пользователей: 30398
предметов: 12406
вопросов: 234839
Конспект-online
РЕГИСТРАЦИЯ ЭКСКУРСИЯ

Билет 13.

Вопрос 1. основные методы вызывания, постановки, коррекции звуков

Занятия по вызыванию звуков можно начинать уже с 2—272-летнего возраста и вести их последовательно, начиная с более легких звуков (п, ф, т, н). Занятия по вызыванию звуков должны быть организованы в форме игры, чтобы они пробуждали у ребенка известный интерес и активность, не утомляя его, например: посадите ребенка за стол напротив себя, положите свои руки на стол, предложите ребенку сделать то же. Ритмично похлопывая ладонями по крышке стола, произносите слоги с тем или иным звуком, например: па-па-па, по-по-пд, пу-пу-пу, пи-пи-пй. На последнем слоге поднимите руки вверх и длительно тяните последний гласный (па-па-па). Если ребенок долго не дает голоса, то приложите одну его ручку к вашей щеке, а другую — к его и длительно произносите звук м. Ребенок, осязая своей рукой вибрацию щеки взрослого, легко воспроизводит ее сам, контролируя звучание ладонью, приложенной к своей щеке. Когда вы услышите, что ребенок тянет звук м, свяжите этот звук с гласным а (м... а...) и повторяйте так до тех пор, пока ребенок не начнет произносить за вами слитно слог ма, закрепите этот слог в слове мама.

Любую игру связывайте со словом, например, строя с ребенком домик из кубиков, посадите в него игрушки: животных кукол (если их нет, то вырежьте из бумаги), и называйте их: «Это, Вова, это ам-ам; у Вовы ам-ам, ам-ам дома; Вова дома; ам-ам, на хлеб, кушай! Вова идет гулять, Вова топ-топ!» и т. п.

При вызывании звуков лучше всего начинать со звука п, как наиболее легкого по своей артикуляции и до ступного для зрительного восприятия, и соблюдать следующую последовательность: п, ф, т, м, н, в, л, к, с,р,ш, а также и все гласные звуки.

Звонкие б, д, г, з, ж обычно вызываются после того, как у ребенка уже есть соответственные глухие звуки (п, т, к, с, ш).При вызывании звука п вы можете применить упражнение в форме игры с ваткой. Положите на стол ватку, поддувайте ее и приучайте ребенка поддувать ватку длительным выдохом (упражнение дыхания); затем возьмите ватку в руки и, держа ее у своих губ, отрывисто произносите п-п-п, крепко сжимая свои губы и произ-водя ими резкий взрыв. При этом ватка отскакивает, что заинтересовывает ребенка и вызывает у него желание сделать так же. В результате такой игры ваш ребенок ясно произнесет звук п, который вы должны тотчас закрепить, например, в слогах-словах папа или nu-nu-nu (птичка) и др.

Различают три основных способа постановки звука.

Первый способ - по подражанию, когда внимание ребенка фиксируют на движениях, положениях артикуляционного аппарата (при этом используется зрительный контроль) и звучании данной фонемы (слуховой контроль) Тем самым создается база для осознанного воспроизведения ребенком звука. Дополнительно используются тактильно-вибрационные ощущения, например, тыльной стороной руки проверяется толчкообразная струя воздуха при произнесении звука ч или вибрация голосовых связок при звонких звуках. При этом способе широко используются опорные звуки. Например, ребенку предлагают произнести звук и (педагог контролирует вместе с ним артикуляцию перед зеркалом), затем сблизить зубы и пустить по языку «ветерок» так, чтобы получился свист. В результате ставится звук с.

Второй способ— с механической помощью. Он используется, когда ребенку бывает недостаточно зрительного, слухового и тактильно-вибрационного контроля. В этом случае приходится помогать органам артикуляционного аппарата принимать соответствующее положение или выполнять нужное движение. Например, для удержания широкого языка за верхними зубами, для выработки вибрации кончика языка воспитатель может использовать плоскую узкую ручку чайной ложки или шпатель, палец ребенка (предварительно руки следует тщательно вымыть) или туго набитую ваткой длинную соску. При этом способе также часто пользуются опорными звуками. Например, предложив ребенку произнести звук с, логопед плоской ручкой чайной ложки поднимает широкий передний край языка за верхние зубы и ставит звук ш.

