пользователей: 30398
предметов: 12406
вопросов: 234839
Конспект-online
РЕГИСТРАЦИЯ ЭКСКУРСИЯ

Античная философия: начальный этап

Античная философия возникла в греческих городах-государствах («полисах») на рубеже VIII-VI вв. до н.э. ). Испытав период блестящего расцвета в VI-V вв. до н.э. она продолжалат развиваться в эпоху Александра Македонского и Римской империи вплоть до начала VI в. н.э.

  Периоды античной философии:
 

  •   1) натуралистический (проблемы космоса и поиска первоначала бытия) - милетская школа, пифагорейцы, элеаты, физики-эклектики.

  •   2) гуманистический или классический (софисты, Сократ) - пытались определить сущность и человека, рассматривались вопросы счастья, свободы, морали.

  •   3) период большого синтеза Платона и Аристотеля - открытие идеального бытия, формулировка основных философских проблем, построение первых крупных метафизических систем.

  •   4) эллинистические школы эпохи завоеваний Александра Македонсткого и до конца языческой эры - книзм, эпикуреизм, стоицизм, скептицизм.

  Первый милетский философ Фалес полагал, что все существующее возникло из влажного первовещества или воды. Все рождается из этого первоисточника. Сама Земля держится на поверхности воды, окруженная со всех сторон океаном.

 

  Анаксимен первовеществом называет воздух. Именно воздуху свойственен процесс разрежения и сгущения, благодаря которым из него образуется все вещества. Разрежаясь, воздух становится огнем, сгущаясь, он в зависимости от степени сгущения последовательно превращается в воду, землю, камни. По своей физической природе воздух - род пара или темного облака и сродни пустоте. Воздух для Анаксимена не только первоначало, но и источник жизни и психических явлений, сама душа для него - «дыхание», дуновение воздуха.

  
Согласно Гераклиту, мир или природа находятся в беспрерывном процессе изменения, из всех природных веществ наиболее, наиболее подвижен именно огонь. Поэтому первовещество природы - «огонь». Мир остается в основе огнем, несмотря на все его превращения. Из огня происходят не только обычные материальные тела , но и души. Душа материальна, это наименее влажный, сухой огонь. Все вещи возникают из огня путем последовательных превращений. Мир есть процесс, в котором всякая вещь и всякое свойство переходят в свою противоположность: холодное становится теплым, теплое - холодным, влажное - сухим, сухое - влажным. Само Солнце каждое мгновение обновляется. Нельзя поэтому дважды вступить в одну и туже реку: входящего Вов второй раз уже омывают новые воды. Превращение всего в противоположное есть не простой переход, а борьба. Она всеобща, «отец всего, царь всего». Однако, при переходе борющихся противоположностей друг в друга сохраняется общая для обеих тождественная основа. «Бог есть - день и ночь, зима и лето, война и мир, но он остается всегда самим собой». Важнейшее философское открытие Гераклита - закон единства и борьбы противоположностей.
 

  По Эмпедоклу (У в.) основу вечного и неразрушимого мира образуют четыре вещественных начала: огонь, воздух, вода и земля. Все существующее находится в постоянном процессе соединения и разложения этих начал. Возникновение вещей - их соединение, «гибель» - разложение. Движут же этими первоначалами и всем миром две силы - любовь и вражда.


  Анаксимандр в качестве первоначала называет не какое-то конкретное материальное вещество, а «апейрон» - вечную, неизмеримую, бесконечную субстанцию, из которой все возникает, все состоит и в которую все превращается.
 

  Атомисты - материалистическая философская школа, философы которой (Демокрит, Левкипп) «строительным материалом» всего сущего считали микроскопические частицы - «атомы». Весь материальный мир состоит из атомов. Атом - «первокирпичик» всего существующего. Это неделимая плотная непроницаемая самостоятельная, лишенная каких-либо чувственных свойств - цвета, запаха, вкуса. Атомы имеют различную величину (от мельчайших до крупных), различную форму (круглые, продолговатые, кривые, с крючками, вогнутые, выпуклые). Между атомами существует пространство, заполненное пустотой. Атомы находятся в движении, которое невозможно без пустоты. Атомы парят в пустоте, подобно пылинкам, которые мы видим в солнечном луче. Сталкиваясь, атомы изменяют направление своего движения. Мир вещей и явлений реален и состоит из атомов и пустоты. Атомы, «складываясь и сплетаясь ... рождают вещи». Возникновение и уничтожение вещей атомисты объясняли разделением и сложением атомов, изменение вещей - изменением их порядка и положения (поворота). Атомы вечны и неизменны, вещи преходящи и изменчивы. Так атомисты пытались построить картину мира, в которой возможны возникновение и уничтожение, движение, множественность вещей.

Милетцы – первые натурфилософы.

  • не следует думать, что милетцы были учеными в современном значении этого слова более, нежели философами.

  • В отношении досократиков, особенно самых ранних, такое четкое деление просто невозможно. В то время еще не произошло разграничения между собственно философией и науками о природе.

Поэтому этот первоначальный этап развития философии принято называть натурфилософией. Милетцев можно называть первыми натурфилософами.

Основная философская идея милетцев:постановка проблемы первоначала (или начала) сущего.

Суть проблемы первоначала: Окружающий нас мир состоит из огромного многообразия вещей, в большей или меньшей степени отличающихся друг от друга. Но наряду с этим многообразием, мы можем обнаружить внутреннее единство между вещами, которое проявляется, например, в том, что вещи могут взаимодействовать между собой, превращаться друг в друга. Получается, что мир одновременно многообразен и един. Как связать эти взаимоисключающие утверждения между собой?

Проблема соотношения единого и многого – одна из фундаментальных философских проблем.

Милетцы предложили первый известный в истории европейской философии способ ее решения.

Должно существовать нечто, что, во-первых, присутствует в вещах в качестве единообразной основы, а, во-вторых, является генетически первичным, тем, из чего возникает все остальное.

Это нечто и получило название начало.

Обратим внимание, что милетцы не рассматривают начало в качестве отвлеченного философского понятия.

У Фалеса началом всего является вода.

Постановка проблемы, осуществленная Фалесом не просто генетическая, как у Гомера, она имеет онтологический характер. Фалес умом усматривает недостающее понятие, без которого наше понимание реальности является противоречивым. Именно рациональное усмотрение недостающих звеньев в картине мира и составляет существенную черту философствования.

Такое сущностное основание вещей, лежащее в их основе 
получило название субстанция.


22.12.2015; 00:08
хиты: 139
рейтинг:0
Гуманитарные науки
философия
для добавления комментариев необходимо авторизироваться.
  Copyright © 2013-2024. All Rights Reserved. помощь