Убедительности рассказ достигает с помощью зрительных доказательств. Рассказ экскурсовода всегда должен иметь четкий композиционный план, обусловленный единой темой, включающей несколько подтем.
Почти на каждой экскурсии в рассказе есть места, когда экскурсанты не наблюдают объектов: характеристика исторической эпохи, литературных произведений, научных трудов, рассказ о деятелях культуры и т.д. Задача рассказа в этом случае – подготовить экскурсантов к восприятию объекта или подвести итог проведенным наблюдениям.
Достижение цели экскурсии, полнота раскрытия темы во многом определяется правильно отобранными приемами рассказа. Существует несколько приемов рассказа: 1)экскурсионная справка (краткие данные), 2)описание (характеристика: форма, объем, материал) объекта,
3)объяснение в рассказе, дается не только справка об историческом событии, но и раскрываются сущность и причины, его вызвавшие.,
4) комментирование (Иногда комментарий используется в экскурсиях на архитектурные темы в виде критических замечаний о внешнем виде здания, его конструкции, особенностях инженерных сооружений и т.п.)
5) репортаж (краткое сообщение экскурсовода о событии, явлении, процессе, очевидцами которых являются экскурсанты.)
6) цитирование,
7) литературный монтаж(рассказ из отрывков литературных источников)
8) вопрос-ответ
9) ссылки на очевидцев (красная пл, что «видели» стены и башни)
10) прием заданий (Подумайте почему он назван так?).