пользователей: 30398
предметов: 12406
вопросов: 234839
Конспект-online
РЕГИСТРАЦИЯ ЭКСКУРСИЯ

История языка:
» История языка
I семестр:
» Литераура

26 вопрос: Неоромантизм Дж. Лондона. Интерпретация идей Ницше в творчестве Дж. Лондона. Анализ одного из рассказов. Трагедия творческой личности в «Мартине Идене». Художественные особенности романа.

 Неоромантизм Дж. Лондона. Интерпретация идей Ницше в творчестве Дж. Лондона.

Джек Лондон - один из крупнейших американских писателей 20 века, книги его популярны во всем мире. Лучшие произведения Лондона привлекают своим жизнеутверждающим пафосом, прославляя любовь к жизни и волю человека в борьбе с суровой природой. Неоромантические повести («Зов предков») и рассказы о Севере (сборники: «Сын волка», «Дети мороза», «Любовь к жизни»), о жизни на море (роман «Морской волк») сочетают поэзию суровой природы, бескорыстного мужества с изображением тяжелых физических и моральных испытаний, принимаемых ради обогащения. В романе-утопии «Железная пята» отразилось увлечение идеями социализма. Лондон внес значительный вклад в развитие реализма на американском континенте и за его пределами. Именно произведения об Аляске принесли Лондону первый успех, определили дальнейшую судьбу художника. Сборники рассказов Джека Лондона «Сын волка», «Бог его отцов», «Дети мороза» и другие, рисующие волевых, мужественных людей в условиях белого безмолвия сурового Севера, осуждающие трусов и предателей, принесли ему широчайшую известность. Восхищаясь сильными личностями, он вместе с тем не принимает воинствующего, враждебного людям индивидуализма. Его олицетворял Вулф Ларсен, герой его известного романа «Морской волк» (1904). Сначала был опубликован рассказ «За тех, кто в пути», следом «Ценой тысячи смертей», «Белое безмолвие» и «Сын Волка». Очерк «Что теряет общество при господстве свободной конкуренции» получил первую премию в престижном журнале «Космополитэн».

Описывая жизнь коренных жителей Америки - индейцев, Лондон, с одной стороны, осознает их трагическую судьбу / «Лига стариков», «Смерть Лигуна», «Киш, сын Киша», «Великий кудесник», «Потерявший лицо» /, а с другой - часто оправдывает подлые поступки белого человека / «Сын Волка» /. Эти произведения скорее всего написаны под влиянием Р.Киплинга. Традиции английского неоромантика проявились в четко выстроенном повествовании, в журналистском стиле, манере письма, тяготеющей к репортажу, в использовании повторов некоторых фраз, при помощи чего достигается особая выразительность, в великолепном описании пейзажей. В циклах рассказов Лондон создал своеобразный эпос севера. В них человек и природа находятся в состоянии вечного поединка.

Лондон внес вклад в разработку спортивной темы в литературе (рассказы «Кусок мяса», «Мексиканец»), был прекрасным художником-анималистом, мастером изображения животных (повести «Зов предков», «Белый клык»). В своём лучший романе – «Мартин Идеи» (1909), несущим во многом автобиографические черты, Лондон одним из первых в мировой литературе показал психологию писателя, характер его жизненных борений, драматизм его судьбы.

И до Джека Лондона в американской литературе творили крупные мастера рассказа - романтики Эдгар По и Натаниэп Готори, позднее-Фрэнсис Брет Гарт, Стивен Крейн, Амброз Вире, которые разрывали путы «традиции жеманности». Но, пожалуй, именно Джеку Лондону принадлежит заслуга «демократизации» американского рассказа - он стал достоянием сотен тысяч простых людей Америки, а впоследствии и всего мира. Джек Лондон сумел соединить в своих рассказах извечные чувства и переживания человека с современной ему действительностью.

В мировой литературе Д.  Лондон был и остается одним из самых популярных писателей-реалистов. Читатели во всём мире любят его книги за их жизнеутверждающий оптимизм, за мужество и целеустремленность героев, за прославление в них героического начала в человеке.

Прожив короткую жизнь, всего сорок лет, он менее чем за два десятилетия интенсивной работы оставил обширное наследие. В его лучших книгах суровая правда жизни соединяется с романтической идеализацией и героизацией положительных персонажей, людей, преданных дружбе, чувству долга.

