пользователей: 30398
предметов: 12406
вопросов: 234839
Конспект-online
РЕГИСТРАЦИЯ ЭКСКУРСИЯ

магистратура:
» филология
10 семестр:
» Синтаксис
» РЛ 20 века
» Прикладное языкознание
8 семестр:
» Русская литература 20 века (1/2)
7 семестр:
» Морфология
» Зарубежная литература конца 19-начала 20 века
6 семестр:
» Социальная психология
» МПРЯ
4 cеместр:
» Лексикология
» литература 1-3 19 века
» ИРЯ
» Морфемика. Словообразование (Глоссарий)
» Зарубеж. литература. 17-18 вв.
» Анатомия и физиология
» Педагогическая психология
» морфемика и словообразование
» ЭкСПЕРТИЗА
I семестр:
» СРЛЯ. Фонетика. Фонология.
» введение в языкознание
» Зарубежная литература, Средние века и Возрождение
» Возрастная психология

СЕРАФИМОВИЧ АЛЕКСАНДР


(Попов Александр Серафимович) 
(7(19) января 1863 г – 19 января 1949 г)
 

- известный русский советский писатель, драматург, публицист и журналист, лауреат Сталинской премии первой степени (1943г.), один из основателей русского натурализма, затем яркий представитель социалистического реализма. Вошел в лит-ру в Сереб.веке.

Биография 
Поступив в Петербургский университет, на физико-математический факультет, Серафимович попал в среду революционного студенчества, в кружке познакомился с марксизмом. За участие в революционном движении (вместе с А. И. Ульяновым) и в связи с покушением на Александра III Серафимович был арестован и выслан в Архангельскую губернию. В ссылке в Пинежье написал свой первый рассказ «На льдине» («Русские ведомости», 1889). По окончании ссылки Серафимович жил на Дону под надзором полиции, продолжая свою литературную деятельность. 
Во время мировой войны Серафимович — на фронте, корреспондент «Русских ведомостей». 
В 1918 году вступил в партию большевиков, возглавлял литературный отдел газеты «Известия». 
С ноября 1926 по август 1929 года был главным редактором журнала «Октябрь». Ведёт большую общественную работу: был членом президиума РАПП и т. д.. 
 

«ЖЕЛЕЗНЫЙ ПОТОК» (1921)

В 1924 году в сборнике «Недра» (№ 4) был опубликован «Железный поток», произведение, выдвинувшее Серафимовича в ряды крупнейших «пролетарских» писателей.

Органическим завершением всего предыдущего творчества писателя явилось одно из значительных произведений советской литературы — героическая эпопея «Железный поток». Созданная на основе конкретных исторических фактов (отступление Таманской армии под начальством Ковтюха из Кубани, охваченной контрреволюционным восстанием), она имеет глубокий обобщающий смысл.


«Железный поток» — это только первая часть задуманной Серафимовичем большой работы под названием «Борьба». Отрывки из неё уже печатались в ряде журналов («Новый мир», «Октябрь» и др.). 

В ней отражен процесс превращения анархической стихийной массы крестьянской бедноты под руководством «железного командира» Кожуха в сознательную, спаянную единой целью борьбы за пролетарскую революцию боевую силу, в «железный поток».

Движение армии сопровождалось кровопролитными сражениями. Казалось бы, после такого тяжелого перехода люди должны были ожесточиться, замкнуться в себе. Однако все обстояло совершенно иначе - многотысячная неорганизованная толпа, именно толпа в начале похода, постепенно преобразилась в организованную революционную массу, готовую выполнить любой приказ командира Кожуха. Люди, думавшие в начале похода лишь о личном спасении, поняли главное: смысл их жизни | сложившейся ситуации - в единстве, так как только сообща можно преодолеть опасность. И вот уже "нет взводов, нет рот, батальонов, нет полков, - есть одно неназываемое, громадное, единственное. Бесчисленными шагами идет, бесчисленными глазами смотрит, множеством сердец бьется одно неохватное сердце".

