пользователей: 30398
предметов: 12406
вопросов: 234839
Конспект-online
РЕГИСТРАЦИЯ ЭКСКУРСИЯ

Система упражнений по нормализации речевого дыхания и голоса в процессе коррекции темпо-.ритмических нарушений речи.

                                                                                 

Упражнения на развитие голоса, речевого дыхания, темпа и ритма проводятся с музыкальным сопровождением и без него. В содержание занятий включены также упражнения, содержащие только движения, без проговариваний – музыкально-ритмические стимуляции. Цель этих упражнений – нормализация дыхания, развитие чувства ритма, развитие движения. Эти двигательные упражнения положительно влияют на чувство ритма и умение пользоваться дыхательным аппаратом. Движения под музыку являются одним из эффективных методов развития моторики детей.

У заикающихся всех возрастных групп отмечаются те или иные особенности в состоянии моторных функций.

В настоящее время накоплено достаточное количество фактов, свидетельствующих о различии в состоянии двигательных функций при разных клинических формах заикания. Это касается состояния мышечного тонуса, общей и тонкой моторики, динамической и статической координации, орального праксиса, музыкально-ритмических способностей и пр.

В связи с этим нормализация состояния моторных функций заикающихся включает решение следующих задач:

1. Развитие общей, тонкой и артикуляционной моторики.

2. Развитие чувства темпо-ритма речевых и неречевых движений.

Учитывая разное состояние моторики при невротической и неврозоподобной формах заикания, длительность и интенсивность занятий являются дифференцированными.

Так, для заикающихся с невротической формой заикания независимо от возраста основное внимание уделяется воспитанию точности движений, умению переключать активное внимание на качество выполнения движений и главным образом на завершенность движений, т.е. на доведение движений до конца в соответствии с инструкцией.

Для заикающихся данной группы упражнения могут быть разнообразны по форме, ритму и темпу. Несмотря на хороший уровень развития тонкой моторики пальцев рук и артикуляционной моторики, для движений заикающихся этой группы характерны истощаемость, поэтому тренировочные упражнения не должны быть длительными по времени. Заикающиеся этой группы могут начинать тренировку движений под музыкальное сопровождение уже на первых этапах коррекционной работы.

При неврозоподобной форме заикания особое внимание в процессе работы над двигательной сферой обращается на следующие моменты:

—двигательные упражнения должны быть разложены на их составляющие и выполняться по образцу;

— тренировка координации и переключаемости движений должна быть длительной с постепенным усложнением заданий;

— усвоению упражнений способствует сопровождающий их словесный комментарий логопеда;

— сроки усвоения двигательных упражнений значительно увеличиваются по сравнению с заикающимися другой группы.

При неврозоподобной форме заикания особое внимание уделяется нормализации речевой артикуляции в связи с необходимостью развития у них звукопроизносительной стороны речи. Особое значение это имеет для детей дошкольного возраста.

Важным компонентом коррекционной работы с заикающимися является темпо-ритмическое объединение артикуляционной и общей моторики, что достигается специальными упражнениями под музыку. Такие занятия проводятся в процессе логопедической ритмики.

Логопедическая ритмика является необходимой составляющей в комплексной реабилитационной работе.

Логопедическая ритмика включает разнообразные двигательные упражнения в следующей последовательности:

1) ритмическая разминка

Целью ритмической разминки является развитие ритмических движений под музыку, в процессе чего уточняются и развиваются координированные движения рук и ног, формируется умение менять темп и ритм движения. Ритмическая разминка используется также для организации детей, создания “настроя” на определенный вид деятельности.

Пример:

1. Свободная маршировка под музыку со сменой направлений.

2. Заикающиеся ходят по кругу под музыку и меняют направление под команду “Вперед”, “Назад”, “В центр”, “Вправо”, “Влево” и т.д.

2) упражнения, регулирующие мышечный тонус

Целью этого вида упражнений является снижение мышечного напряжения, перераспределение мышечного напряжения, воспитание пластичности движений. Используются специальные упражнения на напряжение и расслабление мышц: сжимание и разжимание кистей рук, перенос веса тела с одной стороны на другую (маятник) и т.п.

Пример:

1. Заикающиеся стоят по кругу. Под музыку осуществляется свободное качание обеих рук вперед-назад, качание правой рукой и ногой в стороны; качание левой рукой и ногой в стороны.

2. Заикающиеся выполняют следующие движения: напряженно вытягивают обе руки в стороны, кисть сжата в кулак (1-й такт музыки). Внезапно расслабляют кисти, и руки падают вниз (2-й такт), свободно качают руки, шагая на месте под музыку. |

3) упражнения для развития чувства темпа и ритма

Целью этих упражнений является ритмизация движений от самых простых до самых сложных — артикуляционных. Используется ходьба, отхлопывание и отстукивание под разные музыкальные темпы и ритмы, а затем пропевание слогов и слов на заданные ритмы.

Пример:

Прохлопать руками ритмический рисунок знакомой песни после демонстрации педагога (песня “Петушок”).

Пе-ту-шок Пе-ту-шок Зо-ло-той гре-бе-шок

4) упражнения на развитие координации речи с движением

Ритмизация моторных функций организма способствует ритмизации речевых движений, поэтому основной целью этих упражнений является ритмизация устной речи. Для этого используют двигательные упражнения под музыку с одновременным проговариваиием вслух постепенно усложняющихся речевых заданий. Вначале используется средний музыкальный темпо-ритм, который позволит заикающимся сочетать движения с проговариванием слогов, слов, фраз, стихотворных, а позже прозаических текстов.

