пользователей: 30398
предметов: 12406
вопросов: 234839
Конспект-online
РЕГИСТРАЦИЯ ЭКСКУРСИЯ

Мотивация употребления алкоголя и наркотиков.

Мотивы употребления психоактивных веществ в отечественных и зарубежных исследованиях

Исследование мотивов употребления алкоголя и наркотиков раскрывает факторы развития алкогольной и наркотической зависимости. На первый план развития зависимости выступают социально-психологические аспекты алкоголизма и наркомании в социальном и культурном ракурсе, отношение к алкоголю и наркотикам, его употреблению и опьянению со стороны социума и самого человека.

Многие отечественные авторы (Э.Е. Бехтель, Б.С. Братусь) рассматривают проблему алкоголизма и наркомании с точки зрения формирования патологической потребности в психоактивном веществе, которая в свою очередь формирует патологические мотивы употребления психоактивных веществ. Систематическое употребление алкоголя ведет к формированию алкогольной потребности, которая определяется, как доминирующая патологическая потребность в алкоголе (Э.Е. Бехтель, 1986). Б. С. Братусь указывал, что алкогольная потребность формируется на основе иллюзорного удовлетворения нормальных потребностей человека, т.е. путем замещения, характерного для патологических влечений. В. Ю. Завьялов так же отмечает влияние нереализованных потребностей человека на формирование содержания мотивации употребления алкоголя. Основными психологическим причинами формирования алкогольной потребности, по мнению Б. С. Братуся, являются: 1) возможность удовлетворения желаний и разрешения конфликтов; 2) психолого-социальные условия. Мотив употребления алкоголя может достигаться путем иллюзорно-компенсаторной деятельности, т.е. деятельности, направленной на создание и поддержание необходимого эмоционального состояния, иллюзорного удовлетворения потребностей (Б. С. Братусь, 1988). В результате такого способа удовлетворения потребностей происходит подмена объективных результатов действий субъективными переживаниями. В свою очередь в результате формирования алкогольной и наркотической потребностей и иллюзорно-компенсаторной деятельности происходит разрушение мотивационной сферы: прежние мотивы теряют свою побудительную силу и смыслообразующую функцию. Все это приводит к сужению круга интересов, уменьшению разнообразия видов деятельности, принудительному характеру деятельности, нарушению процессов смыслообразования, повышению ситуативного влияния, разрушению иерархической структуры мотивационной сферы, нарушению долговременного планирования деятельности (Э. Е. Бехтель, 1986, Б. С. Братусь, 1988).

Таким образом, в результате развития алкоголизма и наркомании происходит изменение личности по пути разрушения ее мотивационной сферы: изменение иерархических отношений мотивов, потери смысловой значимости потребностей, доминирующей функции мотива употребления психоактивного вещества.

Теоретическое определение структуры мотивов, побуждающих к употреблению алкоголя и наркотиков, опирается на понимание мотивации В. Ю. Завьялова. Он рассматривает мотивы употребления алкоголя и предлагает их классификацию, в которой выделяется социально-психологические, личностные и патологические триады мотивов употребления алкоголя. В первую социально-психологическую триаду мотивов входят:

- традиционные, социально обусловленные - культурально распространенные мотивы, которые способствуют межличностному общению.

- субмиссивные мотивы, отражающие подчинение субъекта давлению со стороны группы в отношении употребления алкоголя, невозможность отказаться от приема алкогольных напитков в кругу лиц, употребляющих или предлагающих выпить алкоголь.

- псевдокультурный тип мотивов, свидетельствующий о стремлении человека к «алкогольным ценностям» социума (Завьялов, 1988).

Вторую триаду составляют персонально значимые, личностные мотивы, которые включают в себя:

- гедонистические мотивы, отражающие стремление к физическому и психическому удовольствию от действия алкоголя.

- атарактические мотивы, отражающие желание снять негативные эмоциональные переживания. По данным В. Ю. Завьялова с возрастом атарактические мотивы снижаются, что говорит о том, что потребность в совладании с негативными переживаниями при помощи алкоголя с возрастом снижается.

- мотивы гиперактивации, свидетельствующие о стремлении выйти из состояния скуки, бездействия или о желании повысить эффективность поведения. В. Ю. Завьялов отмечает, что эти мотивы свойственны лицам молодого возраста

Заключительная триада мотивов раскрывает патологическое влечение к алкоголю. Сюда входят:

- «похмельные» мотивы, отражающие желание снять абстинентный синдром, улучшить самочувствие.

- аддиктивные мотивы, свидетельствующие о пристрастии к алкоголю, желании опьянеть.