История «железного потока» — это история трудовых крестьянских масс, под руководством партии, в процессе ожесточенной классовой борьбы, осознающих общность и неразрывность своих интересов с интересами пролетариата. 
Характерной особенностью сюжета эпопеи является то, что основу его составляет судьба масс в целом, а не судьбы отдельных героев. Нарастание действия достигается описанием трудностей, препятствий, преодолеваемых Таманской армией. Повторением сцен, ситуаций (напр. сцена митинга в начале и конце похода — гл. II и гл. XI, сцена похорон убитых бойцов — гл. XXXII и гл. XXXIII) Серафимович подчеркивает идейный рост массы. Обрамляющий все повествование пейзаж с доминирующим образом «шумящей реки» также оттеняет идейный смысл произведения. Ту же функцию выполняет и соответствующий подбор метафор, эпитетов, связанных с основным образом «железного потока» (напр., с одной стороны, — «толпа течет бесконечным потоком», «человеческое море», «льется человеческий поток», «выливались воинские массы» и т. д. и т. д.; с другой стороны, — «железные лица», «железное кольцо восставших», «железные шеренги», «железный охват» и т. д.). И чем ближе к концу похода, тем больше закаляется в борьбе армия Кожуха, тем чаще и решительнее употребляется эпитет «железный». Рисуя зрительный и звуковой образ толпы, описывая армию, то в движении, то в ожесточенном бою, то в относительно спокойной обстановке, Серафимович создает реалистически всесторонний целостный образ массы — центральный образ эпопеи. 
Из «текучего потока» Серафимович в целях большей конкретизации выделяет отдельные лица, рисует их с сохранением конкретно-бытовых деталей. Таковы образы бабы Горпины и её мужа. Перелом, который происходит с Горпиной, пробуждение её классового самосознания, пробуждение чувства коллективизма, осознание себя членом единого «потока», типично не только для неё, но и для всей массы в целом. Героиня дважды показана на страницах романа. Вначале она не понимает смысла развернувшихся военных баталий, поэтому открыто выступает против новой власти, ввергнувшей страну в военный хаос. Личное, воплощенное в самоваре, для нее куда важнее развернувшихся жакерии. В порыве ожесточения Гарпина произносит: "Та нэхай ция власть подохне, як пропадэ мий самовар". После окончания трудного похода героиня иначе воспринимает новую власть: "...Та цур ему, нэхай пропадае! Нэхай живе наша власть, наша ридна, бо мы усю жисть горбы гнули та радости не знали...".


Руководителя «железного потока», Кожуха, Серафимович дает, с одной стороны, в плане героически-обобщенного образа вождя (этим вызвано повторение портретных деталей), с другой стороны, в плане реалистически-бытовом (биография Кожуха, особенности его речи и т. д.). Образ Кожуха, олицетворяющего большевистское руководство массой, получился поэтому рельефным. «Железный поток» представляет своеобразное сочетание героически-эпических элементов с лирическими. Синтаксические особенности языка эпопеи — обилие риторических вопросов, анафорическое построение фразы, повторяющийся союз «и» в начале предложения, придающий эпический тон повествованию, инверсированная речь, употребление слов, характерных для литературно-книжной, высокой лексики, — все это создает торжественный тон, свойственный жанру героической эпопеи. 
Эпопея насыщена лиризмом. Лирическими интонациями богата авторская речь — то восторженная, то элегически грустная; обильно использованы лирические рефрены, главным образом связанные с пейзажем. Но этот лиро-эпический, проникнутый пафосом характер произведения осложняется широким использованием сниженно-бытовых элементов повествования — образов, речи. Не только в диалогах, но и в речи самого автора встречается ряд вульгаризмов: «Заревели быками казаки, кинулись с говяжьими глазами в кулаки». Серафимович сумел передать романтическую героику гражданской войны и одновременно придал произведению обобщающий смысл. Героизированный образ Кожуха имеет типическое значение: он воплощает в своем лице типичные черты командира-большевика, органически спаянного с массой, организующего её в единое целое, руководящего ею. Отдельные эпизоды из похода Таманской армии вырастают в типически-обобщенные события и факты из истории гражданской войны. Именно о реалистическом характере «Железного потока» писал красный командир Ковтюх — реальный прототип Кожуха: «Главное достоинство повести — беспощадная, спокойная, суровая правда, пронизывающая строки. Читаешь и чувствуешь какой-то железный костяк, соединяющий в одно целое добротное мастерство, высшую художественную мудрость с напряженностью и убедительностью… Отсюда и вытекает правдивость этой художественной летописи и её классовая сущность. Здесь нет прикрас. Здесь прямой показ неизбежно совершающегося». 
Замысел писателя в романе «Железный поток»: изобразить процесс превращения под руководством вождя стихийной массы, толпы в народ, в боеспособную армию.

