В. Гумбольдт (1767-1835), видный немецкий учёный, филолог и государственный деятель, принадлежал к наиболее культурным и передовым слоям прусской чиновничьей аристократии. Являясь в 1808-1810 гг. министром исповедания и народного просвещения, Гумбольдт способствует реорганизации средней и высшей школы, создаёт новый центр немецкой науки – Берлинский университет (ныне имени А. и В. Гумбольдтов).
Круг лингв-ких интересов Г-та был исключительно широк. В своих лингв-ких построениях он активно использовал материал не только индоевропейских языков, но и древнеегипетского, японского и других языков мира. Такие огромные познания обеспечивали ему необычайную широту лингвистического кругозора и служили основой для тонких и глубоких наблюдений.
Многие общелингвистические идеи Г-та вытекают из его историко-философской концепции и отражают положения немецкой классической философии. В известных отношениях философ-ские и лингв-кие взгляды Г-та обнаруживают тесную связь с формальными основами кантовской системы, в частности с построениями «критической философии» И. Канта и концепцией истории Иоганна Фридриха Шиллера. Во взглядах Гумбольдта нашло своё отражение и влияние идей Фридриха Шеллинга (выдающего философа, представителя немецкого классического идеализма) и Георга Гегеля. Гумбольдт использует шиллеровскую и гегелевскую концепцию всемирной истории для объяснения самобытности духовной культуры разных народов, множественности языков, разнообразных форм соотношения языка и мышления.
По Г-ту, язык есть деятельность духа, мышления. На духе лежит печать материи. Ни язык, ни мышление не могут рассматриваться как первичное. По убеждению Г-та, «различность» и множественность форм проявления, будь то в языке или в культуре, - залог прогресса, фактор, обеспечивающий взаимное обогащение и совершенствование (в форме и содержании). Языковая деятельность, по Г-ту, носит изначально массовый и в принципе однородный характер.
Языкотворческий процесс у Г-та непосредственно не связан с конкретным шагом в развитии знания, движение в языке не есть проявление движения в формировании знаний, оно есть проявление творческого начала «в духе народа». Мир, по Г-ту, преломляясь в национальном сознании, стихийным образом отражается в языковой ткани. (Форма этого процесса обладает национальной спецификой). Слово как инструмент познания и практической деятельности людей – весьма важное специфическое качество языка – оказывается на периферии лингвистической системы Г-та.
Язык, по Г-ту, развивается как естественно данный объект, как природный организм, т.е. стихийно; различия в культурах есть только следствие исторического развития различий в национальных системах. Эволюция теории языка занимает в общелингвистической концепции Г-та важнейшее место. По мнению Г-та, звуковой язык сыграл решающую роль в становлении чел-ка как нового биологического вида и как мыслящего социального существа.
С помощью языка интеллектуальные и духовные устремления прокладывают «себе путь через уста во внеш. мир, и затем результат этого стремления в виде слова через слух возвращается назад». Г. по праву считается основоположником теоретического языкознания и создателем цельной системы философии языка 19 в. Он даёт научное обоснование необходимости генетико-типологического подхода к языку. Г. своими трудами ознаменовал формирование общего языкознания как отдельной дисциплины. Система, созданная Г-том, представляет собой поворотный пункт в развитии теории языкознания. Он смог создать предпосылки для возникновения теории методов лингв. исследования, успешно развитой в XX в.