В творчестве Дж. Лондона стремление к отображению индивидуалистической концепции человека синтезируется с идеологией «американской мечты» и эмерсоновской теорией «доверия к себе». Герой-одиночка в произведениях писателя соединяет в себе черты романтического бунтаря и ницшеанской сильной личности, бросающей вызов инертному большинству, прозябающему в бездействии. Творчество Лондона сочетает в себе романтический индивидуализм с позитивистской «научной» объективностью, а также идею социального неравенства с признанием естественной необходимости конкурентной борьбы. Влияние философии Фридриха Ницше на творчество писателя у исследователей не вызывает сомнения. Констатируя факт воздействия теорий немецкого философа на мировоззрение Лондона, критики неоднократно обвиняли автора в изображении «ницшеанских сверхчеловеков» и «белом расизме». Однако следует отметить, что писатель, воспринимая идеи Ницше, подвергал их критической переработке и полемической интерпретации.

Анализ одного из рассказов. Рассказ «Любовь к жизни» был написан Джеком Лондоном в 1905 году. В нём автор показал силу человеческого духа, не отступающего ни перед чем на пути к жизни. Главный герой произведения – неизвестный мужчина (мы не знаем ни его имени, ни рода занятий, ни даже возраста), бредущий через пустынные канадские земли в сторону Гудзонова залива. Брошенный своим другом Биллом посредине реки, сразу же, как только он подворачивает ногу и превращается в обузу, измученный длительным голоданием человек остаётся один на один с окружающим миром – пока ещё не враждебным, но и не сильно помогающим в преодолении тяжёлых дорожных миль.

Основная задача героя – дойти до тайника с патронами, рыболовными снастями и небольшим запасом еды, чтобы получить возможность выйти к местности с большим количеством пищи, осложняется предательством друга, травмой ноги и физическим истощением. Выживание в условиях дикой природы требует от человека реализации всех его внутренних (физиологических и моральных) сил, составляющих основу любой личности и не имеющих особого отношения к социальному статусу их носителя.

Главный герой «Любви к жизни» может быть и бандитом (вором, разбойником, убийцей), и обычным искателем приключений. Единственное, что связывает его с миром людей, - весящий, как вся его поклажа, мешочек с золотом. Автор не рассказывает о том, как оно было добыто (праведно или нет), но на протяжении всего повествования показывает внутреннюю борьбу между стремлением героя к жизни и его нежеланием входить в эту жизнь нищим. Путник несколько раз порывается расстаться с золотом, понимая, что оно является дополнительным препятствием на его пути к жизни, но только сильная слабость заставляет его принять это решение.

Первая попытка оставить мешочек совершается героем сразу же, как только он оказывается один: пересчитывая три раза спички и раскладывая их по трём разным местам, путник уже видит в них невероятное сокровище, но ещё не понимает этого, а потому тащит с собой тяжёлое золото. Вторая попытка расстаться с деньгами происходит на фоне сильного голода, доводящего героя до полуобморочного состояния, когда он решает спрятать половину своих сокровищ в приметный скальный выступ. Третья (окончательная) попытка сбросить с себя опасный для жизни груз осуществляется в момент наивысшего отчаяния (путник видит следы предавшего его друга) и полного притупления каких бы то ни было чувств, кроме голода (герой съедает живьём только что вылупившихся птенцов куропатки, а затем проводит половину дня в безрезультатной погоне за их подшибленной матерью). На этом этапе пути мужчина уже ничего не жалеет и не прячет (у него нет на это сил): он выкидывает золото на землю и идёт дальше.

Безлюдная земля не даёт путнику возможности попросить помощи у людей, отсутствие патронов – охотиться, отсутствие рыболовных снастей – удить рыбу. Сильная физическая измождённость лишает ловкости (герой не может поймать не таких уж и подвижных куропаток), внутренней (персонаж не способен сразиться с вышедшим ему навстречу медведем) и внешней силы (слабого человека не боится ни лиса, несущая в зубах пойманную добычу, ни больной волк, для которого здоровый человек представляет смертельную опасность). Единственная возможность насытиться – болотные ягоды и луковицы камышей – не дают и сотой доли того, что нужно человеку для поддержания сил. Голод сводит героя с ума – вкладывает в его голову мысли о несуществующем патроне, лишает страха перед насильственной смертью. В каждом живом существе путник видит еду. Последняя же становится для него единственной возможностью поддерживать в себе жизнь.

