Важным рубежом в развитии филологии стали труды ряда немец. ученых конца 18- вер. 19 в.: Фридиха Вольфа, Августа Бёка, Фридриха Шлейермахера. Дело в том, что Германия с сер. 18 в. искала основы для сплочения народа. Этот поиск опирался на народный дух, нар. творч-во, разум, что неизбежно приводило к филологии. Именно в этот период были заложены гл-ые черты совр. филологии. Данный этап получил название «новой филологии», а Ф.Вольф считается ее основателем.
Фридрих Август Вольф (1759-1824)- первый известный культурному человечеству студент, который при поступлении на учебу в универ. (в Геттингене, Германия) записал себя как Studiosus Philologiae (студент-филолог), т.е. использовал приведенную формулу для обозначения профессии. По окончании университета он преподавал в гимназии, затем был профессором в Галле и Берлине.
В процессе филологич. занятий и преподавания Вольф пришел к новому пониманию филологии как науки о древности. Оно было сформулировано им в лекциях, кот. он читал в 1785 г., а затем в сочинении «Darstellung der Alterhtums-Wissenschaft» (напис. в 1807) («Очерк науки о древности» перев. с нем. СПб., 1877»). В этой науке им выделяются 2 части. Первую часть образуют так называемые служебные науки, «подготавливающие доступ к предметам » изучения. В эту группу входят 3 науки: грамматика - наука «обо всех периодах жизни языка», т.е. фактически это языкознание; герменевтика - «искусство проницательно раскрывать мысли автора из их изложения»; филологическая критика, изучающая время создания, подлинность и исконность памятников, их первоначальный вид. Эти науки, как пишет Вольф, представляют собой орган собственно науки.
Вторую часть составляют науки, изучающие разные стороны жизни народов Древней Греции и Древнего Рима. Таковы древняя география, история, мифология, история литературы, история искусств. Итак, по Вольфу, филология - это совокупность наук и научных методов для изучения жизни и культуры любого народа, а также совокупность историко-филологических наук, изучающих Др. Грецию и Древний Рим (классическая филология в одном из ее толкований).
Идеи Вольфа получил развитие в трудах его современников. Так, Август Бёк (1785-1867) выдвинул тезис: «Цель филологии ... познание познанного». Этот тезис разъясняется автором: «познавать ... познанное - значит понимать: понимание есть общая функция филологии». Готрид Германн (1772-1848) настаивал на том, что филология – это критика и истолкование текста.
Фридрих Шлейермахер (1768-1834) признается создателем современной герменевтики как науки понимания. В отличие от экзегетики, толкующей только сакральные тексты, герменевтика, по Шлейермахеру, изучает понимание любого текста. Его главный тезис: «Понимать речь сперва также хорошо, а потом лучше, чем ее автор».
Т.о., «новая филология» получает смысл своего существования: в центре филологии стоит проблема понимания; решению этой проблемы служат научные методы, кот. могут быть применены при изучении любого народа (герменевтика, критика и др.). При этом сохраняется понимание филологии и как историко-филологич. комплекса о древних народах (классич. филология в одной из ее версий). В течение 19 века произойдет размежевание филологии и истории.
Так началось превращение филологии как комплексного знания в филологию как комплекс наук и научных дисциплин.
В Новое время завершается предыстория филологии и начинается ее история.