Существует два типа познания действительности: научное и художественное.Научное – достоверная картина, объективное существование, выявление законов управления миром, формулируются понятия. Наука претендует на объективность, точность, правильность.
Художественный тип познания – доброта, красота, истина. Художественное восприятие всегда сугубо личное. Она всегда индивидуально и исключительно, никогда не претендует на окончательность.
«Искусство возникло не для проявления в нём человека, а чтобы защитить человека от собственных тревог». – Лихачёв. Древние выделили пять видов искусств, в основе классификации лежит материальный носитель. Музыка – искусство звуков, живопись – красок, скульптура – камень, архитектура – пластические формы, литература – слово.
Основные параметры искусства:
- оно восприимчиво и бесконечно
- оно меняется вместе с читателями
М.Гаспаров:1) оно существует вне времени 2) произведения искусства не мыслимы без красоты 3) способно связать людей и дать возможность понять себя и других 4)может родиться и существовать в разных условиях 5) это осмысленный творческий процесс
Основные функции:
- познавательная
- развлекательная
- эстетическая
Виды:
- по материалам
- временные виды искусства и пространственные
Ещё выделяют экспрессивное и изобразительное искусство.Экспрессивное выражает эмоции, передает настроение. Изобразительное – воплощает идею. Экспрессивное искусство – это музыка, архитектура, абстрактная живопись, лирика. Изобразительное – живопись, скульптура, драма и эпос.
До 19 века вся художественная литература называлась поэтическим искусством. В начале 19 века появляется термин «изящная словесность». В художественной литературе исследуются нравственные, этические и эстетические проблемы жизни. Литература всегда обращена к человеку.
Лит-ра как вид искусства - Эстетическое воздействие на читателя.
.Лит-ра – словесное искусство (материальный носитель – человеческая речь). Главное св-во поэзии –многозначность слова, его иносказательность. Многозначность - глав. источник образности. Влияние контекста. Речь воссоздает облик говорящего. Писатель эстетически воздействует на читателя. Худ. лит-ра – изобразительное искусство. Слова ассоциативно связаны с изображаемыми предметами. Важны детали и подробности. Ассоциации – сопоставление предметов и явлений. Читатель – соучастник создаваемых художественных образов. Читатель сам выбирает темп восприятия произведения. Словесное искусство воздействует на другие виды искусств (худ. образы живут второй жизнью: театр, радио, кино, хореограф.).
Функции: эпическая, эстетическая, религиозная, медицинская. Катарсис – трагическое очищение.
Литературу принято рассматривать с двух сторон:
- Как деятельность
- Как произведение (продукт деятельности)
Как род деятельности: семиотическая природа искусства, эстетическая природа искусства, коммуникативная природа искусства.
Семиотическая природа искусства связана с природой знака вообще: означающее, означаемое и смысл ( или конвенциональность, референтность и концептуальность). Литература – вторичная знаковая система (первичная – язык).
Эстетическая природа искусства: отношение и деятельность. Эстетическое отношение – эмоциональная рефлексия, переживание переживания. «Искусство – это всегда вненаходимость автора относительно изображаемого» (Бахтин). Пример с Чеховым. Привносится ценностная активность. «Автор должен занять такую нежизненную позицию, которая позволит ему увидеть феномен как целостность – объективную предпосылку эстетического отношения» (Бахтин).
Коммуникативная природа искусства складывалась стихийно. Л.Н. Толстой вел постоянные дневники(«Детство», «Военные рассказы»). Искусство – это механизм общения, отыскивания себе подобных. Читательское сопереживание и соучастие в создании образа: объединение креативного (авторского) и рецептивного (читательского) сознания.
