пользователей: 30398
предметов: 12406
вопросов: 234839
Конспект-online
РЕГИСТРАЦИЯ ЭКСКУРСИЯ

магистратура:
» филология
10 семестр:
» Синтаксис
» РЛ 20 века
» Прикладное языкознание
8 семестр:
» Русская литература 20 века (1/2)
7 семестр:
» Морфология
» Зарубежная литература конца 19-начала 20 века
6 семестр:
» Социальная психология
» МПРЯ
4 cеместр:
» Лексикология
» литература 1-3 19 века
» ИРЯ
» Морфемика. Словообразование (Глоссарий)
» Зарубеж. литература. 17-18 вв.
» Анатомия и физиология
» Педагогическая психология
» морфемика и словообразование
» ЭкСПЕРТИЗА
I семестр:
» СРЛЯ. Фонетика. Фонология.
» введение в языкознание
» Зарубежная литература, Средние века и Возрождение
» Возрастная психология

2. Теория частей речи в современном русском языке. История изучения. Принципы выделения частей речи.

В русском языкознании учение о частях речи возникло под влиянием античных грамматик. Однако уже в первых русских грамматиках содержатся поиски путей совершенствования этого учения, чтобы оно лучше отражало особенности русского языка.

Впервые на обширном материале русского языка части речи были подвергнуты глубокому анализу в «Российской грамматике» (1755) М. В. Ломоносова. Ломоносов выделял 8 частей речи: две главные или знаменательные (имя и глагол) и шесть служебных (местоимение, причастие, наречие, предлог, союз, междометие)
А. X. Востоков, развивая учение М. В. Ломоносова, в самостоятельную часть речи выделил в «Русской грамматике» (1831) имена прилагательные (в грамматике Ломоносова они составляли с существительными единый класс имен). А. X. Востоков вывел из состава частей речи причастия, которые он рассматривал как особый разряд прилагательных. В прилагательных А. X. Востоков различал 5 групп: качественные, притяжательные, относительные, числительные (количественные и порядковые) и прилагательные действенные, т. е. причастия. 
В труде Г. П. Павского «Филологические наблюдения над составом русского языка» (1841—1842) содержатся ценные соображения о грамматической природе глагола, местоимений и других частей речи. Г П. Павский обосновал грамматическую самостоятельность имен числительных. 
В становлении учения о частях речи важное место занимает «Опыт исторической грамматики русского языка» (1858) Ф. И. Буслаева, «Из записок по русской грамматике» (т. II, 1888) А. А. Потебни. Справедливо критикуя Ф. И. Буслаева, который относил местоимения и числительные к служебным словам, А. А. Потебня глубоко раскрывает грамматическую сущность этих частей речи. 
Существенный вклад в учение о частях речи внесли Ф. Ф. Фортунатов, А. А. Шахматов, А. М. Пешковский, Л. В. Щерба, В. В. Виноградов и др. 
Опираясь в основном на формальные показатели, Ф.Ф. Фортунатов в составе частей речи выделял полные слова (глаголы, существительные, прилагательные, инфинитив, причастие, наречие, деепричастие), которые он делил на спрягаемые, склоняемые и несклоняемые, частичные слова (предлоги, союзы, связки, частицы, модальные слова), междометия («Сравнительное языковедение», 1901—1902). 
Подробно охарактеризованы все классы слов в «Синтаксисе русского языка* (1941) А. А. Шахматова, который полагал, что части речи проявляют себя лишь в синтаксисе. Он различал слова знаменательные (существительные, прилагательные, глагол, наречие), незнаменательные (местоимения, числительные, местоименные наречия), служебные слова (предлоги, союзы, частицы, связки, префиксы), междометия. 
В системе частей речи А. А. Шахматова очень широко очерчены границы наречий. 
В эту часть речи включены модальные слова, слова категории состояния и даже отдельные междометия. 
В уточнении состава частей речи и разработке принципов их классификации большая заслуга принадлежит Л. В. Щербе. Свои взгляды на части речи он изложил в статье «О частях речи» (1928). При характеристике частей речи Л. В. Щерба учитывал как лексические значения, так и грамматические свойства слов. Опираясь на совокупность лексических и грамматических показателей, он предложил выделить в особую часть речи слова категории состояния. По мнению Л. В. Щербы, самостоятельную часть речи составляет и связка (быть). 
Исключительно важную роль в формировании современных представлений о частях речи, определении их границ сыграли исследования В. В. Виноградова, особенно его книга «Русский язык» (1947). Усилиями В. В. Виноградова в современном языкознании утвердился комплексный подход к распределению слов по частям речи, к характеристике частей речи. 
В.              В. Виноградов выделяет 4 основные «грамматико-семантические категории слов»: 1) слова-названия (имя существительное, имя прилагательное, имя числительное, глагол, наречие, категория состояния). К ним примыкают местоимения; 2) связочные, т.е. служебные, слова (частицы-связки, предлоги, союзы); 3) модальные слова; 4) междометия

В. А. Богородицкий в учении о частях речи исходил из методологических принципов И. А. Бодуэна де Куртенэ, который отмечал, что "наиболее целесообразною характеристикою языков была бы их характеристика по общим морфологическим и семасиологическим чертам". В. А. Богородицкий различал в грамматике морфологию и синтаксис как самостоятельные разделы и считал, что "морфология группирует... слова по характеру их значения и формы в те наиболее крупные разряды, которые известны под названием частей речи". Он обращал внимание на соподчинение одних частей речи другим, а при распределении частей речи "смешивал" принципы классификаций: 1) морфологический; 2) синтаксический; 3) семасиологический.

