пользователей: 30398
предметов: 12406
вопросов: 234839
Конспект-online
РЕГИСТРАЦИЯ ЭКСКУРСИЯ

I семестр:
» History222
» ВЛК
» Нова історіяяяяя 2
» История Зарубежной Культуры
» Украинский язык
» Валеология
» Андр
» Istoriografhy
» Азия и Африка
» Економика
» Нова історія
» Религия
» Державний
» ІСТОРІОГРАФІЯ!
» Правознавство
» New history
» Ек
» НОВА ІСТОРІЯ !!!
» СЛОВЯНИ
» ШЦР
» Політологія
» СЛН
» СпецКурс
» СамробШНЦР
» МДЛ ШНЦР
» Культура
» ЕКЗАМЕН ШНЦР
» ШНЦР МОДУЛЬ
» СЛОВЯНИ №2
» І
» Філософія
» ШНЦР САМ
» Соціо
» ІСК Модуль
» E
» ІІІІІІІІІ
» Укр еміграція
» Методологія
» КНП КУЛ
» Етика
» Візантія)
» Мова історії
» Проблеми давньої історії
» ЯІ
» АКТ ПРБ НОВІТ ШНЦР

1.Реформация во Франции и её особенности

В 20-е годы XVI века во Франции начали распространяться реформационные

идеи. В идейной подготовке Реформации важную роль сыграло гуманистическое

движение. Центром распространения гуманистических знаний с 1530 г.

сделалась Коллегия королевских лекторов в Париже. Под влиянием гуманизма во

Франции задолго до Реформации распространялись идеи реформы церкви. Магистр

свободных искусств Лефевр д'Этапль, сторонник очищения церкви, еще в 1512

г. (за пять лет до выступления Лютера) сформулировал два основополагающих

принципа будущей Реформации — оправдание верой и понимание Священного

писания как единственного источника религиозной истины.

  Французское реформационное движение делится на три периода. Первый период

(20-е — начало 30-х годов XVI в.) был связан с умеренным распространением

лютеранства (преимущественно в городах). К 20-м годам XVI в. относится

первое выступление богословского факультета Парижского университета —

Сорбонны — против ереси. В 1521 г. были осуждены Лефевр д'Этапль и его

единомышленники. Реформационные идеи являлись формой социального протеста

для большинства ремесленников, эксплуатируемых цеховыми мастерами.

Французский король, не видя в этом движении большой опасности, пока занимал

позицию веротерпимости.

    Второй период (1534—1559) характеризовался решительным выступлением

сторонников новой веры, ростом числа еретиков и постепенным расширением

социальной базы Реформации за счет низшего духовенства. В 1534 г. афиши,

составленные приверженцами Реформации, были расклеены даже в королевском

дворце. Это выступление, оцененное Франциском I как неслыханная дерзость,

побудило короля отказаться от политики веротерпимости и принять серьезные

меры. В 1535 г. было сожжено 35 еретиков и около 300 заключено в тюрьму. В

1536 г. вышло первое издание «Наставления в христианской вере» Кальвина , и

кальвинизм стал вытеснять лютеранство. Успехи нового реформационного учения

и его воинствующий характер заставили Генриха II в 1547 г. учредить

«Огненную палату» для суда над еретиками. Основную массу осужденных

составляли черное духовенство и ремесленники. Преследования лишь усилили

тягу сторонников кальвинизма к организационному объединению. В 1559 г. в

Париже собрался первый синод кальвинистских церквей Франции, на котором

были представлены двенадцать кальвинистских общин, в том числе Парижа,

Орлеана и Руана. С 1560 г. Реформация вступила в новую стадию, которая

характеризовалась значительным расширением движения за счет примкнувшего к

нему дворянства. Это внесло существенное изменение в характер Реформации.

Монарх вновь занял позицию веротерпимости и, более того, склонял папу к

умеренной, в духе гусизма, реформе церкви: он хотел предоставить мирянам

право причащаться под обоими видами, отменить обет безбрачия для

духовенства и ввести национальный язык в богослужении. Такая реформа не

ущемила бы материальные интересы монархии, однако могла умалить авторитет

папы, и римская церковь не дала согласие на преобразования. С 1560 г.

начались гражданские, или религиозные (гугенотские), войны, составившие

третий, самый длительный период Реформации.

  Реформационное движение было неоднородно в социальном отношении. В нем

можно выделить два основных направления — буржуазное и дворянское.

