пользователей: 30398
предметов: 12406
вопросов: 234839
Конспект-online
РЕГИСТРАЦИЯ ЭКСКУРСИЯ

магистратура:
» филология
10 семестр:
» Синтаксис
» РЛ 20 века
» Прикладное языкознание
8 семестр:
» Русская литература 20 века (1/2)
7 семестр:
» Морфология
» Зарубежная литература конца 19-начала 20 века
6 семестр:
» Социальная психология
» МПРЯ
4 cеместр:
» Лексикология
» литература 1-3 19 века
» ИРЯ
» Морфемика. Словообразование (Глоссарий)
» Зарубеж. литература. 17-18 вв.
» Анатомия и физиология
» Педагогическая психология
» морфемика и словообразование
» ЭкСПЕРТИЗА
I семестр:
» СРЛЯ. Фонетика. Фонология.
» введение в языкознание
» Зарубежная литература, Средние века и Возрождение
» Возрастная психология

3. Становление и развитие социальной психологии за рубежом и в России.

История развития социальной психологии за рубежом

Выделяют три основных этапа.

Первый этап – становление социальной психологии как науки – длился с середины XIX в. по 1908 год. Определяется предмет изучения и основные проблемы. Издаются первые фундаментальные работы по основным вопросам социальной психологии. На этом этапе решение и теоретический анализ социально-психологических проблем привлекают внимание специалистов различного профиля: психологов, социологов, философов, филологов, этнографов и т. п.

В это время появились первые теоретические концепции в области социальной психологии. К ним относят: психологию народов, психологию масс и психологию инстинктов социального поведения.

Теоретическая концепция «психология народов» возникла в Германии. В 1859 г. филолог Штейнталь и философ Лацарус выпустили «Журнал психологии народов и языкознания». Позднее к ним присоединился В. Вундт, который продолжил развивать концепцию психологии народов. Он рассматривал коллективную психику как сочетание индивидуальных психических состояний людей в определенных условиях и считал, что необходимо изучать те явления общественной жизни, которые невозможно объяснить, исходя только из особенностей сознания индивида. Вундт выделил три таких основополагающих явления: язык народа, его мифы и обычаи (Вундт В., 2001).

Язык весьма существенно влияет на психологию народа, поскольку он содержит в самой общей форме живущие в духе народа представления. Анализ различных языков как социально-психологических знаковых систем данного этноса показывает, что разница между ними достаточно существенная. Наиболее важным для системы индивидуальных представлений является язык, на котором человек думает, хотя знание других языков вносит значительный вклад в расширение представлений человека об окружающем мире. Любой язык имеет слова, не имеющие аналогов в других языках. Кроме того, любой язык имеет свои особые формы выражения представлений, например, в виде фразеологизмов. Рассматривая язык как уникальную знаковую систему, которая задает интерпретацию явлений окружающего мира, можно заметить, что он является необходимым условием понимания психологии данного народа по сравнению с другими.

Социально-психологическое значение мифов заключается в том, что они несут в себе первоначальное представление в виде контекста восприятия, а также чувства и влечения, связанные с представлениями. Мифы включают в себя не только фантастические представления человека о мире, но также и ценности, идеалы, долженствования. Они возникают на ранней стадии развития человеческого сообщества и транслируются через сказки, былины, любые художественные представления, имея широкое распространение в обществе как на уровне общественного, так и на уровне индивидуального сознания. Мифы часто определяют психологическую потребность человека видеть вещи в определенном свете. Мифы передаются всей культурой общества, определяя мифологические представления людей, формируя их установки, влияя на вкусы и знания о том, что является хорошим или плохим.

Обычаи представляют собой способы поведения, которые являются наиболее типичными в стандартных социальных ситуациях у данного народа. На уровне бытовой психологии их можно охарактеризовать фразой: «У нас так принято…». Они регулируют поведение человека в различных ситуациях, но наиболее строгий контроль обычая можно наблюдать в жизненно значимых для человека событиях: во вступлении в брак, при рождении ребенка, похоронах.