- мотивы самоповреждения, раскрывающие стремление употреблять алкоголь в качестве протеста, на зло или из-за потери перспективы, смысла.

В нашем исследовании мотивов употребления наркотиков мы опирались на классификацию мотивов употребления алкоголя В. Ю. Завьялова, которая может быть применима и для мотивов употребления наркотиков. Первая группа мотивов образуется из «социально-психологических» факторов:

- традиционные, социально обусловленные - культурально распространенные мотивы, способствующие межличностному общению.

- субмиссивные мотивы, отражающие подчинение субъекта давлению со стороны референтной группы или других людей.

- псевдокультурный тип мотивов, свидетельствующий о стремлении человека приспособиться к ценностям референтной группы, включающий доступность употребления наркотиков.

Вторую триаду составляют персонально значимые, личностные мотивы, которые отражают потребность в изменении собственного состояния:

- гедонистические мотивы, отражающие стремление к физическому и психическому удовольствию от действия наркотиков.

- атарактические мотивы, отражающие желание снять негативные эмоциональные переживания.

- мотивы гиперактивации, свидетельствующие о стремлении выйти из состояния скуки, бездействия или о желании повысить эффективность поведения.

Заключительная триада мотивов раскрывает патологическое влечение к наркотикам:

- абстинентные мотивы, отражающие желание снять абстинентный синдром, улучшить самочувствие.

- аддиктивные мотивы, свидетельствующие о пристрастии к наркотика, желании опьянеть.

- мотивы самоповреждения, раскрывающие стремление употреблять наркотики в качестве протеста, на зло или из-за потери перспективы, смысла.

Э.Е. Бехтель напротив указывает на трудности классификации, которые объективно связаны с множеством факторов и условий, влияющих на употребления алкоголя. Тем не менее, предлагает говорить о ведущем мотиве или о группе мотивов употребления алкоголя и наркотиков, которые всегда сопряжены с интенсивностью употребления спиртных напитков и нарковеществ, формой опьянения, возрастом и другими показателями.

В отличие от В.Ю. Завьялова Э. Е. Бехтель предлагает выделять факторы социальные, психологические и биологические употребления спиртных напитков, которые отражают мотивы употребления алкоголя. К социальным факторам употребления алкоголя относится ситуативно-мотивированное употребление спиртных напитков, в основе которого лежит потребность в общении, самоутверждении, подражание, конформизм и ориентация на группу. Э.Е. Бехтель проводит параллель ситуативно-мотивированного употребления алкоголя с субмиссивным типом мотивов у В. Ю. Завьялова (Э. Е. Бехтель, 1986). Следующий тип употребления спиртных напитков психологический, который отражает потребности в эйфории, снятию напряжения, достижению психосоматического комфорта. Этот тип соответствует личностной, персонально значимой триаде мотивов употребления алкоголя у В. Ю. Завьялова. Последний тип злоупотребления алкоголем по Э.Е. Бехтелю включает социально-психологические и биологические факторы, в основе имеющий все те же потребности, включая потребность снять состояние тревожности, дисфории, раздражения, психосоматический дискомфорт вследствие неупотребления алкоголя. Можно сделать вывод, что тип употребления алкоголя, включающий биологические факторы, несет в себе аддиктивные и «похмельные» мотивы по классификации В.Ю. Завьялова.

Необходимо обратить внимание, что отечественные исследователи (Э. Е. Бехтель, 1986, В.Ю. Завьялов, 1988) к первичными мотивами употребления алкоголя относят социальные, к которым в случае развития употребления алкоголя присоединяются психологические, личностно значимые, а затем биологические мотивы.

В рамках исследования мотивации употребления алкоголя и наркотиков у зарубежных исследователей необходимо рассмотреть транстеоретическую модель изменения поведения Д. Прохазки и К. Диклементе и двумерную модель мотивации W. Ooteman.

Сторонники транстеоретической модели изменения поведения считают, что изменение поведения - процесс постепенный и продолжительный. При этом совершенно необязательно, что процесс изменения поведения происходит линейно, т.к. изменение поведения подчас осуществляется по спирали: человек может переходить на следующую стадию, а может возвращаться на уже пройденную (Н. А. Сирота, В. Я. Ялтонский, 2007).

