Поэтическая идея (обобщающая эмоционально-образная мысль) как основа художественного содержания. Отличие поэтической идеи от аналитического суждения.
Категория художественной темы, соотнесение поэтической идеи с ее предметом, с внехудожественной реальностью. Группы тем в литературе. Сопряжение конкретно-исторических и традиционных, «вечных» тем. Авторская трактовка темы. Преемственность проблем в литературе, их художественное своеобразие.
Ценностный аспект и эмоциональная направленность поэтической идеи. Категория пафоса. Неоднозначное употребление термина «пафос» в науке о литературе. Связь пафоса с категорией возвышенного. Типологические и исторические модели пафосов.
Героическое, трагическое, идиллическое, драматизм. Сентиментальность и романтика.
Комические противоречия - основа юмора и сатиры. Ирония и сарказм. Традиции карнавального смеха в литературе. Трагикомическое.
Интерпретация содержания художественного произведения (творческая, читательская, критическая, литературоведческая) и проблема границы между обоснованным и произвольным его истолкованием.
2.3 Художественная форма
а) Художественный мир и композиция
Художественный мир произведения
Компоненты и предметные детали изображения: воспроизведенные события, сюжет, персонажи, окружающая природа (пейзаж), бытовая обстановка. Композиционные связи его элементов. Вещь как предмет изображения.
Художественное время и пространство. Хронотоп. Развертывание художественного мира во времени, определяющее последовательность его восприятия читателем. Смысловые акценты изображения.
Персонаж (герой) и структура его образа. Состав и соотнесенность изобразительных деталей, обусловленные функцией персонажа в художественном мире.
Внешний (портрет), внутренний облик персонажа. Средства его психологической характеристики. Понятие психологизма, его виды. Средства психологической характеристики персонажей.
Характер персонажа как устойчивая система поведения в сюжете.
Участие персонажа в развитии сюжетного действия.
Речь персонажа как предмет художественного изображения.
Композиция образа персонажа.
Типология литературных персонажей. «Вечные образы» в литературе.
Система персонажей в произведении.
Значение системы персонажей для интерпретации художественного содержания.
Сюжет - динамическая сторона художественного мира. Две научных традиции в терминологическом обозначении изображаемых событий: сюжет и фабула.
Сюжет как форма воспроизведения общественных и личных конфликтов. Внешние и внутренние действия персонажей в сюжете. Событие и действие. Ситуация, конфликт, коллизия, интрига. Воспроизведение устойчивых конфликтов в сюжетах. Сюжетные и внесюжетные эпизоды. Сюжетные линии и их сопряжение. Хроникальное и концентрическое строение сюжетов. Сюжетные мотивы и их мотивировки.
Мифологические, литературные, жизненные истоки сюжетов. Мифологические мотивы и подтекст. Реминисценции.
Типология сюжетов.
б) Словесный строй
Художественная речь как одна из сторон образной формы произведения. Образность и экспрессивность художественной речи,. Сходство и различие художественной речи с разговорной и с ораторской.
А. Потебня о «внутренней форме» слова, о его образности. Образность речи в широком и узком (тропы) значении. Национальный язык - источник выразительно-изобразительных и эстетических возможностей художественной речи.
Лексико-семантические особенности художественной речи
Номинативная изобразительность речи литературных произведений. Экспрессивное значение корней, суффиксов, префиксов. Использование архаизмов, неологизмов, диалектизмов, варваризмов, прозаизмов в художественной литературе. Создание поэтических неологизмов.
Слово в художественном контексте. Иносказательность, ее виды. Принципы переноса значения слов. Тропы: метафора, метонимия, ирония. Перифраз. Сравнение.
Олицетворение и образный параллелизм. А. Веселовский о происхождении их в народной поэзии. Образы-символы, образы-аллегории, образы-эмблемы. Гипербола и литота как виды словесно-предметной изобразительности.
Интонационно-синтаксическая выразительность художественной речи
Эмоционально-речевые интонации, риторические фигуры (вопросы, восклицания, обращения). Синтаксическая инверсия и исторические нормы литературного языка. Словесные антитезы. Эллипсис. Словесные повторы. Их разновидности в поэзии (анафора, эпифора, стык, рефрен). Синтаксический параллелизм. Градация. Художественные эпитеты.
Ритмическая организация художественной речи
Понятие словесного ритма, его отличие от музыкального. Происхождение ритма в поэзии и прозе.
Понятие стихотворной системы. Многообразие систем стихосложения в мировой литературе, их связь с особенностями национального языка. Исторически возникающие системы стихосложения. Песенные тонические стихи. Силлабические стихи. Возникновение и развитие русского силлабо-тонического стихосложения, его основные размеры. Дольник. Акцентный стих. Верлибр.
Стих как повторяющаяся единица поэтического ритма. Корпус стиха и его ритмическая организация.
Рифма в поэзии и ее роль. Разновидности рифмы. Виды рифмовки. Смысловая роль рифмы. Аллитерация и ассонанс. Звукопись и звукоподражание. Звуковое единство стихотворной строки.
Строфа как форма организации стихотворной речи. Виды строф и способ рифмовки. Синтаксически-тематическая законченность строфы. Эстетическое значение интонационно-ритмической и фонической организации стихотворной речи. Твердые строфические формы.
Слово в стихе. «Теснота стихового ряда» (Ю. Тынянов). Границы поэзии и прозы.
Стиль
Риторическое и искусствоведческое понимание стиля Стиль как эстетическое единство и взаимодействие всех сторон, компонентов и деталей экспрессивно-образной формы художественного произведения. Содержательная обусловленность такого единства. Элементы художественной формы как носители стиля. Стилеобразующие факторы в их взаимодействии. Стиль как показатель художественного совершенства произведения (Гете, Гегель о стиле). Нормативные стили канонических жанров. Разграничение понятий «стиль», «поэтика», «оригинальность», «манера», «слог». Использование термина стиль применительно к произведению, творчеству писателя, группы писателей (стилевое течение), направлению. Устойчивые признаки стиля. Стиль как закономерность.
Стилевое влияние, стилизация, пародия.