Ударение - это выделение звука, слога или слова путем усиления мускульного напряжения и напора воздушной струи или изменения высоты голоса (голосового тона).
Типы ударения:
1)По способу выделения слога из такта можно ударение подразделить на:
1. динамическое (экспираторное, силовое) – слог выделяется силой выдоха. Динамическое ударение имеется в русском, английском, чешском и других языках. В русском языке динамическое ударение сопряжено с квантитативным. Динамическое ударение бывает или сильное (в русском, английском и др. яз) или слабое (в чешском, грузинском и др.)
2. квантитативное (количественное) – слог выделяется долготой
3. мелодическое (музыкальное, тоновое) – слог выделяется движением голосового тона. Мелодическое ударение встречается, напр., в сербохорватском, литовском, китайском и др. яз.
4. качественное (квалитативное). Отсутствие редукции глас-го.
2)По месту выделяемого слога в слове различаются:
1. фиксированное ударение (бывает всегда на определенном слоге – в ЧЯ на первом, во французском на последнем)
2. свободное (разноместное), которое не связано с определенным местом в слове, оно падает на любой слог, напр., в РЯ, в английском. яз.
Свободное ударение имеет два подтипа:
1. свободное постоянное т.е. в разных формах данного слова ударение падает всегда на тот же слог (в английском яз., в большинстве слов РЯ)
2. свободное подвижное т.е. в разных формах данного слова ударение падает на разные слоги (напр., в некоторых русских словах – мó-ре – мо-ря, пи-шу – пи-шешь).
В РЯ ударение свободное, подвижное и имеет функцию смысло-различительного, фонологического средства: зá-мок – за- мóк, пи-ли – пи-ли . В ЧЯ ударение фиксированное и не может приобрести фонологическую функцию.
Клитики.
Словесное ударение у слова может вообще отсутствовать.Безударные слова,примыкающие к уд. слову называются клитиками. Они примыкают к ударным (знаменательным) словам, образуя с ними одно фонетическое слово – Светит, да_не_греет
Виды клитик:
-проклитика – стоят перед уд. сл.: на_столе
-энклитика – после уд. сл.: мороз_но солнце
ФРАЗОВОЕ, ТАКТОВОЕ, ЛОГИЧЕСКОЕ УДАРЕНИЕ
Тактовое ударение – участвует в формировании такта. Это усиление последнего словесного ударения, сигнал фонетического конца такта.
Является автоматизированным и не связано со смыслом (резать яблоко’’, читать стихи наизусть’’)Как бы накладывается на словесное. Тактовое ударение может перемещаться и на другие слова такта.
Фразовое ударение – усиление последнего тактового ударения (фонетического конца фразы).
Слово с фразовым ударением – самое ударяемое.
Пример: Лизавета Ива[”]новна | сидела в своей ко[”]мнате, | ещё в бальном своём наря[”]де, | погруженная в глубокие размышле[”’]ния.
Тактовое ударение – [”]
Фразовое ударение – [”’]
Здесь тактовое и фразовое ударения не связаны со смыслом. Слово, выделяемое тактовым или фразовым ударением, не является более важным в смысловом отношении. Функция тактового и фразового ударения заключается в фонетическом объединении нескольких слов в речевой такт и нескольких тактов в фразу.
Логическое ударение – смысловое выделение слова, связанное с явным или подразумевающимся противопоставлением (акцентное выделение с помощью разных фонетических средств).
Пример явного: хлеба не станет – будем пряники есть; скрытого:я сегодня иду в театр (а не завтра).
Особенности:
- оно не обязательно, но если есть, то фразовое ударение невозможно, поэтому его иногда зовут смещенным фразовым
- не имеет постместа
- его могут получать даже обычно безударные слова