Каждый этап изменения поведения имеет несколько стадий. Первая стадия изменения поведения - предваряющая. Больной наркоманией употребляет наркотики и не видит в этом проблемы, а лишь сопротивляется всякому изменению. Он недостаточно осведомлен о последствиях употребления наркотиков и не собирается его менять. Те, кто начинает задумываться о том, что бы уменьшить употребление наркотиков или отказаться от него, находятся на стадии размышления. Она характеризуется повышением уровня осведомленности о негативных последствиях поведения и осознанием своей персональной уязвимости. Тем не менее, на этой стадии человек все еще не уверен в своей способности измениться. Он внимательно оценивает собственное окружение, с точки зрения помощи или, напротив, сопротивления предполагаемому изменению поведения. Человек, который твердо решил прекратить употреблять наркотики находится на стадии подготовки. Многие на этой стадии начинают совершать активные действия, например, уменьшать количество потребляемого наркотика или госпитализироваться в наркологическую больницу. Для данной стадии характерна уже оценка не окружения, а самого себя. Следующая стадия активного действия, которая предполагает собственно изменение поведения. Происходящие изменение наиболее заметны для окружающих. Стадия сохранения результата предполагает достижение целей и сохранение изменений поведения. Риск срыва на этой стадии очень велик, кроме того, социальная поддержка постепенно ослабевает. Последняя стадия - завершение. Она наступает тогда, когда для человека не актуально его прошлое поведение. Некоторые аддиктологи считают, что стадии завершения не существует и человек, бывавший в зависимости, сохраняет на всю жизнь риск вернуться к зависимому поведению.

Обратимся к двумерной модели мотивации W. Ooteman (2006), которая представляет собой два измерения:

- первое измерение включает в себя мотивы совладания с негативными состояниями, которые позволяют улучшить эмоциональное состояние и повысить активность;

- второе измерение отражает подкрепляющие мотивы употребления психоактивного вещества, которые помогают достичь или усилить желаемого эмоционального состояния.

Опираясь на эту модель, подкрепляющие мотивы употребления алкоголя и наркотиков нацелены на получение положительных эмоций с более яркими ощущениями от активизации поведения в результате употребления психоактивных веществ, тогда как мотивы совладания с негативными состояниями нацелены на улучшение эмоционального состояния.

Тем не менее, больные с алкоголизмом и наркоманией имеют оба измерения мотивации употребления психоактивных веществ (W. Ooteman и соавторы, 2006).

M. Cooper (1995) создал трехфакторную модель мотивов употребления психоактивных веществ, в которой выделяются:

1. Социальные мотивы - культурально распространенные мотивы, способствующие улучшению межличностного общения.

2. Мотивы преодоления негативного состояния (копинг-мотивы) - мотивы, помогающие совладать со стрессом и негативными состояниями.

3. Мотивы получения позитивных ощущений- мотивы, отражающие желание получить приятные переживания, улучшить свое состояние.

Зарубежные исследователи мотивов употребления алкоголя и наркотиков основываются на понимании того, что мотивы употребления психоактивного вещества являются предикторами алкоголизма и наркомании (J. Merrill & J. Read 2010, P. Hasking и соавторы, 2011). Это обуславливает ценность исследования мотивации употребления психоактивных веществ.

В своем исследовании J. Merrill & J. Read (2010) используют четырехмерный подход изучения мотивации употребления алкоголя и наркотиков, который основывается на модели социального научения Бандуры. В него входят:

· Социальные мотивы, которые отражают внешнее положительное подкрепление со стороны социума употребления психоактивных веществ (получение социальных льгот, улучшение межличностного взаимодействия).

· Копинг-мотивы, отражающие внутреннее положительное подкрепление употребления психоактивных веществ с целью преодоления стресса, негативных эмоциональных переживаний.

· Мотивы социального подчинения (конформные мотивы), которые имеют в своей основе внешнее положительное подкрепление употребления алкоголя и наркотиков с целью избегания социального неприятия, изоляции).

· Мотивы активации, имеющие внутреннее положительное подкрепление употребления алкоголя и наркотиков с целью испытания или увеличение положительных эмоциональных переживаний.

Таким образом, выделяется множество подходов к изучению и пониманию мотивации употребления алкоголя и наркотиков. У отечественных авторов ставится акцент на формировании патологической потребности алкоголя и наркотиков и иллюзорно-компенсаторной деятельности, что ведет к изменению мотивационной сферы (разрушается смыслообразующая функция мотивов, происходит сдвиг мотива на цель), а, в конечном счете, приводит к формированию патологической личности. В то время как у зарубежных авторов в основе мотивов употребления психоактивных веществ лежит социальное научение и эмоциональные составляющие.

 


хиты: 213
рейтинг:0
Общественные науки
психология
для добавления комментариев необходимо авторизироваться.
  Copyright © 2013-2024. All Rights Reserved. помощь