Литература как искусство слова – динамическая природа словесного образа. Первый теоретик, поставивший проблему природы словесного образа, а, следовательно, и место литературы среди искусств, был Лессинг, зафиксировав, что скульптура – статичное пространственное искусство. У каждого вида искусства есть своя сверхзадача. У статических искусств – установка на телесную красоту (запечатление вечно прекрасной телесности), а у литературы – эстетические и этические ценности (Елена у Гомера). Если во главу угла поставить только динамический принцип, то можно сюда приписать еще и музыку. Знаки в живописи – естественные, они подобны тому, что изображают, знаки поэзии произвольны, не имеют ничего общего с предметом. В музыке воздействует последовательность звуков, а в поэзии – последовательность значений, она отмечена упорядоченностью и быстрой сменой представлений. Поэзия – музыка души.
Художественная литература – один из видов искусства, искусство слова. Термином “литература” обозначают также любые произведения человеческой мысли, закрепленные в письменном слове и обладающие общественным значением. Различают литературу техническую, научную, публицистическую, справочную, эпистолярную и др. Однако в обычном и более строгом смысле литературой называют произведения художественной письменности.
Искусство – вид духовного освоения действительности общественным человеком, имеющий целью формирование и развитие его способности творчески преобразовывать окружающий мир и самого себя по законам красоты.
Одним из важнейших специфических признаков искусства является художественная условность – принцип художественной изобразительности, в целом обозначающий нетождественность художественного образа объекту воспроизведения. В современной эстетике различают первичную и вторичную условности – в зависимости от меры правдоподобия образов, открытости художественного вымысла и его осознанности.
Особый, присущий только искусству способ освоения и преобразования действительности – художественный образ. В художественном образе неразрывно слиты объективно-познавательное и субъективно-творческое начала.
Художественная специфика образа определяется тем, что он отражает и осмысливает существующую действительность и творит новый, небывалый, вымышленный мир.
Чаще всего образом называют действующее лицо или литературного героя, однако это – сужение понятия “художественный образ”. Любое явление, творчески воссозданное в художественном произведении, является художественным образом. При анализе произведений искусства различают художественные образы разных масштабов:
“микрообраз” – мельчайшая единица художественной ткани произведения искусства (тропы в поэзии – метафоры, метонимии, сравнения и т. п.; мелодические попевки в музыке);
“макрообраз” – это образ персонажа в романе, пьесе, кинокартине, музыкальная тема в симфонии, образ действия – сюжетный ход;
образ произведения искусства в целом;
“мегаобраз” – все творчество художника как единый образ мира и человека в мире (мир Шекспира, мир Пушкина, мир Достоевского; мир Моцарта, мир Бетховена, мир Чайковского; мир Рафаэля, мир Нестерова, мир Врубеля и т. д.).
Духовно-практическая деятельность художника, непосредственно направленная на создание художественного произведения, называется творческим процессом. В творческом процессе выделяются две тесно связанные друг с другом основные стадии:
формирование художественного замысла, который возникает как следствие образного отражения реальной действительности (осмысление художником жизненного материала и мысленное создание общей конструкции будущего произведения, практические поиски образного решения темы);
непосредственная работа над произведением (стремление художника добиться оптимальной выразительности образного воплощения своих идей и эмоций, углубить содержание создаваемых образов.
Результатом (продуктом) художественного творчества является художественное произведение. Оно в чувственно-материальной форме воплощает духовно-содержательный замысел художника и является основным хранителем и источником информации в сфере художественной культуры.
Процесс истолкования литературного произведения, постижения его смысла, идеи, концепции называется интерпретацией. Интерпретация осуществляется как переоформление художественного содержания разными способами:
“перевод” произведения на понятийно-логический язык (литературоведение и основные жанры литературной критики),
“перевод” произведения на лирико-публицистический язык (эссе);
“перевод” произведения на иной художественный язык (графика, театр, кино и др. искусства).
Литературоведческая интерпретация – это аналитически-доказующее рассмотрение произведения в единстве его содержания и формы, при котором учитываются миропонимание и художественное мышление автора, его связь с современной ему эпохой и культурно-художественной традицией.
4.