Значение исследований психологии народов заключается в том, что они поставили вопрос о необходимости изучения особых факторов социальной психики, влияющих на поведение конкретного человека. Психология народов послужила первоосновой для развития этнопсихологии.

Теоретическая концепция «психология масс» развивалась во Франции почти одновременно с теоретической концепцией «психология народов». Основатели данного направления – Г. Тард и Г. Лебон. Г. Тард рассматривал общество как своеобразную аудиторию, воспринимающую информацию. Источником информации, способствующей прогрессу общества, является элита. Элита, по мнению Тарда, это составная часть общества, в которую входит высший, привилегированный слой, осуществляющий функцию управления. Общество развивается благодаря двум основным механизмам: механизму открытия, когда кто-нибудь открывает новый способ выполнения действий, дает объяснение непонятным явлениям (характерно для элиты), и механизму подражания – большинство людей «развивается», перенимая друг у друга те или иные элементы поведения и деятельности. Психологическое состояние общества изучалось в зависимости от доминирующего влияния на него либо элиты, либо массы. При этом считалось, что если ведущая роль принадлежит элите, то можно говорить о прогрессивности общества, если массам, то о его регрессивности.

Г. Лебон (1995) изучал поведение толпы. Он сделал попытку проанализировать изменение некоторых психических процессов и поведение индивида под влиянием толпы.

1. Повышается внушаемость человека. Резко падает критичность, информация воспринимается без доказательств, что способствует эффективному воздействию, в том числе и преступных идей.

2. Снимается ответственность за свое поведение. Поведение отдельного человека в толпе анонимно, поэтому возникает феномен, названный социальными психологами «диффузией ответственности».

3. Усиливается потребность в простых решениях. Толпа не способна на созидание, не способна принимать сложные решения.

4. Происходит деперсонализация личности. Человек утрачивает многие свои положительные качества. Так, вероятность помощи человеку обратно пропорциональна количеству свидетелей его трудностей.

5. Повышается эмоциональность личности. Осмысление ситуации происходит крайне медленно. Усиливается общая сензитивность (чувствительность) человека, что, в свою очередь, способствуют усилению механизмов влияния в стихийных группах: внушению, заражению и подражанию.

Концепции психологии масс, разрабатываемые Г. Тардом и Г. Лебоном, содержали в себе важные социально-психологические закономерности взаимодействия людей в толпе, отношения массы и элиты, влияния средств массовой культуры на общественное сознание и сознание конкретного индивида.

Теоретическая концепция «Психология инстинктов социального поведения» У. Мак-Дугалла зародилась в Англии. Она разрабатывалась под влиянием эволюционной теории Ч. Дарвина. Мак-Дугалл полагал, что механизмы социального поведения у человека и животных тождественны. Социальные явления объяснялись им с биологических позиций, в связи с чем его теория получила название биологизаторская. Основная идея заключалась в том, что причины социального поведения человека связаны с врожденными инстинктами. Каждому чувству, по мнения Мак – Дугалла, соответствует определенный инстинкт: инстинкт борьбы связан с гневом и страхом; инстинкт воспроизведения – с чувством любви, инстинкт приобретения – с чувством собственности и т. п. Наибольшее значение Мак – Дугалл придавал стадному инстинкту, который удерживает людей вместе и связан с чувством принадлежности к социальной группе.

Концепция инстинктов социального поведения в отличие от концепций психологии народов и психологии масс утратила свою социальную актуальность. Однако она послужила первоосновой для психоаналитической теории З. Фрейда, и поэтому ее значимость для развития психологической науки трудно переоценить.

Второй этап продолжался до середины 40-х гг. XX в. и характеризуется появлением научных социально-психологических школ, ориентированных как на разработку фундаментальной теории, так и на прикладные аспекты исследования. Один из наиболее влиятельных социальных психологов этого периода – К. Левин, создатель теории групповой динамики. Он исследовал проблемы социальных факторов воли как целенаправленного поведения; социальной психологии малых групп, лидерства, личности в группе и др. Кроме того, было проведено большое количество экспериментальных работ и одновременно разрабатывались фундаментальные теории, которые не потеряли своей актуальности и сегодня.

