Социальные отклонения - это нарушения социальных норм, которые характеризуются определенной массовостью, устойчивостью и распространенностью. Имеются в виду такие негативные массовые социальные явления, как пьянство, преступность, бюрократизм, религиозный и идейный фанатизм, тоталитаризм и др.
Социальное отклонение - это поступки, деятельность людей, социальных групп, не отвечающие установленным в данном обществе нормам или признанным шаблонам и стандартам поведения.
Социальные отклонения - это не случайные факты, а процессы, которые приобрели определенное распространение в обществе или выявляют к этому тенденцию.
Социальные отклонения имеют следующие признаки:
-историческая детерминировнность,
-негативные последствия для общества,
-относительно массовый и относительно
-устойчивый характер во времени.
Качественными показателями социальных отклонений являются структура и динамика рассматриваемого массива. Под структурой понимается соотношение внутри данного массива отклонений разного вида: преступлений, иных правонарушений, случаев злоупотребления алкоголем, аморальных поступков и т. п. Это соотношение может быть выражено как в долях (процентах), так и в абсолютных числах; причем оно может быть подсчитано по числу зарегистрированных актов поведения или же по числу совершивших их лиц. Динамика — совокупный качественный показатель, характеризующий изменения состояния, уровня и структуры всего массива социальных отклонений (или его части) во времени на той или иной территории. Динамика дает возможность раскрыть тенденции в движении социально-негативных явлений, что весьма важно для научной организации борьбы с ними.
Можно выделить три основные компонента социального отклонения (девиации):
человек (группа), которому свойственно определенное поведение;
ожидание или норма, которая является критерием оценки девиантного поведения;
группа или организация, реагирующая на поведение.
Поскольку нормы изменчивы и многообразны, девиация с трудом поддается определению.
Попробуем классифицировать наиболее распространенные социальные отклонения и дать им краткую характеристику.
Индивидуальные и групповые отклонения. Если мы сталкиваемся с индивидуальными отклонениями от норм в пределах одной субкультуры, то такая личность обычно рассматривается как индивидуальный девиант.
Например, самый обычный мальчик из стабильной семьи, находящийся в окружении порядочных людей может отвергнуть принятые в его среде нормы и проявлять явные признаки преступного поведения (стать делинквентом).
Вместе с тем в каждом обществе много отклоняющихся субкультур, нормы которых осуждаются общепринятой, доминирующей моралью общества.
Например, подростки из трудных семей проводят большую часть своего времени в подвалах. «Подвальная жизнь» кажется им нормальной, у них существует свой «подвальный» моральный кодекс, свои законы и культурные комплексы.
В данном случае налицо не индивидуальное, а групповое отклонение от норм доминирующей культуры, так как подростки живут в соответствии с нормами собственной субкультуры. Субкультура в данном случае содержит образцы поведения, привнесенные индивидуальными девиантами.
Первичное и вторичное отклонения. Концепция первичного и вторичного отклонений впервые была сформулирована и детально разработана Э. Ламертом.
Под первичным отклонением подразумевается отклоняющееся поведение личности, которое в целом соответствует культурным нормам, принятым в обществе. В данном случае совершаемые индивидом отклонения так незначительны и терпимы, что он социально не квалифицируется девиантом и не считает себя таковым.
Например, проявления эксцентричности, «маленьких шалостей», с помощью которых человек пытается выделиться, произвести впечатление на других, даже совершаемые людьми ошибки не воспринимаются окружающими как девиантность.
Вторичным отклонением называют отклонение от существующих в группе норм, которое социально определяется как девиантное. Личность при этом идентифицируется как девиант.
Культурно одобряемые и осуждаемые отклонения. Отклоняющееся поведение всегда оценивается с точки зрения культуры, принятой в данном обществе. Эта оценка заключается в том, что одни отклонения осуждаются, а другие одобряются.
Например, странствующий монах в одном обществе может считаться святым, в другом - никчемным бездельником. В нашем обществе люди, попадающие под определение гения, героя, лидера, избранника народа - это культурно одобряемые отклонения.
Характерная черта девиантного поведения заключается в том, что рассматривать его следует с позиции культурного релятивизма. Это означает, что социальная норма, принятая либо по неписаной традиции, либо законодательно, - явление весьма относительное. Один и тот же поступок может считаться в одном обществе положительным, в другом оцениваться как социальное отклонение.