Пример:

Под музыку заикающиеся проговаривают стихотворный текст, одновременно сопровождая слова соответствующими движениями.

Перед нами луг широкий

 разводят руки широко в

 

стороны.

А над нами дуб высокий

— поднимаются на носки,

 

поднимая руки вверх.

А над нами сосны, ели

—ритмично делают наклоны

Головами зашумели

в стороны, покачивая

 

поднятыми вверх руками.

Грянул гром

— делают хлопок.

Сосна упала

— делают наклон вперед и

 

вниз, опуская руки.

Только ветками качала

— ритмично покачивают

 

опущенными руками.

Постепенно темпо-ритм усложняется и меняется. Для заикающихся с неврозоподобной формой речевой патологии соединение речи с движениями и музыкой является трудной задачей и требует длительной проработки. Заикающиеся с невротической формой заикания достаточно быстро усваивают эти упражнения.

5) пение

Целью пения является коррекция темпа речи и нормализация речевого дыхания. Для этого выбираются ритмичные и мелодичные песни. Постепенно в процессе работы подбираются песни с более сложными темпо-ритмическими характеристиками.

6) игра

В конце логоритмического занятия у детей дошкольного возраста, как правило, проводится игра, целью которой является закрепление навыков, полученных на занятиях (см. Приложение № 6).

Особой задачей коррекционной работы с заикающимися является развитие чувства ритма. Ритмическая способность является средством пространственно-временной организации движений. Чувство ритма в своей основе имеет моторную природу. Онтогенез чувства ритма тесно связан с процессом становления у детей моторики, зрительно-моторной координации, а в дальнейшем с формированием речевого ритма. Речевой ритм выполняет важную функцию в формировании моторного стереотипа речи. В процессе развития речи ритм становится “скелетом” слова и играет важную роль в процессе усвоения лексем и опознания их при восприятии.

У заикающихся имеются нарушения речевых ритмов разных уровней: послогового, пословного и синтагматического. При обучении заикающихся ритмизации устной речи необходимо тщательно отбирать речевой материал.

На первых этапах работы при подборе стихотворных текстов необходимо учитывать, что стихи должны быть с устойчивой ритмикой, т.е. однообразным распределением ударных слогов в строфе; состоять из достаточно коротких фраз; они должны содержать простую лексику и не включать слова с сочетаниями согласных.

Размер стиха подбирается в следующей последовательности: хорей — ямб — дактиль.

Хорей: Скучная картина. Тучи без конца. Дождик так и льется. Лужи у крыльца.(А Плещеев)

Мой веселый, Звонкий мяч, Ты куда пустился вскачь? Красный, желтый, голубой, Не угнаться за тобой (С.Я. Маршак)

Ритмический рисунок хорея:

2. Ямб:

Мы едем, едем, едем,

В далекие края,

Хорошие соседи,

Счастливые друзья.

Мы солнышком согреты,

Мы вместе все живем,

И песенку об этом

Мы петь не устаем (С Михалков)

Ритмический рисунок ямба:

 

3. Дактиль:

Листики падают. Осень пришла. Рыжие белочки Как тут дела.

Падают, падают листья, В нашем саду листопад. Желтые, красные листья По ветру вьются, летят.

Ритмический рисунок дактиля:

Наиболее трудными для усвоения являются стихи типа дольников, в которых нарушается соответствие синтаксического членения в строке, а также стихи, осложненные стечением согласных и обилием малоупотребительных слов.

Помимо тренировки ритма артикуляции на стихотворных текстах, с целью установления плавной речи применяются различные виды упражнений, направленные на выработку ритмических артикуляций в сочетании с движением руки. Одним из видов таких упражнений является“послоговый ритм” или теннинг.

Данное упражнение проводится следующим образом:

Проговаривание каждого слога текста сопровождается отбиванием ритма раскрытой ладонью ведущей руки о твердую поверхность. Каждый удар ладони приходится на гласную. Вначале тренировка послогового ритма проводится в замедленном темпе. По мере овладения навыком, темп речи ускоряется.

Навык послогового ритма на первом этапе вырабатывается на стихотворном тексте (хорей, ямб) и материале скороговорок.

В результате такой ритмизации слоги выравниваются по длительности звучания, т.е. снимается редукция гласных звуков (предударных и заударных), свойственная русскому языку. Есть опасность, что на фоне жесткого послогового ритма речь может приобретать монотонный “роботообразный” характер, что вызывает негативную реакцию заикающегося. Поэтому очень важно, чтобы обучение формированию ритмизи-рованной речи проходило одновременно с активной работой по формированию интонационного оформления высказывания. Постепенно движения руки становятся ритмоводителем речевых артикуляций. Поэтому при обучении заикающихся теппированию обращают внимание на то, чтобы движения руки во время речевой паузы не прекращались. Это позволяет заикающимся после паузы легко вступать в речь.

По мере усвоения слогоразмерной речи движения руки применяются все реже и, наконец, снимаются. Однако речь с нередуцированным произнесением гласных тренируется у заикающихся длительное время.


14.06.2016; 19:47
хиты: 165
рейтинг:0
для добавления комментариев необходимо авторизироваться.
  Copyright © 2013-2024. All Rights Reserved. помощь