Первое время главный герой питает себя надеждами – на новую встречу с Биллом, который ждёт его у тайника с патронами и провизией, на поход в Страну Маленьких Палок, откуда можно добраться до местности, изобилующей высокими деревьями и многочисленной живностью. Затем у путника не остаётся ничего, кроме естественного желания насытиться. Пытаясь решить проблему голода, герой не останавливается ни перед чем: он день за днём ест попадающуюся ему на пути растительную пищу, ищет в болоте лягушек, в земле – дождевых червей, тратит огромное количество времени на ловлю маленьких пескарей и ест живьём всё, что попадает ему в руки, - рыбу, птенцов, остатки мяса на костях загрызенного волками ягнёнка и даже сами кости. Единственное, на что мужчина не решается, - это съесть останки друга, на которые он натыкается в самый трагический момент своей жизни.

Корабль на горизонте и больной волк в качестве спутника-стража становятся последней, определяющей битвой в борьбе за существование: герой собирается с последними силами, притворяется мёртвым и душит волка, чья тёплая кровь насыщает его до такой степени, что он может пусть не идти, но хотя бы ползти в сторону корабля. Превратившийся в большого толстого червяка (таким видят персонажа учёные с китобойного судна «Бедфорд») человек, попав в естественную для него среду обитания, ещё долго не может прийти в себя: он жадно поглощает пищу на всём пути до Сан-Франциско, с ненавистью смотрит на то, как едят другие люди, и постоянно выпрашивает у матросов сухари, чтобы набить ими свою койку.

Любовь к жизни показана в рассказе через простые (собирательство, охота, экономия сил, разжигание костра, бинтовка ног, несгибаемость человеческого духа в борьбе с голодом, холодом и собственной немощью) и страшные (травмы, боль, сон под дождём, потеря ориентации в пространстве, трата огромного количества сил на добычу постоянно ускользающей пищи, поглощение человеком живых существ) вещи. В начале произведения главный герой – человек, имеющий друга и золото; в конце – всего лишь беспомощный червяк, отчаянно борющийся за свою жизнь, но всё ещё сохраняющий в себе остатки человеческого достоинства, проявляющиеся в нежелании есть кости погибшего друга.

Трагедия творческой личности в «Мартине Идене». Художественные особенности романа.

Наиболее полно убеждения автора выражены в романе "Мартин Иден". Именно это произведение самое значимое творение Лондона!

 

Ведущая тема романа - тема судьбы художника из народа в капиталистическом обществе. "Мартин Иден", как зеркало, отразил те сложные условия, в которых оказывался талантливый человек в США. Это история успеха и трагедии молодого человека, пытающегося пробиться в ряды преуспевающих. Подавленный невыносимо тяжелыми условиями жизни и труда, он считал, что подлинную культуру можно найти только в высшем обществе. "Он воспарил над старым миром благодаря возвышенным мыслям и чувствам, почерпнутым из книг. Он был теперь уверен, что в том, высшем круге… все мужчины и женщины думают и чувствуют именно так. До сих пор он жил в каком - то грязном болоте и теперь хотел очиститься и подняться в высшую сферу".

Но при ближайшем знакомстве с буржуазным обществом Мартин убеждается, что всё, к чему он стремился и что привлекало его в этом обществе, было фальшью, обманчивой видимостью. Жизненный путь талантливого человека превращается в цепь горьких разочарований.

Таким образом автор показал растлевающее влияние собственнических отношений на литературу и искусство. Мартин был художником - реалистом, видевшим ценность искусства в его правдивости: "даже в самых ранних его произведениях не было признаков посредственности. В них скорее было слишком много силы. Во всех своих произведениях он стремился сочетать реализм с вымыслом и красотами, созданными фантазией. Он добивался вдохновенного реализма, проникнутого верой в человека и его стремления. Он хотел показать жизнь, как она есть, со всеми исканиями мятущегося духа, воспеть смельчаков, устремляющихся навстречу опасности, юношей, одержимых любовью, гигантов, борющихся среди ужасов и страданий, заставляющих жизнь трещать под их могучим напором".

Однако ни одно его произведение не было принято к печати в журналах, заполненных литературной продукцией, прославлявшей "жалких охотников за долларами" и изображавшей "мелкие любовные треволнения ничтожных людишек".