Кожух:

Описание внешности Кожуха (гл. 2) — это портрет “корявого” низкорослого мужика с “маленькими серыми глазками”, с выделяющимися “четырёхугольными челюстями”. У него, как у щедринского Угрюм-Бурчеева, — несокрушимая непреклонность, которую окружающие отчаявшиеся люди соотносят с остро необходимой теперь волей и силой.

Биография Кожуха (гл. 7) — это суровый путь выживания общественного пастушонка, благодаря сметливости ставшего мальчиком в лавке и овладевшего грамотой, затем великолепного пулемётчика и ценой невероятного, “бычьего” упорства с третьей попытки обучения в школе прапорщиков выбившегося в офицеры.

Характеристика героя, данная автором (гл. 7):

Кожух замечен на турецком фронте благодаря своей невиданной храбрости. Кося людей, как траву, и видя бегущую “в полколена” горячую кровь, он думал о “царе, отечестве, православии”, как в тумане; отчётливо о том, как ему “выбиться в офицеры”, ради чего спокойно, с каменными челюстями, по-хозяйски косил людей.

Значит, убеждения его не поднимались выше вопросов карьеры.

Главное чувство героя — ненависть к офицерам, не принявшим его в свой круг. Именно ненависть — исток холодного бесстрашия Кожуха. Поэтому после Октября он с отвращением закинул погоны, чтобы разомкнуть пустой круг, отделивший его от своих — от солдат.

Итак, ненависть, храбрость, стремление к карьере (власти) — вот основа личности Кожуха.

Избрание Кожуха командиром и его первое обращение к людям (гл. 2) показали, что речь его немногословна, скупа. Это провозглашение очевидных первостепенных задач: перестроить армию, обеспечить железную дисциплину. Возражений народа против этих требований не было.

Более показательно второе выступление вожака: на похоронах погибших товарищей. Это заявление малограмотного человека, с часто повторяющимся вводным предложением “Я хочу сказать”, но оно политически выдержанно, доступно массе, так как воспринимается как своя, родная, ясная речь, в ней точно переданы чувства всех и каждого, нет ничего неуместного.

Деятельность вождя Кожуха заключалась прежде всего в его ожесточённой борьбе со стихийными инстинктами толпы, побеждёнными такими тактическими приёмами, как:

а) игнорирование провокационных, подстрекательских разговоров (гл. 17);

б) преодоление недоверия к нему бывших офицеров и своих командиров (гл. 17);

в) нарастающее умение убеждать людей и одновременно отчуждение от своих, от всех, установление диктатуры военной дисциплины и единоличной власти (гл. 17);

г) подавление бунта голодных матросов с помощью пулемётной очереди поверх голов (глаза у Кожуха здесь как “два волчьих огонька”) (гл. 19);

д) беспощадность в решении продовольственной проблемы: мародёрство, грабёж народа независимо от национальности (гл. 20).

Вся руководящая деятельность Кожуха подчинена законам военного времени, один из которых — “цель оправдывает средства”.

Прорыв армии через горы (гл. 35) показал нерешительность Кожуха из опасения уничтожения таманцев казаками, и тогда “в славе, которая должна осенить будущее Кожуха как спасителя десятков тысяч людей, это истребление будет меркнущим пятном”.

Признание армией вождя (гл. 40) — следствие заслуг Кожуха: вожак страдал, как и все (почернел и исхудал до самых костей, босяк в разбитых опорках), произносит прочувствованную речь о том, что каждым пережито и всех объединяет (и строит своё выступление более грамотно, чем в первый раз); цель достигнута, так как путь закончен, Таманская армия вышла в степь, к советской власти.

Кожух теперь — батько, за него готовы головы сложить, его несут на руках, ему кричат “ура” и произносят слова покаяния, видят вдруг, что глаза у него “сини”, его теперь все любят.

Действие романа происходит после революции 1917 года, во время гражданской войны.