Третий способ— смешанный, когда используются все возможные способы для достижения конечной цели — постановки правильного произношения изолированного звука.

При всех трех способах постановки любого звука всегда используются словесные инструкции, кинестетические ощущения, зрительный, слуховой, тактильно-вибрационный контроль и опорные звуки. В связи с этим, кроме хорошей теоретической подготовки, подсказывающей воспитателю, что следует делать в том или ином случае, ему нужны определенные практические навыки, дающие возможность правильно осуществлять все намеченное.

К следующему этапу — автоматизации звука переходят только тогда, когда ребенок по требованию взрослого может легко, без предварительной подготовки, без поиска нужной артикуляции произнести поставленный звук

(но не звукоподражание).

Основные методы коррекции звукопроизношения

Основными методами коррекционной работы логопеда являются:

1. Специфические (двигательно-кинестетический, слухозрительно-кинестетический) методы.

Двигательно-кинестетический метод предполагает установление связи между движением артикуляционных мышц и их ощущением. Например, если ребенок не может сам обнажить верхние зубы, логопед приподнимает указательным пальцем верхнюю губу ребенка. Таким образом создается новое ощущение — приподнимание верхней губы.

Использование слухозрительно-кинестетического метода заключается в установлении связей между восприятием звука на слух, зрительным образом артикуляционного уклада и двигательным ощущением при его произношении. Для формирования

слухозрительного образа звука логопед демонстрирует ребенку артикуляционную схему, показывает положение артикуляционного уклада с помощью рук с одновременным произношением звука. Например, при постановке звука [ш] ребенка просят сделать ладошку и язычок «чашечкой», произнести звук и одновременно удерживать ладонь руки в форме чашечки.

2. Дидактические методы:

— наглядные;

— словесные методы с опорой на наглядность;

— словесные методы без опоры на наглядность;

— практические методы, которые должны носить игровой характер.

Методы и приемы коррекционного обучения должны не только соответствовать интересам детей, их потребностям в игре, но и обеспечивать интеллектуальное развитие ребенка, тренировку его мысли и ума.

Наглядные приемы — показ игрушек, картинок, иллюстраций в книгах, действий — способствуют формированию элементарных понятий, расширению знаний об окружающем мире и развитию способности к обобщению.

В коррекционной работе следует соблюдать принцип многообразного предъявления одного и того же предмета и речевого материала в вариациях. Это могут быть игрушки, большие картинки, настольно-печатные игры, иллюстрации в книгах. Многообразие материала будет способствовать формированию обобщенных представлений о предметах. Один и тот же наглядный и словесный материал может быть использован для автоматизации звука в словах, затем в предложениях, чистоговорках, загадках, для составления описательного рассказа и др.

В логопедической практике используется прием одновременного произношения звука и написания буквы, обозначающей этот звук (писание и говорение). Детям, не умеющим писать, предлагается произносить звук и совершать простые действия. Например, произносить звук [ж] и шевелить пальчиками («летит жучок, жужжит и машет крылышками»), произносить звук [р] и быстро барабанить пальчиками по столу (так стучит наш язычок по «бугорочкам»), произношение звука [ш] сочетать с движением согнутой ладони («ползет и шипит змея»).

Из словесных приемов можно выделить следующие:

— словесный образец;

— одновременное произнесение звука ребенком и логопедом;

— повторение;

— объяснение;

— указание;

— словесные упражнения;

— вопрос как стимул речевой активности ребенка;

— оценка детской речи.

Игровые приемы реализуются в использовании различных персонажей, сказочных сюжетов, театрализации, инсценирования (произнесение фраз от имени персонажей или зверей), слов-перевертышей, намеренных ошибок, в эмоциональной подаче материала. Дети очень любят исправлять «ошибки», допущенные педагогом или персонажем, присутствующим на занятии, учить сказочных гостей, выступать в какой-либо роли.

