Основные три типа функций знаков препинания:
- Грамматические (синтаксические, формальные, структурные):
1. Выделительная: ,, - - () [] «» всегда парные (н-р, выделение осложняющих конструкций в структуре простого предложения, обращения, междометия, прямую речь, уточняющие члены предложения, вставные конструкции).
2. Разделительная: . ; - : (н-р, при однородных членов предложения, главных и придаточных частей в сложноподчиненном предложении).
3. Отделительная: . … ? ! (знаки завершения, выражают закончен.мысль). одиночные
- Смысловые:
1. Указывают на грамматическое значение предложения (н-р, запятая между частями СП на отношения перечисления)
2. Выражают характер мысли (н-р, конечные знаки – точка, восклицательный знак, вопросительный знак и т.д.).
3. Выражают дополнительную информацию (н-р, скобки при вставных конструкциях, употребление кавычек при использовании чужих слов, слов в переносном значении).
4. Акцентируют внимание на особом смысле выделенных с помощью знаков препинания частей текста (н-р, употребление скобок при вставных
конструкциях).
- Интонационные: требуют определенной интонации.
Парные знаки: их назначение –выделить в тексте особо значимые части (парные запятые, парное тире скобки). Особенно резко вычленяют из состава предложения какую-токонстркуцию скобки.
Такие одиночные знаки, как многоточие, двоеточие и тире, кроме отделительной, выполняют еще и разнообразные смысловые функции. Так, например, многоточие передает недосказанность мысли, недоговоренность или прерывистость речи, затрудненность, или эмоциональность, или многозначительность. Двоеточие – знак, предупреждающий о последующем разъяснении, комментарии. Многочисленные функции выполняет тире: ставится при различных пропусках, передает значение следствия, сравнения, неожиданную смену событий.
Общее понятие факультативности в употреблении знаков препинания, по мнению Д.Э. Розенталя (Розенталь Д.Э. Справочник по пунктуации: Словарь-справочник. – М., 1997. – С. 225), допускает выделение трех случаев:
1) знак собственно факультативный – по схеме «знак – нуль знака» (ставить // не ставить);
2) знак альтернативный – по схеме «или – или» (взаимоисключение знаков);
3) знак вариативный – по схеме «знак на выбор».
К собственнофакультативным можно, например, отнести:
1) знаки препинания при ограничительно-выделительных конструкциях (их обособление не обязательно): Вместо этой бесконечно однообразной равнины (,) хотелось увидеть что-нибудь живописное.
2) знаки препинания при уточняющих обстоятельствах: Встретимся завтра (,) в семь часов вечера.
3) тире для смыслового деления синтагм: Даже переписать – и то нет времени (постановка тире не обязательна, но допустима для выделения синтагм).
К альтернативным знакам можно, например, отнести:
1) запятую при сложных подчинительных союзах (она может расчленять союз или стоять перед всем союзом в зависимости от интонации, лексических условий, смысла):
Я готов с вами встретиться после того как освобожусь.
2) запятую на стыке двух союзов в СПП (она ставится или не ставится в зависимости от того, следует ли за придаточной частью вторая часть союза ТО, ТАК, НО):
Нам сообщили, что если погода не улучшится, экскурсия не состоится. - Нам сообщили, что если погода не улучшится, то экскурсия не состоится.
Альтернативными являются знаки препинания при так называемой синтаксическойомонимии (совпадение лексического состава двух предложений, но с разными смысловыми связями отдельных слов).
Он прочитал письмо молча отошел к окну. – Он прочитал письмо молча отошел к окну.
Он заявил что передал книгу и ждал ответа. – Он заявил что передал книгу и ждал ответа.
Квариативным относятся знаки препинания, заменяющие друг друга в одних и тех же конструкциях. Так, перед присоединительной конструкцией могут стоять и запятая, и тире, и точка, и многоточие.
Вариативными могут быть разные знаки. Например:
1)Там всё иное (? ) язык, уклад жизни, круг людей (Коч.).
2) Это свидетельствует о его дерзости ( ? ) и только.
Авторская пунктуация – это:
1) особенности пунктуационного оформления текстов, носящие индивидуальный характер, присущие тому или иному писателю, в целом не противоречащие принятым в данный период правилам;
2) сознательное отступление автора от действующих норм пунктуации и особое применение знаков препинания в художественных текстах.
В первом значении этот термин отражает общие тенденции в развитии пунктуации, отмечается лишь специфика использования того или иного знака у отдельных авторов.
Так, М.Е. Салтыков-Щедрин (по наблюдениям А.И. Ефимова) широко использовал такой сравнительно редкий знак, как скобки. Для писателя-сатирика скобки были одним из наиболее эффективных средств создания выразительности: использовались для выделения синонимов, «эзоповских» слов, профессионализмов, для разъяснения устаревших слов, для комментариев к именам и фамилиям, включали остроты, анекдоты и т.д. (по подсчетам Ефимова, скобки у Салтыкова-Щедрина выполняли до 40 функций, в то время как в справочниках по пунктуации отмечены только 4-5).
Сознательное же отступление от действующих норм пунктуации отражает индивидуально-авторскую пунктуацию, при этом знаки препинания не связаны жесткими правилами расстановки и всецело зависят от воли пишущего, приобретают стилистическую значимость. Такая пунктуация, в отличие от пунктуации регламентированной, глубже и тоньше связана со смыслом, со стилистикой конкретного текста.
Индивидуально-авторскими, нерегламентированными, могут быть разные знаки:
Общеизвестно «пристрастие» к тире М. Горького: оно встречается у него и в тех случаях, когда этот знак препинания вообще не ставится или рекомендуется другой знак. Например, между подлежащим и сказуемым: Люди – победили (М.Г. ). Я – устал, пойду к себе (М.Г. ). В этих случаях тире усиливает значение главных членов. Народ идет, - красные флаги, - множество народу, - бессчётно, - разного звания (М.Г. ) – запятая и тире для выражения градации.