  Буржуазное направление в Реформации. В сравнении с дворянским буржуазное

направление в Реформации имело более ранние и более прочные корни. Уже в

первые десятилетия XVI в. реформационные идеи, близкие к лютеранству, стали

формой выражения социального протеста для части городского населения,

страдавшего от эксплуатации и непосильных налогов. Реформационные идеи

усваивались главным образом подмастерьями и наемными рабочими.

Обособившиеся в замкнутую привилегированную группу цеховые мастера в

основном держались королевской веры — католицизма.

  В 40-е годы XVI в. в торгово-промышленных слоях города нашел питательную

среду кальвинизм. Кальвинистские идеи отвечали интересам складывающейся

буржуазии и использовались преуспевающими представителями торгово-

промышленной части города. При этом следует подчеркнуть политическую

сторону использования кальвинизма. Молодая буржуазия тяготилась абсолютной

властью монарха: цеховой политикой, налогообложением, подчинением

государственной системе управления вместо городской. В XVI в. она еще

защищала свои локальные интересы. В стремлении устранить препятствия для

своей деятельности буржуазия под знаменем кальвинизма выступала против

абсолютизма за сохранение муниципальных привилегий. Подобная позиция

толкала буржуазию на объединение с сепаратистки настроенной частью

феодальной аристократии и дворянства. В большинстве случаев этот союз был

не очень прочным, инициатива в нем находилась в руках дворянства, что в

значительной степени повлияло на исход Реформации.

Особенности социально-политического развития Франции обусловили

распространение кальвинизма преимущественно в южных и юго-западных городах

страны, хотя сторонники нового реформационного учения были и в городах

других областей Франции. В юго-западных городах провинций Они, Перигор,

Керси и в Лангедоке сосредоточивалось около 2/3 всех протестантов Франции.

К тому же города Ларошель, Бордо, Монтобан, Тулуза, Монпелье и Ним являлись

крупными торгово-промышленными центрами, социально-экономическое развитие

которых способствовало обострению борьбы между городской верхушкой и

торгово-предпринимательской частью городов. Внутригородская борьба

оправдывала вмешательство королевской власти и ликвидацию режима

коммунального управления. Так, в Ларошели правление торгово-промышленной

олигархии (купцов, арматоров, домовладельцов, землевладельцев), вызвавшее

внутригородскую борьбу уже в 1535 г., привело к вмешательству Франциска I и

к отмене коммунального управления, место которого заняла постоянная мэрия.

   В северных, западных и центральных провинциях Франции одной из причин

распространения кальвинизма была налоговая политика абсолютной монархии.

Особое место в городском реформационном движении занимал плебс. Активность

городских низов наиболее отчетливо проявилась в иконоборческом движении, в

разгроме и грабеже церквей, монастырей в районах Ларошели, в Пуату, Бретани

и Западной Нормандии. Городские низы являлись непременными, иногда главными

участниками волнений в городах Юго-Западной Франции. Их выступления

осложняли борьбу, обнажая социально-экономическую подоплеку Реформации. Но

это самое разрушительное движение не выдвинуло ни собственных

руководителей, ни программ. Оно не было самостоятельным. Что касается

крестьянства, то оно в основном оставалось верным католицизму. Во

французской деревне реформационные идеи имели незначительное

распространение, и главным образом в Юго-Западной Франции.

   Дворянское направление. Ядром антиабсолютистской оппозиции в целом стала

часть феодальной аристократии при дворе и в провинции. Опору ее составляли

представители рядового дворянства, еще сохранившие зависимость от

аристократии. Новая централизованная система вассальных связей, которую

утверждал абсолютизм, нарушала прежний характер вассалитета, ослабляя

власть знати в отношениях между королем и провинциальным дворянством,

настраивая аристократию на поиски средств укрепления своего изменившегося

положения. Средство для укрепления своих связей с провинциальным

дворянством титулованная знать увидела в кальвинизме. В 1560 г. на

ассамблее Генеральных штатов часть дворянства высказалась за право сеньора

на выбор религии для себя и своих подданных.

