Психологические особенности лиц с разнообразными де-фектами тела, речи и органов чувств схожи между собой и от¬личны от реакций на иные заболеваний. Это обусловлено не¬сколькими общими причинами, среди которых выделяется влияние социального статуса человека на отношение к нему в обществе, а также изменения личности в связи с нарушением познавательных процессов при дефектах органов чувств.
Среди косметических дефектов наиболее значимыми явля¬ются патологические изменения и деформации лица или от¬дельных его составляющих. По мнению Н. Д. Лакосиной и Г. К. Ушакова, человек, потерявший руку или ногу, страдает от того, что на его дефект обращают внимание окружающие, т. е. ему свойствен сенситивный тип реагирования на болезнь. При этом у него почти никогда не возникает чувство отвраще¬ния к себе. По сравнению с ними люди с обезображивающими изменениями лица реагируют в большей степени самоуничижи¬тельно. Они становятся обидчивыми, раздражительными, чувст-вительными, страшатся появляться на людях, резко ограничи-вают контакты с окружающими, нередко размышляют о само-убийстве.
В случаях кожных изменений и деформаций лица у пациен¬тов к перечисленным психологическим проявлениям присоеди¬няется чувство стыда, брезгливости и опасения, что окружаю¬щими станут избегать их в силу страха заразиться.
Заикание является своеобразным видом дефекта, который может приводить к значительным психологическим последстви¬ям, способным изменить характер и направленность формиро¬вания личности. При появлении заикания начинает нарушаться вся система личностных отношений (В. М. Шкловский). Наибо¬лее частым клиническим признаком становится страх речи (ло-гофобия). Он нарушает коммуникативную сторону жизни чело¬века, приводит к патологической замкнутости, нежеланию об-щаться с окружающими. Человек старается переключить свои интересы на деятельность, исключающую частое и длительное общение.
Психологические особенности слепых и глухих людей обу¬словливаются нарушением одной из сфер познавательной дея¬тельности. Пациенты с подобными дефектами органов чувств становятся нерешительными, робкими, зависимыми от близких. У них нередко формируются сверхценные идеи ущербности, сочетающиеся с такими качествами личности, как принципи¬альность, справедливость, законопослушание, высокий уровень нравственных требований по отношению к себе и окружающим.