Третий этап в развитии зарубежной социальной психологии начинается с середины 40-х гг. и продолжается до настоящего времени. В основном он связан с решением практических задач, работой на социальный заказ. Социальная психология становится популярным психологическим направлением, она вводится в общеобразовательные вузовские программы и является одним из обязательных предметов изучения для специалистов различных профилей. Вторая мировая война актуализировала исследования природы человеческой агрессии и способы модификации ее в социально приемлемые формы. Кроме того, на данном этапе разрабатываются так называемые малые теории, имеющие конкретное прикладное значение: социально-психологические особенности руководства детской группой, психология менеджмента, психология рекламы, политическая психология, психология формирования общественного мнения и др.

История отечественной социальной психологии

Отечественная социальная психология возникла на рубеже XIX и XX веков. Ее становление происходило по следующим стадиям: зарождение социальной психологии в общественных и естественных науках, отпочкование от родительских дисциплин (социологии и психологии) и превращение в самостоятельную науку, возникновение и развитие экспериментальной социальной психологии.

История развития социальной психологии в нашей стране насчитывает пять периодов:

Первый период (60-е гг. XIX в. – начало XX в.). Большое влияние на развитие социальной психологии оказал процесс её самоопределения в системе наук о природе, обществе, человеке. Шла острая борьба за статус психологии, дискутировалась проблема ее предмета, методов исследования. Стоял кардинальный вопрос о том, кому и как разрабатывать психологию. Существенное значение имела проблема общественной детерминации психики. Происходило столкновение интраспекционистского и поведенческого направлений в психологии.

Развитие социально-психологических идей происходило главным образом внутри прикладных психологических дисциплин. Обращалось внимание на психологические особенности людей, проявляющиеся в их взаимодействии, совместной деятельности и общении. При этом основной эмпирический источник социальной психологии был вне психологии. Знания о поведении личности в группе, групповых процессах накапливались в военной и юридической практике, в медицине, в изучении национальных особенностей поведения, при изучении верований и обычаев. Эти исследования в смежных областях знания, в разных сферах практики отличали богатство поставленных социально-психологических вопросов, своеобразие принимаемых решений, уникальность социально-психологического материала, собранного в результате наблюдений и экспериментов (Будкова Е.А., 1983).

Социально-психологические идеи в этот период успешно развивались представителями общественных наук, прежде всего социологами. Для истории социальной психологии большой интерес представляет психологическая школа в социологии (П.Л. Лавров (1865), Н.И. Кареев (1919), М.М. Ковалевский; (1910), Н.К. Михайловский (1906)). Наиболее разработанная социально-психологическая концепция содержится в трудах Н.К. Михайловского. По его мнению, социально-психологическому фактору принадлежит решающая роль в ходе исторического процесса. Законы, действующие в социальной жизни, надо искать в социальной психологии. Михайловскому принадлежит разработка психологии массовых социальных движений, одной из разновидностей которых являются революционные движения.

Особое место в предреволюционной истории развития российской социальной психологии занимает В.М. Бехтерев. Социально-психологической является его работа «Личность и условия ее развития» (1905). В специальной социально-психологической работе «Предмет и задачи общественной психологии как объективной науки» (1911) содержится развернутое изложение его взглядов на сущность социально-психологических явлений, на предмет социальной психологии, методы этой отрасли знания. Через 10 лет В.М. Бехтерев публикует свой фундаментальный труд «Коллективная рефлексология» (1921), который может рассматриваться как первый в России учебник по социальной психологии. Принципы рефлексологического объяснения сущности индивидуальной психологии были распространены на понимание коллективной психологии. Бехтереву принадлежит развернутое определение предмета социальной психологии. Таким предметом является изучение психологической деятельности собраний и сборищ, составляемых из массы лиц, проявляющих свою нервно-психическую деятельность как целое.