Такое явление было характерно для Америки начала ХХ века, где почти все крупнейшие писатели испытали на себе жестокие удары издательской политики. Сам Марк Твен признавался в автобиографии, что всю жизнь вынужден был писать полуправду. Яростью встречала критика произведения Теодора Драйзера. Да и путь в литературу самого Джека Лондона был связан с большими трудностями, поэтому в романе писатель анализировал действительность с позиций собственного жизненного опыта, глубоко оценивая срывы и удачи героя.

 

Не понимая, почему издательства возвращают ему рукописи, Мартин Иден изучает издательские и читательские вкусы и выводит формулу, метко характеризующую ту литературу, которая предназначается для массового читателя. Молодой писатель вынужден "творить" по единообразной схеме: "1) двое влюбленных должны разлучиться; 2) благодаря какому - то событию они соединяются снова; 3)звон свадебных колоколов". Мартину противно безжизненность и выспренность подобной "литературы", он не мог стать заурядным писателем и продавать свой талант ради денег. Ему была противна узенькая духовная дорожка, ведущая к мещанскому благополучию и сытой бездумной жизни. Однако в мире высшего общества, куда он попал благодаря своему творчеству, он не мог встретить сочувствия и поддержки. В результате он оказался на грани голодной смерти. И в конце концов материальная зависимость заставляет Мартина подлаживаться под низкие литературные вкусы, пусть и в мелочах, анекдотах и юморесках, но и это постепенно деформирует душу. Мартин совсем перестает писать. Даже когда "солнце удачи взошло" и журналы один за другим стали печатать его произведения и присылать гонорары. Несмотря на то, что "деньги для него означали нечто большее, чем известное количество долларов и центов. Они означали успех, и чеканные орлы на монетах казались крылатыми вестниками победы", к творческому труду он не мог вернуться. Он не мог смириться с тем, общество не принимало его самого как личность. Его оскорбляло то обстоятельство, что люди, никогда не трудившиеся столько, сколько трудился он сам, оценили не его способности, а те деньги, которые он теперь имел.

Добившись успеха ценою огромных усилий, тяжких лишений, компромиссов и разрыва со своим классом, Мартин ощутил страшное одиночество, понял всю тщетность принесенных им жертв. Для него стало ясно, что искусство и литература является, как и всякий товар, предметом купли - продажи, а успех любого произведения определяется модой и громким именем автора. Представителям высшего света "не было никакого дела ни до самого Мартина Идена, ни до его творчества. И если они искали его общества, то не ради него самого и не ради его произведений, а ради славы, которая теперь окружала ореолом его имя, и ради тех ста тысяч долларов, которые лежали у него на текущем счету в банке. Что ж, это была обычная оценка человека в буржуазном обществе. Но Мартин был горд. Ему не нужно было такой оценки. Он хотел, чтобы ценили его самого или его творчество, что было в сущности одно и то же".

 

Полный презрения к духовно нищим вершителям судеб, Мартин приобрел и непреодолимое отвращение к творчеству. Так погиб художник, обманутый в своих лучших надеждах.

Вместе с художником погибла любовь. Это благородное чувство пробудило в талантливом молодом человеке творческие силы, ради любви он трудился с огромным напряжением и все подчинил своему чувству. "Он смотрел на Руфь с благоговением. Но тем сильнее ему хотелось перешагнуть через пропасть между ними. У него словно вырастали крылья. Неприглядная действительность переставала существовать, уступая место прекрасному и необычайному. Он словно превратился в эолову арфу. То, что он пережил и изведал на своем веку, было струнами, а музыка - ветром, который колебал эти струны, и они вибрировали, порождая воспоминания и мечты. Он не просто чувствовал. Каждое ощущение принимало у него форму и окраску и претворялось в образы каким - то чудесным и таинственным путем. Он уносился в огромный, жаркий, прекрасный мир, совершал великие подвиги, добиваясь её. И вот он с ней, он владеет ею, заключает её в свои объятия, увлекает в царство своих грёз".

