтлин в своей статье «Жанры» пишет: «Под жанром часто понимают роды поэтических произведений — лирику, эпос и драму. Несмотря на этимологически правильный перевод французского понятия (genre — род), ему должно быть придано гораздо более узкое значение — конкретной и частной модификации поэтического рода» (12; 109).

Но В.М. Жирмунский придерживается несколько иного мнения, в своей статье «Проблема жанра» он пишет: «Понятие типа поэтического произведения, его вида, употребляется в поэтике в двух смыслах: в более широком и в более узком. В широком смысле мы говорим как о типах поэтического произведении об эпосе, лирике и драме» (5; 395). В этом случае обычно употребляют термин «род». Что касается жанров в узком, собственном смысле слова, то сюда относятся, например, поэма, роман, новелла, басня, ода, элегия, трагедия, комедия и т.д.

В данной главе понятие «жанр» будет рассматриваться в его узком смысле. Далее приведем несколько определений этого термина из литературоведческих словарей, школьных учебников, энциклопедий, выявим сходства, установим различия.

Итак, жанр - это

совокупность формальных и содержательных особенностей произведения.

вид художественного произведения: песня, баллада, поэма, повесть, новелла, комедия и тд. (8; 309)

тип произведения в единстве специфических свойств его формы и содержания (11; 431).

Бахтин понимает жанр как «типическую форму целого произведения, целого высказывания» (10; 175)

«…как и всякая художественная форма, есть отвердевшее, превратившееся в определенную художественную конструкцию содержание» (7; 21)

«…исторически сложившаяся, удостоверенная традицией и … наследуемая совокупность определенных тем и мотивов, закрепленных за определенной художественной формой, связывающая их между собой узнаваемымичувствами и мыслями» (2)

Эти трактовки жанра разные по той причине, что предназначены они для разных людей. Первые три толкования более простые - они предназначены для учеников, рассчитаны на широкий круг читателей. Последние два определения очень интересны, это, на мой взгляд, авторская попытка расширить границы научного понимания этого термина, углубить его значение. Поэтому здесь и появляются слова, которые редко встретишь в словарях: «отвердевший», «чувства», «мысли». Подобные художественные определения терминов очень интересно и полезно давать на уроках теории литературы, чтобы дети не пугались сложных непонятных научных фраз и учились глубже смотреть в значение того или иного термина.

Итак, вышеприведенные определения можно обобщить. Таким образом, жанр - тип, вид, содержание, форма, совокупность особенностей произведения.

Понятие жанра подразумевает преемственность восприятия: читатель, обнаруживая в произведении те или иные особенности сюжета, места действия, поведения героев, относит его к какому-либо известному ему жанру, вспоминая прочитанное и узнавая в новом знакомое. Однако помимо устойчивости и равенства себе, о чем говорится в определениях жанра, рассмотренных ранее, категория жанра обладает и прямо противоположной особенностью: она исторически подвижна. Любой жанр может заимствовать специфические особенности других жанров и существенно менять свой строй и облик. Идентифицировать его в таком случае становится крайне затруднительно: один и тот же жанр может по-разному восприниматься в разные эпохи, и последнее слово в споре о его природе принадлежит, по-видимому, литературной традиции, или, иначе говоря, читательской образованности.


24.12.2015; 23:49
хиты: 124
рейтинг:0
для добавления комментариев необходимо авторизироваться.
  Copyright © 2013-2024. All Rights Reserved. помощь