В работах В.М. Бехтерева содержится описание большого эмпирического материала, полученного при применении объективного наблюдения, анкет, опросов. Уникальным является включение Бехтеревым эксперимента в социально-психологические методы. Эксперимент, поставленный В.М. Бехтеревым вместе с М.В. Ланге, показал, как социально-психологические явления – общение, совместная деятельность – влияют на формирование процессов восприятия, представлений, памяти. Работой М.В. Ланге и В.М. Бехтерева (1925) положено начало экспериментальной социальной психологии в России. Эти исследования послужили истоком особого направления в отечественной психологии – изучения роли общения в формировании психических процессов.

Второй период (20-е гг. – первая половина 30-х гг. XX в.). После Октябрьской революции 1917 г., особенно после завершения Гражданской войны, в восстановительный период, в нашей стране резко возрос интерес к социальной психологии. Освоение марксизма в 20–30-х гг. осуществлялось совместно в социальной и обшей психологии. Это было естественно и объяснялось тем, что представителями этих наук обсуждался ряд кардинальных методологических проблем: соотношение социальной психологии и индивидуальной психологии, социальной психологии и социологии; природа коллектива как основного объекта социальной психологии.

Одним из основных направлений в социальной психологии 20–30-х гг. было исследование проблемы коллективов. Обсуждался вопрос о его природе. Были высказаны три точки зрения. С позиций первой коллектив является не чем иным, как механическим агрегатом, простой суммой составляющих его индивидов. Представители второй утверждали, что поведение индивида предопределено общими задачами и структурой коллектива. Среднее положение между этими крайними позициями занимали представители третьей точки зрения, согласно которой индивидуальное поведение в коллективе изменяется, вместе с тем коллективу как целому присущ самостоятельный творческий характер поведения. В детальной разработке теории коллективов, их классификации, изучении разных коллективов, проблем их развития участвовали многие социальные психологи (Б.В. Беляев 1921; Л.  Бызов 1924; Л.Н. Войтоловский 1924; А.С. Залужный 1930; М.А. Рейснер 1925; Г.А. Фортунатов 1925 и др.) В этот период, по существу, был заложен фундамент последующих исследований психологии групп и коллективов в отечественной науке.

В научно-организационном становлении социальной психологии в России большое значение имел I Всесоюзный съезд по изучению поведения человека, состоявшийся в 1930 г. Проблемы личности и проблемы социальной психологии и коллективного поведения были выделены в одно из трех приоритетных направлений обсуждения. Эти проблемы обсуждались как в методологическом плане, в связи с продолжавшейся дискуссией о марксизме в психологии, так и в конкретном виде. Главным социально-психологическим феноменом стал коллективизм, по-разному проявляющийся в разных условиях, в разных объединениях. Теоретические, методологические, конкретные задачи по изучению коллектива были отражены в специальном постановлении съезда. Начало 30-х гг. было пиком развития социально-психологических исследований и в прикладных отраслях, особенно в педологии и психотехнике.

Третий период (вторая половина 30-х – вторая половина 50-х гг. XX в.)

Во второй половине 30-х гг. ситуация резко изменилась. Началась изоляция отечественной науки от западной психологии. Перестали публиковаться переводы трудов западных авторов. Внутри страны возрос идеологический контроль над наукой. Это сковывало творческую инициативу, порождало боязнь исследовать социально острые вопросы. Резко сократилось число исследований по социальной психологии, почти перестали публиковаться книги по этой дисциплине. Наступил перерыв в развитии российской социальной психологии.

Одной из причин перерыва в истории социальной психологии была практическая невостребованность результатов исследований. Изучение мнений, настроений людей, психологической атмосферы в обществе были никому не нужны, более того, крайне опасны.

Период перерыва, начавшийся во второй половине 30-х гг., продолжался до второй половины 50-х гг. Но и в это время проводились социально-психологические исследования. Разработкой теории, методологии общей психологии создавался теоретический фундамент социальной психологии (Б.Г. Ананьев, Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн и др.). В этом отношении важное значение имеют идеи об общественно-исторической детерминации психических явлений, разработка принципа единства сознания и деятельности и принципа развития.