Рассказывая о первой встречи Мартина и Руфи, Джек Лондон дает портрет героини через восторженное восприятие Мартина, и читатель видит его глазами "…бледное, воздушное существо с большими одухотворенными голубыми глазами". Так рождается любовь и иллюзия Мартина, который мысленно противопоставляет её женщинам, которых он знал до сих пор, женщинам его круга, задавленным тяжелой работой, и тем, что царят в притонах и поджидают моряков в чужих гаванях. Руфь резко выделяется на фоне этих "исчадий ада", и воспоминания Мартина подтверждают верность его заключения: "Она дух, божество, богиня". Это восторженное восприятие преображает любое движение "божества": даже то, что Руфь при встрече обнялась и поцеловалась с матерью, служит неискушенному Мартину доказательством возвышенности её чувств. Сам наделенный красотой и силой чувств, Мартин преувеличивает достоинства девушки, которую полюбил. Чтобы "дорасти" до неё, он (предпринимает) прилагает титанические усилия.

Но реальная Руфь, не одухотворенная, а банальная частица своего общества, не в состоянии понять истинной глубины личности полюбившего её человека, не может даже представить себе его творческих возможностей. Высшим достижением для неё является деловая карьера: "Вы никак не можете продать те свои произведения, которые считаете удачными. Я считала и сейчас считаю, что вам всего лучше было бы научиться стенографии - писать на машинке вы умеете - и поступить в папину контору. У вас большие способности, и я уверена, что вы могли бы стать хорошим юристом".

Мартин не знал, что для Руфи "радость творчества" - пустые слова. Она, правда, часто употребляла их, и впервые Мартин услышал о радости творчества именно от неё. Она читала об этом, слышала в лекциях своих преподавателей. Но сама она была чужда всякой оригинальности мысли, всякого творческого порыва и могла лишь повторять то, что заучила с чужих слов. Тем большим потрясением для него было услышать: "В конце концов ваше творчество было для вас игрушкой, вы достаточно долго забавлялись ею. Пора теперь отнестись серьезно к жизни, к нашей жизни, Мартин. До сих пор вы жили только для себя". Тем страшнее было его разочарование, когда он понял, что Руфь не то идеальное существо, которое создало его воображение. Она была обычной буржуазной девушкой, с ограниченным кругозором, мелкими духовными интересами. Руфь не способна была стать выше предрассудков своей среды, она не понимала Мартина и не верила в его "сочинительство", потому что оно не приносило дохода. Отвернувшись от Мартина, когда он больше всего нуждался в её поддержке, она пришла искать с ним примирения, как только он стал знаменит и богат. Но Мартин не мог примириться с ней, его божество было повержено, иллюзия развеяна: "Вы чуть не погубили меня" - говорит он Руфи; - "Чуть не погубили моё творчество, моё будущее. Вы стремились запереть меня в тесную клетку. Вы хотели заставить меня преклоняться перед ложными ценностями, навязать мне условную, пошлую мораль. Вы хотели заставить меня бояться жизни, хотели вытравить из меня живую душу".

И они в конце концов достигли своего. Именно тогда, когда, по мнению высшего света, Мартин добился успеха, он осознал бессмысленность своего существования без творчества и без любви. В сущности, Мартин так и не нашел своего настоящего места. Когда он попробовал пообщаться с матросами, каким был, когда - то, он "не смог найти в себе ничего общего с этими скучными, грубыми людьми. Он был в полном отчаянии. Там, наверху, Мартин Иден сам по себе никому не был нужен, а вернуться к людям своего класса, которых он знал и которых некогда любил, он тоже уже не мог. Они были не нужны ему. Они раздражали его так же, как и безмозглые пассажиры первого класса!".

Стремясь избавиться от раздражения, Мартин Иден уходит из жизни. Гибель героя, щедро одаренного, вышедшего из народа, владевшего симпатиями как писателя, так и читателей, сильно воздействовала на читателей. Добровольный уход из жизни не умолял достоинств героя, который вышел победителем в длительной и почти безнадежной борьбе и стал знаменитым писателем. А роман "Мартин Иден" был и остается для многих книгой, вдохновляющей на борьбу с трудностями.

Прославляя величие и несокрушимую силу человеческого духа, Лондон выступал как яростный враг пассивности, бессилия и равнодушия, он искренне верил в торжество разума и справедливости. Поэтому и в своих произведениях стремился показать мужественных людей, побеждающих препятствия на пути к счастью и правде!

Краткое содержание: http://www.briefly.ru/london/martin_iden/ - «Мартин Иден»;

http://www.briefly.ru/london/liubov_k_zhizni/ - «Любовь к жизни».


23.06.2015; 18:14
хиты: 149
рейтинг:0
Гуманитарные науки
литература
для добавления комментариев необходимо авторизироваться.
  Copyright © 2013-2024. All Rights Reserved. помощь