Огромный людской поток — не то табор переселенцев, не то армия — входил в казацкую станицу. Только женщины и дети. На кургане возле ветряков митинг. Народ кричит, бунтует, хочет расходиться, но некуда — вокруг враги. Человек с железными челюстями пытается уговорить, но на него замахиваются штыком, слышится крик: «Бей их!». Внезапно всё смолкло. Подскакал верхом человек весь в крови: «Казаки идут!». Стали выбирать командира. Выбрали железного Кожуха.

Решают куда идти. Командиры предлагают занять Новороссийск и там отсиживаться. Кожух решил: дойти до Туапсе, по шоссе перевалить через главный хребет и соединиться с главными силами. С Кожухом не согласны, каждый убеждён в своей правоте.

Анка, девушка красивая, статная, жениться бы на ней. И сразу же проступает тонкая, нежная шейка девушки — гимназистки; голубые глаза, белое платье. Невеста, которую он никогда не видал, но которая где-то есть. Отвернулся Приходько от Анки, пошёл дальше. Под одной из телег молодая мать воркует над ребёнком. Сколько любви и радости в её голосе. У каждого своё. Приходько доложил Кожуху и лёг спать.

Ночью напали казаки. Кожух сидит перед хатой, лицо спокойно-железное, отдаёт приказы. Он видит, как послушно и гибко выполняют приказы солдаты, как точно приводят в исполнение его распоряжения командиры. Обоз начал отступать через мост, и вскоре покинул станицу. Мост за собой разрушили.

Богата Кубань и землёй, и недрами своими. Хозяева здесь — казаки. Не сами пришли — пригнала их сюда царица Катька, разрушила вольную Запорожскую Сечь. Потом потянулись на Кубань гонимые нуждой люди. И стали переселенцы батраками у казаков. В октябре что-то произошло в далёкой России, и повалили полки с турецкого фронта. А на Кубани уже Советская власть, и летят головы с офицеров. Потом пришла пора делить землю, и потемнела Кубань, разгорелась междоусобная война.

Отстроили заново мост, быстро переходят его казацкие войска — спешат догнать красного врага.

Двигаются, скрипя, бесконечные обозы. Не в первый раз так поднимаются переселенцы, но теперь это тянется слишком долго, кончается хлеб. Выделяясь стройными рядами, фигурами в черкесках, едет на добрых конях колонна кубанских казаков — не враги, а революционеры, казачья беднота.

Любовно смотрит на эту толпу Кожух, ведь он один из них. С шести лет — общественный пастушонок. Потом мальчишкой в лавке у кулака — потихоньку и грамоте выучился. Потом война, турецкий фронт. Кожух — великолепный пулемётчик. За невиданную храбрость его послали в школу прапорщиков. Он с бычьим упорством одолел учёбу — и срезался. Вокруг смеялись: тупая скотина в офицеры лезет. Его возвратили в полк как неспособного. И одна цель — выбиться в люди. Кожуха во второй раз посылают в школу прапорщиков — офицеров нехватка, а его солдаты любят, для них он свой. Учиться трудно было, издевались, резали на ответах, хотя отвечал правильно. И отослали в полк за неспособностью. Его в третий раз посылают в школу. И добился — презрительно выпустили прапорщиком. Вернулся в полк — на плечах золотые погоны. Поблёскивавшее на плечах отделило от солдат, а к офицерам не приблизило. Вокруг Кожуха замкнулся пустой круг. Он спокойно, каменно ненавидел и презирал офицеров. И вдруг нахлынула революция. Кожух с отвращением сорвал с плеч погоны и вернулся домой. В станицах, в хуторах, в сёлах — Советская власть. Следы с таким трудом добытых погонов жгли плечи. Потом закипела Кубань — и Советскую власть смахнуло. И едет теперь Кожух посреди обоза.

На последней станции перед горами сбились десятки тысяч людей. Подошёл и Смолокуров со своей колонной. Никто не хотел идти дальше, но колонна Кожуха выступила — и все кинулись следом. И поползла в горы бесконечная живая змея. Шли всю ночь. Утром вышли на перевал. Внизу неясно белел город, а за ним — море.

