Многие отмечают приверженность русской мысли социальной проблематике. При этом российское мировоззрение обусловлено пересечением восточных и западных тенденций – идей соборности (общинности) и сильной власти (единовластия) с идеями свободы и гуманизма.
Основные идеи:
- забота о простом народе – высшая цель политики, при одновременной острой критике аристократических и предпринимательских сословий;
- единство любви, красоты и премудрости;
- подвижничество (долг превыше желаний) – идеал личного поведения;
- сила в правде;
- вера в мессианство русского народа.
Началом современной русской философии считаются письма Чаадаева. А первой серьезной дискуссией – спор западников со славянофилами (в 40-60 годы XIX в.) о направлении дальнейшего развития русского общества и государства.
Тех, что считали высшей ценностью русскую самобытность, назывались славянофилами. Они:
- противились западному влиянию и называли его тлетворным;
- ругали Петра I и Александра I за заимствования у Европы;
- западную мысль считали бессодержательно-схоластической, а российскую (прямую наследницу восточного любомудрия) – конкретной и всеохватывающей интуицией, открывающей истинные пути благой жизни;
- в качестве собственного идеала живописали некую «Русь Изначальную» – патриархальную державу из туманной глуби веков;
- с мистической многозначительностью объявляли о некой особой миссии (мессианстве) русского народа и великих судьбах России;
- иногда пропагандировали теории панславянского единства.
Тех же, кто акцентировал внимание на отсталости России в сравнении с великими мировыми державами, и толкал ее на общеевропейский путь развития, называли западниками. Они:
- побуждали соотечественников к быстрому и полному заимствованию самых передовых достижений других государств (в основном западных);
- подчеркивали единство (общность) законов исторического развития всех народов;
- различались между собой большим разнообразием взглядов (англоманы - галломаны, мистики - вольнодумцы, материалисты - идеалисты, государственники - либералы, гуманисты - естественники (позитивисты) и т.п.)
Но при этом и славянофилы, и западники видели преимущество России в сохранении общины – источника незамутненной нравственности и залога будущего мирового лидерства России.
Самые последовательные западники – В.Г. Белинский и социалистический кружок Герцена-Огарева (входили Т. Н. Грановский, В. П. Боткин, И. С. Тургенев, Н. А. Некрасов и др.). Славянофилы же сплачивались вокруг семейства Аксаковых (их лидеры – А.С. Хомяков и братья Киреевские). Споры группировок привели к полному разрыву личных отношений, но надо иметь в виду слова Герцена о том, что «западники и славянофилы, подобно Янусу, смотрели в разные стороны, но сердце у них билось одно».
Продолжение тех же споров можно обнаружить во все последующие периоды российской истории.