Основным источником и сферой применения социальной психологии в этот период были педагогические исследования и педагогическая практика. Определяющими облик социальной психологии были взгляды А.С. Макаренко. В историю социальной психологии он вошел, прежде всего, как исследователь коллектива и воспитания личности в коллективе (А.С. Макаренко, 1956). А.С. Макаренко принадлежит одно из определений коллектива, которое было отправным для разработки социально-психологической проблематики в последующие десятилетия. Коллектив, согласно А.С. Макаренко – это целеустремленный комплекс личностей, организованных, обладающих органами управления. Это контактная совокупность, основанная на социалистическом принципе объединения. Коллектив есть социальный организм. Основными признаками коллектива являются: наличие общих целей, служащих на благо общества; совместная деятельность, направленная на достижение этих целей; определенная структура; наличие органов, координирующих деятельность коллектива и представляющих его интересы. Коллектив является частью общества, органически связанной с другими коллективами. Макаренко дал новую классификацию коллективов. Он выделил два вида: 1) первичный коллектив: члены его находятся в постоянном дружеском, бытовом и идеологическом объединении (отряд, школьный класс, семья); 2) вторичный коллектив – более широкое объединение. В нем цели, взаимоотношения вытекают из более глубокого социального синтеза, из задач народного хозяйства, из социалистических принципов жизни (школа, предприятие). Сами цели различаются по времени их осуществления. Были выделены ближние, средние и дальние цели. Макаренко принадлежит разработка вопроса о стадиях развития коллектива. В своем развитии коллектив, по мнению А.С. Макаренко, проходит путь от диктаторского требования организатора до свободного требования каждой личности от себя на фоне требований коллектива. Психология личности занимает центральное место в коллективной психологии Макаренко. Критикуя функционализм, разложивший личность на обезличенные функции, отрицательно оценивая биогенетическую и социогенетическую концепции личности, господствовавшие тогда, индивидуалистическую направленность обшей психологии, А.С. Макаренко ставил вопрос о необходимости целостного изучения личности. Главная теоретическая и практическая задача – это изучение личности в коллективе.

А.С. Макаренко требовал преодоления созерцательности, применения активных методов воспитания. Он составил схему изучения личности, отразившуюся в работе «Методика организации воспитательного процесса». Стержневая идея социально-психологической концепции А.С. Макаренко – единство коллектива и личности. Это определило основание его практического требования: воспитание личности в коллективе посредством коллектива, для коллектива.

Локальные социально-психологические исследования в разных отраслях науки и практики (педагогической, военной, медицинской, производственной) в 40-50-х годах сохраняли определенную преемственность в истории российской социальной психологии. В конце 50-х годов начался завершающий ее этап,

Четвертый период (вторая половина 50-х – первая половина 70-х гг. XX в.). В этот период сложилась особая социальная и интеллектуальная ситуация в нашей стране. «Потепление» общей атмосферы, ослабление администрирования в науке, снижение идеологического контроля, известная демократизация во всех сферах жизни обусловили возрождение творческой активности ученых. Для социальной психологии было важным то, что возрос интерес к человеку, встали задачи формирования всесторонне развитой личности, ее активной жизненной позиции. Изменилась ситуация в общественных науках. Интенсивно стали проводиться конкретные социологические исследования. Важным обстоятельством были изменения в психологической науке. Психология в 50-х гг. отстояла свое право на самостоятельное существование в острых дискуссиях с физиологами. В общей психологии социальная психология получила надежную опору. Начался период возрождения социальной психологии в нашей стране. С известным основанием этот период можно назвать восстановительным. Социальная психология сформировалась как самостоятельная наука. Критериями этой самостоятельности выступили: осознание представителями этой науки уровня ее развития, состояния ее исследований, характеристика места этой науки в системе других наук; определение предмета и объектов ее исследований; выделение и определение основных категорий и понятий; формулирование законов и закономерностей; институционализация науки; подготовка специалистов. К формальным критериям относятся публикации специальных трудов, статей, организация обсуждений на съездах, конференциях, симпозиумах. Всем этим критериям отвечало состояние социальной психологии в нашей стране. Формально начало периода возрождения связывают с дискуссией по социальной психологии. Эта дискуссия началась публикацией статьи А.Г. Ковалева «О социальной психологии» в Вестнике ЛГУ, 1959, № 12. Дискуссии продолжались в журналах «Вопросы психологии» и «Вопросы философии», на II съезде психологов СССР, на пленарном заседании и на впервые организованной в рамках Всесоюзных съездов секции по социальной психологии. В Институте философии АН СССР работал постоянно действующий семинар по социальной психологии.