Немецкий комендант, пребывавший на броненосце «Гебен», заметил непредусмотренное движение в городе. Отдал распоряжение, чтобы обоз остановился, но пыльная серая змея неспешно уползала. В этот нескончаемый поток с матерной руганью стал вливаться другой поток гружёных повозок. На них виднелись матросы. Комендант, не дождавшись остановки, дал залп по обозу, потом второй. Взрывом перевернуло телегу Анки, пала лошадь. У молодой матери убило ребёнка. Высоко на перевале показались люди, лошади. И тотчас же там ахнуло четыре раза. То там, то тут стали падать со стоном люди, лошади, коровы, но змея всё равно ползла не размыкаясь. Длинный хобот орудия на броненосце поднялся, ахнул огромным языком пламени, и грохнуло там, у перевала. Оттуда начали стрелять по броненосцу. «Гебен» вышел из бухты, развернулся и взорвался с оглушительным грохотом. От нечеловеческого сотрясения расселась земля, по всем улицам появились искалеченные люди, похожие на мертвецов, поползли вслед за обозом. Их не берут — нечем кормить. Обоз уходит, а с противоположной стороны в город входят казаки.

Народ начал роптать, матросы подливали масла в огонь, размахивая револьверами, призывали к бунту против Кожуха, поминали его офицерское прошлое. Ночью остановились. Зажглись огни костров, слышался говор, смех, звуки гармошки. На одной из повозок страшная, молчаливая женщина держит на руках труп ребёнка. Надо бы похоронить — не отдаёт. Побежали за мужем, Степаном. А вокруг люди едят, спят, поют, пляшут, рассказывают. Ходят по лагерю матросы, подбивают на бунт, но мужики их не слушают, смеются. Прибежал Степан, забрал, похоронил сына.

Наконец все заснули, только светится окно богатой виллы. Там Кожух склонился над огромной картой Кавказа. Ему говорят, что людей загнали, что нечего есть, но Кожух твердит одно: «Надо идти — в этом спасение». После долгих споров подписали приказ: за нарушение дисциплины, неподчинение приказу — расстрел.

Утро. Обоз идёт уже давно. Вторая и третья колонны далеко отстали. Когда останавливались на ночлег, всё также ходили между кострами матросы, но люди уже не смеялись — прислушивались. И точно также на пустой даче собрался командный состав всех колонн, не было только Кожуха. Каждый из них считал себя призванным спасти этих людей, но никто не знал, как. Наконец решили выбрать начальника над всеми колоннами. Выбрали добродушного, но упрямого богатыря Смолокурова. Сразу всем стало ясно: кругом виноват Кожух. Он заставляет всех идти за собой. Смолокуров решил идти короткой дорогой через хребет. Послал приказ Кожуху, но он уходил всё дальше и был недосягаем. Смолокурову ничего не оставалось, как идти следом.

На следующем привале к Кожуху огромной толпой пришли матросы требовать провианта. «Становитесь в ряды армии, зачислим на довольствие», — спокойно ответил им Кожух. Вдруг матросы бросились со всех сторон на повозку Кожуха. Пулемёт в повозке засверкал, но ни одна пуля не задела людей, а только страшно зашевелил ветер смерти матросские фуражки. Все кинулись врассыпную. Лагерь затих.

Прискакал разведчик, доложил: впереди казаки. Кожух попытался отделить обоз с бабами и детьми от основного войска, чтобы не мешали, но ничего не вышло. И снова все шли как попало по шоссе, ныряя иногда в лес и набивая животы дикими яблоками, кислицей и неспелой кукурузой.

Дорогу преградил мост. За мостом — враги, по бокам горы, идти можно только вперёд. Кожух отдал приказ казацкому отряду: взять мост с маху. И взяли. Грузинские части за мостом бросились уходить, но удрать успели только офицеры.

Шоссе потянулось узким коридором — по бокам стиснули скалы. Есть нечего. За поворотом ущелье раздалось. Горный массив загораживал путь, а на самом верху — окопы противника. Пройти нельзя — обстреливают пулемётами. Кожух не знает, что делать. Тут к нему подошли двое. Они встретили в лесу русских, которые взялись провести обоз в обход, горными тропами. Кожух послал все три эскадрона, отдал приказ: обойти с тыла, ворваться в город, всех уничтожить.

