Впервые заговорил о природе ролевого поведения У.Джеймс в своей теории субличности: 1.Ярким подтверждением деления чел-ка на несколько личностей явл-ся чувство дизгармонии.Когда кто-нибудь боится выставить себя перед одним знакомым в том свете в котром он представляется другим.2.Если было возможно,то никто из нас не отказ-ся бы быть сразу красивым,здоровым,прекрасно одетым человеком,силачом,богачом... и просто святым человеком.3.Собственно говоря,у чел-ка столько субличностей,сколько индивидов признают в нем личность,и сколько имеется различных групп людей,мнением котрых он дорожит. Так же одним из первых обратил внимание на этот феномен К.Г.Юнг.Во всем многообразии разыгр-ых ролей Юнг выделил одну главную-персону.Персона-это маска,это коллек.-соц-но природное искусственная личность,которая облегчает индивидууму вхождение в социум.Персона помогает завоевывать титулы,звания,приобретать свое "имя".Это удобная форма существования,расчитанная на то чтобы производить на других нужное впечатление. Персонификация:Это когда социум ожидает от индивидуума,что тот,кто явл-ся священником будет не только выполнять свои должностные обязанности,но и в любое время,при любых обстоятельствах останется священником.Но личность всегда богаче персоны,и увлеченность лишь своей персоной(полная персонификация)грозит нервными срывами или бурной психосоматикой.Личность не может быть одномерной,она как минимум трехмерна(персона,тень,самость).Тень-это животная природа чел-ка;это всенаши вредоносные асоциальные импульсы."В какой мере чел-ек призная в себе свою животную природу,в такой степени он сможет освободит-ся от ее влияния" Самость рассматривается как центр целостного субъекта, охватывающий и сознательную, и бессознательную сферы его психики: "Самость - не просто какое-то понятие или логический постулат, но психическая реальность, которая осознается лишь частично, в остальном же включает в себя также и жизнь бессознательного, а потому является непредставимой и выразимой лишь через символы".
Роберто Асоджоли в своем труде "Психосинтез" пришел к выводам:Основной тип идентификации связан с главной функцией или ролью выполняемой в жизни.Например,девушка принимающая участие в конкурсе красоты,идентифицирует себя с красотой своего тела.Самоидентификация спортсмена явл-ся (сила) его тело.Многие идент-ют себя с конкретной профессией,должностью,третий иден-ет себя со своей эмоц-ой жизнью.Меньшую группу составляют люди отождест-щие себя с силой разума.Женщинам часто свойственна самоидент-ия в роли жены и матери.Во всех перечисленных случаях,индивид понастоящему не знает и не осознает себя.Самоидент-ия по типу роли обрекает чел-ка на прах,т.к. красивая девушка стареет,мышечная масса спортсмена теряет упругость,и даже роль матери не вечна.Все это может послужить причиной сложных кризисов,такой чел-ек может чувствовать себя потерянным,ненужным,это может становиться трагедией и даже привести к суециду.Вывод:чел-к должен стараться проявлять себя во всем многообразии своей личности,принимать в себе все субличности и уметь деидентифицироват-ся с выполняемыми ролями.