Естественный человеческий язык всегда был в центре внимания филологии. Характерна позиция Соссюра, кот. сформулировал значимость языка для филологии в традиционном понимании. Язык востребован филологией для того, писал Соссюр, «чтобы сравнивать тексты различных эпох, определять язык, свойственный данному автору, расшифровывать и разъяснять надписи на архаических или плохо известных языка». В лингвистике же «язык представляет целостность сам по себе...». «Единственным и истинным объектом лингвистики является язык, рассматриваемый в самом себе и для себя»,—такими словами завершал свой знаменитый «Курс общей лингвистики» Соссюр. Признание языка объектом филологии (точнее, одним из объектов) Соссюр связывает с теми задачами, которые стоят перед филологией как наукой о древностях.
На современном этапе развития филологии сохраняется задача изучения древних текстов. Кроме того, в ХХ веке сохраняется еще одна причина востребованности языка филологией, которая связана с изучением языка художественной литературы и языка фольклора. В ХХ веке, особенно во второй половине, заметно развивается специализация языка в разных сферах деятельности- журналистике, рекламе, политике и др. Возникают и развиваются такие разновидности языка, как язык журналистики, язык рекламы, политики, права и т.д. и появляются новые научные дисциплины- политическая лингвистика, юридическая лингвистика, рекламоведение и др.
Сложность природы языка состоит в том, что он есть «деятельность» (по Гумбольдту), то есть находится в постоянном движении, и в то же время «язык есть система знаков» (по Соссюру). Поэтому на основе идей Гумбольдта и Соссюра язык изучается как знаковая система в процессах ее «жизни». Такова ситуация в лингвистике. Языкознание выстраивает теоретическую картину естественного человеческого языка. Литературоведение видит в языке инструмент словесного творчества. «Быть инструментом» - это функциональная характеристика языка, т.е. его активность. Главное, в чем проявляется активность языка худ. лит-ры, - это способы сочетания языковых средств в тексте (образные средства, ср.: у Маяковского: - В сто сорок солнц -(гипербола) закат пылал (метафора), в июль катилось лето, была жара, жара плыла — на даче было это; метафора -Мама, у вашего сына пожар сердца; У С.А. Есенина. «Черный человек» Голова моя машет ушами, Как крыльями птица. Ей на шее ноги Маячить больше невмочь).
Язык создает возможность конструировать в худ. тексте некий «возможный» - и «похожий» и «непохожий» на реальную действительность. И еще одно качество языка худ. лит-ры связано со словами А.А.Потебни. который подчеркнул: «Говорить значить не передавать свою мысль другому, а только возбуждать в другом его собственные мысли» (Потебня А.А. «Эстетика и поэтика», 1976, с. 541).
Что в языке существенно для всех филологических наук? Ответ: функциональная природа языка. Для современных филологических наук плодотворно функционально понимание языка (лат. funktio - исполнение). Исследуя назначение языка, величайший лингвист ХХ века Н.Хомский (США) заметил: «Язык решающим образом участвует в мысли, действии и социальных отношениях». Иначе говоря, язык обеспечивает практически все сферы жизни человека: без языка невозможно и общение, и сознание. Поэтому в науке о языке называются две основные функции языка: коммуникативная - функция общения; когнитивная (лат. cognitio- познание) - функция формирования мышления.
Язык в действии представляет собой механизм, производящий высказывание о человеке, предметах, явлениях, событиях и т.д. В отличие от слова и предложения, которые существуют в языке как системе и заданы говорящему (пишущему) и слушающему (читающему) системой языка, высказывание создается говорящим (пишущим) во имя слушающего (читающего) каждый раз заново, каждый раз в новой ситуации. Это происходит, даже если говорящий и слушающий физически совпадают («Где это чертово электричество?!» - говорит сам собой один из персонажей В.Катаева, не сумев найти выключатель).
Производство высказывания представляет собой процесс, в ходе которого в данной конкретной ситуации в рамках определенной жанровой формы создается словесное единство, ориентированное на участников речевого общения (См. Бахтин «Автор и герой. К философским основам гуманитарных наук»). Следовательно, язык как система имеет свои основные единицы (слово и предложение), а язык в действии - свою (высказывание). Определи отношения высказывание и текста. Английский лингвист Хэллидэй заметил: «Текст - это язык в действии». Если это так, то текст и высказывание - «одно и то же». Различие определяется тем, в какой системе изучается объект. Если текст рассматривается с точки зрения его производства, то он изучается как высказывание.
Естественные языки и другие знаковые системы
Язык явл-ся универсальной знаковой системой: посредством языка можно выразить в принципе любое содержание. Однако в процессе общения человек прибегает к помощи иных знаковых систем, иных «языков», которые можно сгруппировать в несколько классов.
1.Международные искусственные языки. Наиболее известный - эсперанто, изобретенный польским врачом Заменгофом во второй пол. 19 века. Свое название язык получил по псевдониму изобретателя: эсперанто - надеющийся.
Волапю́к, или воляпюк (Volapük: от vol «мир» в род. падеже + pük — язык, то есть «мировой язык») — международный искусственный социализованный язык созданный в 1879 году немецким католическим священником Иоганном Мартином Шлейером (нем. Johann Martin Schleyer).
2. Символические языки науки. Эти языки объединяют формулы математики, химии, лингвистики и других наук и правила их составления и использования.
3. Языки программирования. Эти языки, которые предназначены для записи компьютерных программ.
Характерно, что названные языки являются искусственными знаковыми системами, используются в коммуникативных целях, но в ограниченных сферах. По принципу искусственных языков в худ. лит-ре писателями изобретаются языки несуществующих (вымышленных ) народов. Таков, например, эльфийский язык в романах Дж. Толкиена.
4. Параязыки (др.-греч. приставка para - около). Параязыками называются звуковые и графические средства: тембр, темп, громкость, мелодика, особенности произношения, шрифт, размер буквы, цвет, подчеркивание и пр. Речь идет о средствах сверхнормативных с точки зрения языка как системы, а потому факультативных.
К числу знаковых относят также сложные знаковые системы культуры («художественные семиотики»). Это языки художественной литературы, танца, музыки, скульптуры, графики, кино, фотографии и др. Их специфика состоит в том, что выраженное ими содержание выступает основой, которая наполняется смыслом, или, говоря языком семиотики, означающее знака выступает означаемым нового знака - из сферы художественной семиотики.
Аспекты изучения языка в филологич. науках.
Филология рассматривает язык как объект исследования в аспекте его функциональной природы, его структуры и механизмов действия, места в совокупности знаковых систем и его способности взаимодействовать с ними.
Лингвистика изучает язык в его целостности, т.е. как один из объектов действительности. Для лит-ры язык значим как инструмент словесного творчества.
Тесные связи лит-ры и языка поддерживаются семиотикой, так как и язык, и созданные с помощью языка тексты, и произведения худ лит-ры и фольклора явл-ся знаковыми системами.
Семиотика языка и семиотика лит-ры образуют направление гуманитарной семиотики (см. работы Мечковской), которая в противоположность логико-математической семиотике служит одним из интегрирующих начал современной филологии.