  Особенностью этой антиабсолютистской оппозиции являлись разрозненные

выступления дворянства, разделенного на два соперничавших в борьбе за

власть лагеря. Кальвинистский лагерь локализовался преимущественно в юго-

западных и южных областях Франции. Аристократия и дворянство юга видели в

кальвинистской Реформации средство к улучшению своего экономического

положения за счет секуляризации церковных владений. Приверженцы этого

феодально-аристократического лагеря назывались гугенотами. Их вождями были

представители боковой линии царствующей династии — король Наварры Антуан

Бурбон (после 1562 г. — его сын Генрих Наваррский, будущий король Генрих

IV) и принц Конде. Гугенотскому дворянству противостояло дворянство

католического лагеря, базировавшегося в старинном домене короля — северо-

восточных и центральных провинциях. Входя в Королевский совет и пользуясь

преимуществом при назначении на церковные должности

и потому не будучи заинтересованным в секуляризации церковных •земель, это

дворянство считало себя защитником престола и католической веры. Но оно

тяготилось опекой монарха, ревниво относилось к успехам нового дворянства

при дворе и стремилось воспрепятствовать централизаторской политике короны.

Вождями этого лагеря были герцог Франсуа Гиз, главнокомандующий королевской

армией, и его брат кардинал Лотарингский Карл Гич. Однако непреодолимой

грани между этими двумя лагерями не существовало. В ходе движения многие

дворяне не раз меняли свое вероисповедание, что свидетельствовало о том,

что конфессиональная принадлежность была у них не убеждением, а вопросом

тактики ведения политической борьбы.

  Интересы дворян-гугенотов нашли отражение в памфлетах так называемых

монархомахов (тираноборцев), в которых прокламировалось право подданных на

свержение и даже убийство монархов, забывших свой долг и превратившихся в

тиранов. Из кальвинистского вероучения было взято определение

тирановластия, которое позволило монархомахам обосновать право на свержение

тирана, презревшего волю бога и нарушившего древние привилегии и вольности

народа. При этом под «народом» монархомахи понимали феодальную

аристократию. Политическим идеалом монархомахов являлась ограниченная

монархия. Автор известного трактата «Франко-Галлия», представитель

«дворянства мантии» Франсуа Отман (1524—1590), пытался исторически

обосновать притязания гугенотской феодальной аристократии на политическую

власть, апеллируя к далекому прошлому, когда знать принимала участие в

выборах монарха. Вместе с тем как представители привилегированного сословия

монархомахи защищали свои классовые интересы перед лицом народных

восстаний, солидаризируясь в этом с дворянами-католиками. «Берегитесь

господства черни или крайностей демократии, которая стремится к уничтожению

дворян», — подчеркивалось в одном из памфлетов. Однако в дворянском

направлении в Реформации прослеживалась и другая линия, представленная, в

частности, убежденными кальвинистами — адмиралом Гаспаром де Колиньи и

видным военачальником, ближайшим сподвижником Колиньи Франсуа де Лану.

Беспокоясь о судьбе страны, Колиньи и де Лану связывали будущее Франции не

только с активностью внешней политики: с войной против Испании, с

поддержкой освободительного движения в Нидерландах, с колонизацией Америки,

— но и с созидательной деятельностью дворянства на государственной службе и

на хозяйственном поприще.

Особое место в дворянском направлении занимало духовенство, проявившее себя

довольно активно уже во второй период реформационного движения. Судебные

протоколы «Огненной палаты» Генриха II свидетельствовали о распространении

протестантских идей главным образом среди низшего, разночинного по

происхождению духовенства. Своеобразное положение галликанской церкви под

патронатом монархии, ослабившее влияние папства, отнюдь не устранило

противоречия в среде французского духовенства. Напротив, вмешательство

монархии в дела галликанской церкви и подчинение последней государству

вносили немало осложнений в положение клира, углубляя противоречия между

князьями церкви — крупнейшими феодальными владыками — и мелкими сельскими и

городскими священниками, близкими к народным массам. Церковная политика

монархии разделила духовенство на сторонников и противников королевской

политики. Церковная оппозиция монархии сближалась с папством. Среди тех,

кто поддерживал монарха, не было единства в оценке степени зависимости

галликанской церкви от государства. Вследствие этого сословная программа

духовенства в Реформации не могла быть единой, и потому духовенство не

представляло самостоятельного направления в реформационном движении.

Папская ориентация части епископства была близка сепаратистской оппозиции

феодальной аристократии, тогда как реформационные идеи части низшего

духовенства объединяли ее с антифеодальными движениями городских низов, а

также с частью кальвинистски настроенной буржуазии.

 

 


30.10.2014; 01:10
хиты: 118
рейтинг:0
для добавления комментариев необходимо авторизироваться.
  Copyright © 2013-2024. All Rights Reserved. помощь