В Англии Реформация началась значительно позже, чем на континенте. Важным средством укрепления абсолютизма при Тюдорах
явилась реформа церкви в Англии, которая началась при Генрихе VIII. Поводом
к ее проведению послужил отказ папы римского разрешить развод короля
Генриха VIII с его первой женой Екатериной Арагонской, родственницей Карла
V. В ответ на этот отказ английский парламент в 1534 г. освободил церковь
Англии от подчинения Риму и «Актом о супрематии» провозгласил главой церкви
короля. В основе Реформации лежало стремление английских дворян и горожан
создать национальную протестантскую церковь как орудие абсолютизма, а также
завладеть церковными землями и имуществом. Парламентскими актами 1536 и
1539 гг. в Англии были закрыты все монастыри, а их имущество и земли
конфискованы королем; в 1545 г. были закрыты все часовни, имуществом
которых также завладела корона. Эти конфискации в конечном итоге
увеличивали земельные владения дворянства и буржуазии, а также значительно
пополнили королевскую казну. Новые собственники церковных земель, чтобы
увеличить свои доходы, сгоняли с земли крестьян — прежних ее держателей,
огораживали ее и повышали земельную ренту.
Реформация проводилась путем жесточайшего террора. От англичан требовали
полного подчинения новой организации церкви. За отрицание ее основных
принципов полагалась смертная казнь. Опасаясь роста народной оппозиции по
отношению к новой церкви, Генрих VIII запретил самостоятельно читать и
толковать Библию мастеровым, поденщикам, земледельцам и слугам, потому что
они могли истолковать ее в духе радикальных сектантских учений.
Активнейшими деятелями Реформации были Томас Кромвель — канцлер
королевства, и Томас Кранмер, занявший после Реформации пост архиепископа
Кентерберийского.
При Марии Тюдор (1553—1558), дочери Генриха VIII от первого брака, ярой
католичке, вышедшей замуж за наследника Карла V Габсбурга и будущего короля
Испании Филиппа II, в Англии восторжествовала католическая реакция.
Используя поддержку не довольных абсолютистской политикой дворян, главным
образом из экономически отсталых районов Англии, Мария восстановила
католичество и стала преследовать деятелей Реформации, за что получила
прозвище «Кровавой». Однако Мария не решилась возвратить церкви
монастырские земли и имущества, отнятые короной при ее отце и перешедшие в
руки светских владельцев. Уже известие о готовящемся браке Марии и Филиппа
II в 1554 г. вызвало крупное восстание, начавшееся в Кенте и руководимое
выходцем из нового дворянства Томасом Уайатом. Собрав отряд численностью до
10 тыс. человек, главным образом из кентских крестьян, он двинулся на
Лондон с двумя целями: защитить Англию от угрозы ее порабощения испанцами и
освободить королеву от ее происпански настроенных советников. Но страх
дворян и богатых горожан перед народным восстанием привел это выступление к
поражению, хотя отряд Уайатта подошел к Лондону. Уайатт был казнен. Однако
недовольство в Англии союзом с Испанией все более росло. Мария помогала
своему мужу деньгами и оружием и начала войну с Францией. Но в 1558 г.
французские войска овладели городом Кале, последним владением Англии на
континенте.
После смерти Марии английская корона перешла к Елизавете I (1558—1603),
дочери Генриха VIII от второго брака, который не был признан папой. При
Елизавете абсолютизм еще более укрепился. Она восстановила реформированную
церковь, в этом ее поддержало большинство дворян и буржуазии. При ней была
составлена окончательная редакция англиканского символа веры (так
называемые «39 статей»), которую принял парламент в 1571 г. Англиканизм —
умеренное течение в протестантизме. В его символе веры признавался догмат о
спасении людей от грехов посредством веры в искупительную жертву Христа и в
Священное писание как источник этой веры, но при этом не отвергались и
«добрые дела», которые должны совершать верующие в пользу церкви, как
проявление этой веры. Признавались два таинства - крещение и причащение.
Церковь стала национальной, богослужение велось на английском языке,
отвергались власть папы над ней, индульгенции, почитание икон и мощей,
уменьшалось число праздников. Вместе с тем в реформированной церкви
сохранялась иерархия духовенства, возглавляемая епископами, владевшими
своими землями. Духовенство подчинялось только королю как часть его
государственного аппарата и было обязано пропагандировать среди мирян идею
о полном и беспрекословном их подчинении королю и его должностным лицам и о
недопустимости мятежей. По-прежнему взималась десятина, которая стала
поступать в пользу короля и превратилась в важный источник его доходов.