Другой тип произведений Гофмана – страшные мистические рассказы (готика). В них уже почти нет нарочито игровой, сказочной фантастики, в них есть мистика. Фантастика – это то сверхъестественное, которого нет на самом деле, мистика – это то сверхъестественное, в существовании которого автор уверен и намерен уверить читателя. Мистика – это очень серьёзно. В основном мистические рассказы Гофмана страшные, в них появляется нечистая сила.
Наиболее интересен рассказ «Песочный человек» - классическое произведение, построенное на амбивалентности, неоднозначном понимании смысла описываемых событий, мерцания смысла. Главного героя, студента Натаниеэля, преследует зловещий колдун Коппелиус (он же Песочный человек). Но его невеста Клара считает, что излишне впечатлительный Натаниэль находится под влиянием детской сказки о Песочном человеке, и Копеллиус существует лишь в его воспалённом воображении. Кто прав?
К этому же разряду относится готический роман «Элексиры Сатаны». Готический роман – это мрачный, мистический роман ужасов, действие обычно происходит в мрачных средневековых замках. Сначала читать интересно, но потом закрученный сюжет ещё больше усложняется и запутывается, количество событий и героев всё растёт, количество неправдоподобных случайностей, совпадений, допущений переходит всякие разумные границы.
Главного героя монаха Медарда ведёт по жизни и помогает ему тёмная дьявольская сила. Однажды он выпил старый элексир, которым, по преданию, сам Сатана хотел напоить, соблазнить, искусить одного из самых известных католических святых святого Антония. Медарда одолевают иррациональные неуправляемые страсти - гордыня, жажда земных наслаждений, и он убегает из монастыря, потом с ним происходят разные, в основном страшные, приключения. Самое невероятное событие – главного героя случайно принимают за другого человека, и даже любовница не замечает подмены, и он начинает проживать чужую жизнь. Завершается роман раскаянием героя.