Вопрос 2. Раскрыть сущность дефекта «призвуки»

Призвуки: добавление гласных перед согласными, между и после. Устранение с помощью графического метода

Дефект относится к числу наиболее распространенных, но не грубых. У имеющих остатки слуха детей он хорошо устраняется на основе слухо-зрительного и слухового подражания. Чрезвычайно важно учить глухого ученика распознавать правильное и неправильное воспроизведение слова или слога учителем (суп — супэ). Нередко, уловив наличие призвука в речи учителя, ученик тут же исправляет свое произношение. Конечно, от первой правильной артикуляции до полного усвоения навыка воспроизводить слова с этими звуками без призвуков проходит значительное время. Но если ученик смог правильно произнести эти звуки на основе подражания учителю, то в дальнейшем он будет хорошо исправлять допускаемые пока ошибки, опираясь на свой слух. То обстоятельство, что призвуки сравнительно

хорошо устраняются у большинства детей на основе слухо-зрительного и слухового подражания, позволяет проводить эту работу не только индивидуально, но и фронтально.

Если таким путем достичь цели не удается из-за незначительности или отсутствия остатков слуха или из-за неспособности ребенка использовать их для преодоления призвуков, то следует проделать те же сопоставления правильного и дефектного воспроизведения слов и слогов, опираясь на тактильно-вибрационный контроль.

Приложив руку ученика к своей гортани, учитель попеременно произносит, допустим, супэ — суп, упэ — уп, несколько преувеличивая силу и длительность призвука. Вслед за этим он побуждает ученика произнести сначала слог, а затем и слово без призвука, с тактильно-вибрационным самоконтролем путем приложения руки ученика к его собственной гортани.

Полезно представить ошибку графически, это особенно важно для учащихся средних и старших классов. Учитель пишет слово с лишней гласной буквой, а затем ее вычеркивает, например: супэ или супа.

Такой дефект, как призвук, сопутствующий глухому взрывному согласному, находит отображение на экране прибора ВИР.( приборам, преобразующим звуковые сигналы в оптические, относятся ВИР, И-2М, виброскоп Прибор ВИР по внешнему виду напоминает средних размеров телевизор. ВИР включается в сеть переменного тока. Звуковой сигнал подается в микрофон.)

ПРИМЕР УРОКА

Учитель выписывал на доске следующие слова: суп, кот, урок.

Ученикам в индивидуальном порядке предлагалось прочитать эти слова.

Учитель объявлял детям, кто произнес правильно, а кто неверно.

После этого ученики надевали наушники. Учитель произносил слова перед микрофоном в правильном и неправильном их варианте (суп — супэ, кот — котэ,

урок — урокэ).

Одновременно к словам, выписанным на доске, учитель приписывал слова в неправильном варианте их произнесения:

суп — супэ

кот — котэ

урок — урокэ

Далее учитель перед микрофоном, не закрывая лицо экраном, произносил слова, а учащиеся, воспринимая их слухо-зрительно, отвечали, правильно звучит то или иное слово или неправильно.м

Слова в правильном или неправильном варианте звучания произносились учителем вначале в определенной последовательности, а затем вразбивку.

Затем учитель закрывал лицо экраном и проводил работу по дифференциации указанных слов с выключенным зрением учащихся.

После этого проводились аналогичные упражнения на материале слов

рот, мак, лук.

Когда дети достаточно уверенно начинали дифференцировать указанные слова, учитель стирал с доски правую часть записи и, давая образец правильного произношения слов, предлагал учащимся по очереди произнести их.

Результаты урока показали, что наибольшие затруднения учащиеся испытывают в заключительной части урока, т. е. при воспроизведении слов по подражанию.

При проведении данного урока необходимо иметь в виду следующее.

При произнесении слов перед микрофоном в правильном и неправильном варианте их звучания от учителя требуется, чтобы он произносил слова с некоторым утрированным выделением в них призвуков. При этом учитель должен обратить внимание учащихся на неправильность подобного произношения и дать перед микрофоном образец правильного варианта звучания.

Произнося перед микрофоном слова в том или ином варианте, учитель при этом должен указывать на слова, выписанные на доске

Так как дети впервые встречаются с данным видом работы, то возможны определенные затруднения учащихся уже в дифференциации слов при слухо- зрительном восприятии.

В этом случае учителю следует снова вернуться к тому, чтобы продемонстрировать учащимся образцы правильного и неправильного произношения слов с одновременным показом их графического изображения.

Переход к дифференциации слов с выключенным зрением учащихся возможен только после того, как дети с достаточной уверенностью будут различать слова при слухо-зрительном восприятии.


18.01.2018; 19:15
хиты: 163
рейтинг:0
для добавления комментариев необходимо авторизироваться.
  Copyright © 2013-2024. All Rights Reserved. помощь