Молодой, красивый грузинский князь, полковник Михеладзе, сам выбрал этот пост. Это он отсечёт голову ядовитой гадине, которая ползёт по побережью. Нестерпимо звериный рёв взорвал всё кругом. Полковник побежал, как заяц, а в голове одно: спастись любой ценой. Не спасся — зарубили шашкой.

Обоз заполз в город. Есть всё: одежда, лекарства, боеприпасы; нет только еды. Начали грабить город, но Кожух быстро это пресёк, заставил сдать всё награбленное в общее пользование.

Бесконечно извивающаяся змея вновь поползла в горы, к перевалу, чтобы сползти снова в степи, где хлеб и корм, где ждут свои. К вечеру леса кончились, потянуло холодом с гор. Вдруг с неба хлынул мощный поток воды, изредка озаряемый белыми вспышками молний. В ту ночь погибло много людей. А на утро — дорога, жара, скалы. Дети уже не плачут — нет сил. Когда лошадь падает, матери несут детей на руках, а если их много — оставляют в телеге и уходят не оглядываясь. Наконец перевал. Шоссе петлями пошло вниз.

Кубанец из разъезда донёс: верстах в тридцати впереди, за речкой, казаки роют окопы. Кожух решил обойти их по просёлку. Люди шли огромной толпой, слышались солёные шутки, орал граммофон. Вдруг всё смолкло: на ближних телеграфных столбах висело четыре трупа — один из них женский. На бумаге, прибитой к первому столбу, было написано, что это — казнённые большевики. Гул шагов зазвучал ровно и мерно, как будто шёл один человек, и все сердца забились, как одно. Часть за частью подходит к тем столбам, и из орды превращается в армию, в железный поток, и идёт, всё больше ускоряя шаг.

У выхода шоссе из гор жадно ждут казаки. У них сведенья, что банды с гор везут с собой несметно-награбленные богатства. Но не люди, а дьяволы навалились на казаков. Бросились казаки врассыпную, а когда встало солнце, ни одного из них не было в живых. Кожух доволен: армия в руках у него, как инструмент, послушный и гибкий. Ночью опять штурм, и опять бегут казаки. Станица занята.

Казаки были разбиты, но Кожух не трогался с места — ждал отставшие колонны. Казаки собирали силы, а у Кожуха кончались боеприпасы. Кожух собирает совещание, не хочет брать ответственность на себя.

На совещании решили: идти дальше не дожидаясь отставших. Кожух отдал приказ — готовиться к прорыву. Перед самым прорывом подошла колонна Смолокурова. Прорыв произошёл с дьявольской силой. Генерал Покровский собрал остатки армии и повёл на Екатериноград, совершенно очистив «босякам» дорогу.

Напрягая все силы, идёт железный поток. Казачьи части без выстрела расступаются, освобождая дорогу. Цель одна — догнать своих, но красные части быстро уходят, сжигая за собой мосты. Тогда Кожух решил послать вперёд гонцов на трофейном автомобиле. Вызвался молодой Селиванов, взял с собой двух солдат. На предельной скорости домчались до расположения красных. Командиры не поверили Селиванову, зачитали перехваченную радиотелеграмму генерала Покровского к генералу Деникину. В ней сообщалось, что с моря идёт неисчислимая орда босяков, всех сметая на своём пути — и белых, и красных. Именно поэтому красные взрывали за собой мосты. Не поверили, но, всё таки, решили проверить, и едет машина обратно в сопровождении кавалерийского эскадрона.

На следующее утро встретились две армии. Одна — оборванная, но стоящая железным строем, а другая — сытая и одетая, но разболтанная, деморализованная. Кожух забрался на повозку и произнёс речь. Слёзы потекли по обветренным лицам, и всем стало ясно, за что они бились, голодали, теряли детей. Не только за то, чтобы спасти свою жизнь, но за Советскую власть. К повозке Кожуха прорвались матросы, покаялись, попросили прощения, нарекли Кожуха «батькой». До самого вечера говорили ораторы. Люди узнали о Красной армии. У всех нарастало ощущение неразрывности с той громадой, которая зовётся Советской Россией.

 


25.06.2018; 12:36
хиты: 124
рейтинг:0
Гуманитарные науки
литература
русская литература
для добавления комментариев необходимо авторизироваться.
  Copyright © 2013-2024. All Rights Reserved. помощь