В 1968 г. была опубликована книга «Проблемы общественной психологии» под редакцией В.Н. Колмановского и Б.Ф. Поршнева, которая привлекла внимание ученых. В синтезированном виде саморефлексия социальных психологов о сущности социально-психологических явлений, предмете, задачах социальной психологии, определение основных направлений ее дальнейшего развития отразились в учебниках и учебных пособиях, основные из которых были опубликованы в 60-х – первой половине 70-х гг. (А.Г. Ковалев, 1972; Е.С. Кузьмин, 1967; Б.Д. Парыгин, 1967, 1971; К.К. Платонова, 1965). В известном смысле завершающей восстановительный период работой является книга «Методологические проблемы социальной психологии» (1975).

Пятый период (вторая половина 70-х гг. ХХ в. – 1991 год) в истории отечественной социальной психологии ознаменовался разработкой основных ее проблем. В области методологии социальной психологии плодотворными были концепции Г. М. Андреевой (1980), Е.В. Шороховой (1975). В исследование проблем коллектива большой вклад внесли К.К. Платонов (1975), А.В. Петровский (1982), Л.И. Уманский (1980). Исследования социальной психологии личности связаны с именами Л.И. Божович (1968), В.А. Ядова (1975). Исследованию проблем деятельности посвящены труды Л.П. Буевой (1978), Е.С. Кузьмина (1967). Исследованием социальной психологии общения занимались А.А. Бодалев (1965), Л.П. Буева (1978), А.А. Леонтьев (1975), Б.Ф. Ломов (1975), Б.Д. Парыгин (1971).

В 70-х гг. завершилось организационное становление социальной психологии. Она была признана самостоятельной наукой. В 1962 г. организована первая в стране лаборатория социальной психологии в ЛГУ; в 1968 г. – первая кафедра социальной психологии в том же университете; в 1972 г. – аналогичная кафедра в МГУ. В 1966 г. с введением ученых степеней по психологии социальная психология приобрела статус квалификационной научной дисциплины. Началась систематическая подготовка специалистов по социальной психологии. В научных учреждениях организуются группы, в Институте психологии АН СССР в 1972 г. создан первый в стране сектор социальной психологии. Публикуются статьи, монографии, сборники. Проблемы социальной психологи обсуждаются на съездах, конференциях, симпозиумах, совещаниях.

Заключительный период включает в себя развитие социальной психологии в рамках нового государства – Российской Федерации – с 1991 г. по настоящее время. Новая социальная реальность рождает порой и необходимость новых акцентов при исследовании традиционных для данного общества проблем. Так, период радикальных экономических и политических преобразований, происходящих сегодня в России, требует особого внимания, например, к проблемам этнической психологии (особенно в связи с обострением межнациональных конфликтов), психологии предпринимательства (в связи со становлением новых форм собственности) и др. Начинают активно развиваться прикладные направления социальной психологии, обретают самостоятельный статус такие дисциплины, как психология управления, политическая психология, психология рекламы, этнопсихология и др.


04.05.2017; 18:38
хиты: 149
рейтинг:0
Общественные науки
психология
для добавления комментариев необходимо авторизироваться.
  Copyright © 2013-2024. All Rights Reserved. помощь