Классификация В. А. Богородицкого дает распределение слов в единстве формы и содержания и представляет собой классификацию частей речи во взаимодействии грамматики и семантики. Слова подразделяются им на "слова с собственным значением" (т.е. обозначающие те или иные понятия: имена существительные, личные местоимения, имена прилагательные, причастия, имена числительные, определительно-указательные местоимения, наречия, деепричастия) и "слова без собственных значений" (т.е. сами по себе не обозначающие понятий: предлоги, союзы и частички). Это различение имеет содержательный признак – изменяемость, которая понимается достаточно широко. Например, наречие умно рассматривается как слово с собственным значением, носителем которого служит основа, соединяющаяся с соответствующим окончанием. Тем самым некоторые суффиксы трактуются как окончания в силу их формообразующего характера. Кроме того, содержание "слов с собственным значением" и "слов без собственного значения" обнаруживает различие в синтаксисе.

Другим признаком, устанавливающим "ранговые" отношения между частями речи, является признак "самостоятельности – подчиненности", который действует, релевантен в группе знаменательных частей речи: "...одни слова более самостоятельны, другие же подчиняются им, так как служат определением их". В содержательном плане это различие проявляется в том, что "самостоятельные слова с собственным значением" отражают мир в форме мысли], а "подчиненные слова с собственным значением" способствуют распространению самостоятельных слов, тем самым отражая действительность, но только в комплексе с основными элементами мысли.

Содержание различий между самостоятельными и подчиненными "словами с собственным значением" обнаруживается в грамматической системе языка. Различия имеют формальный, семасиологический и грамматический (морфологический и синтаксический) характер.

Формальные различия в синтаксическом отношении проявляются в том, что "самостоятельные слова с собственным значением" являются главными членами предложения, между которыми устанавливается и особая связь – координация, а "подчиненные слова с собственным значением" функционируют в качестве второстепенных членов и находятся в подчинительной связи с главными членами предложения. К числу "самостоятельных слов" относятся имя существительное, личное местоимение и глагол; в число "подчиненных слов" входят имена прилагательные, причастия, имена числительные, определительно-указательные местоимения, наречия и деепричастия.

Разграничение внутри группы "самостоятельных слов с собственным значением" обусловливает соответствующее членение в группе "подчиненных слов с собственным значением".

В семасиологическом отношении слова противопоставлены на предметы (или "личные указания предметов") и действия[62]

В морфологическом плане различия проявляются в характере словоизменения: имена "существительные, как названия предметов, и местоимения, как личные указания предметов... изменяются для показания отношений предметов к действиям и между собою, и такое изменение называется склонением; глагол же изменяется для показания способа и времени действия, а также для показания отношений действия к подлежащему известного лица и числа, и такое изменение называется спряжением".

В синтаксическом отношении различение имени существительного и глагола обусловливает координационную связь между ними. "Подчиненные слова" распадаются на две группы: относящиеся к существительному и относящиеся к глаголу. Части речи, являющиеся придаточными к имени существительному, служат для определения последнего: а) относительно качества; б) относительно числа; в) относительно указания.Соответственно "подчиненные слова" распадаются на имена прилагательные (а также причастия), имена числительные и определительно-указательные местоимения. В качестве формального признака выделяется согласование с именами существительными. В морфологическом отношении они характеризуются как изменяемые (склоняемые), поскольку наречия рассматриваются Богородицким как "аналогичные, по неизменяемые определения" к глаголу. В синтаксическом плане отличие глагола от наречия (и деепричастия) проявляется в особом виде подчинительной связи, примыкании – в силу морфологической неизменяемости.

В семасиологическом аспекте различия имени существительного и личного местоимения имеют формальное обоснование: "...отсутствие категории рода в личных местоимениях 1-го и 2-го лица и некоторые особые падежные окончания".

Таким образом, классификация частей речи у В. А. Богородицкого учитывает единство семасиологических и грамматических характеристик частей речи; понятия о частях речи становятся более полными, содержащими, кроме смысловых различий, еще и формальные.

Унаследовав лингвистическое прошлое и развив научные концепции А. А. Шахматова и Л. В. Щербы, академик В. В. Виноградов установил следующую систему частей речи, ставшую традиционной: 1) имя существительное; 2) имя прилагательное; 3) имя числительное; 4) местоимение – "особая" часть речи; 5) наречие; 6) категория состояния; 7) глагол; 8) частицы; 9) предлоги; 10) союзы; 11) модальные слова; 12) междометия. Идеи, высказанные им в "Грамматическом учении о слове", получили дальнейшее развитие в современных теориях (П. А. Лекант, М. В. Панов, E. С. Кубрякова, А. Л. Шарандин и др.)


10.01.2018; 17:20
хиты: 212
рейтинг:0
Гуманитарные науки
лингвистика и языки
филология
для добавления комментариев необходимо авторизироваться.
  Copyright © 2013-2024. All Rights Reserved. помощь