Графика. Алфавит.
Термин «графика» многозначный: 1) совокупность начертаний, через которые устная речь передаётся на письме (буквы, ударение, апострофы); 2) способы обозначения фонем и их сочетаний при помощи алфавита.
Основная единица – графема (буква). Она – не обязательно звук. Может быть два звука, может быть лишь признак звука.
Основу графики составляет алфавит – совокупность расположенных в определённом порядке графических знаков.
Современный русский алфавит есть модификация кириллицы. Он состоит из 33 букв, каждая из которых может выступать в печатном и рукописном вариантах. В каждом варианте два вида букв – прописные и строчные. Каждая буква имеет свое определенное название.
В отличие от алфавита, являющегося простым перечнем букв, графика – рассматривает соотношение между буквами алфавита и звуками речи. Графика определяет, какие звуковые значения имеют буквы алфавита в данном языке, т.е. как эти буквы читаются, и, наоборот, какими буквами фиксируются на письме те или иные звуки.
Требования, предъявляемые к идеальной графике:
1. Каждая буква обозначает звук.
2. Каждая буква обозначает один звук.
3. Каждая буква обозначает один и тот же звук.
Графика любого языка, в том числе и русского, не идеальна: так есть буквы, не обозначающие звуков, например, Ъ и Ь; есть буквы, обозначающие два звука: Е, Ё, Ю и Я; Есть буквы, обозначающие разные звуки: СДАТЬ, СШИТЬ, С ЗАЙЦЕМ, С ЧУДОМ, С МАМОЙ и др.
Для того, чтобы правильно читать, нужно руководствоваться слоговым (позиционным, буквосочетательным) принципом русской графики: каждая последующая буква дает ключ к прочтению предыдущей.
Орфография. Принципы орфографии
Орфография буквально (греч. orthos – «правильный», grapho – «пишу») означает «правописание», т.е. правильное, соответствующее нормам письмо. Но значения слов «орфография» и «правописание» не совпадают; второе слово имеет более широкое значение,
включающее пунктуацию.
Орфография – общепринятая в данном языке система правил написания, передачи на письме значащих единиц речи – слов в их различных грамматических формах. Она состоит из пяти основных разделов:
1) передача буквами фонемного состава слов или написание слов и их значимых частей;
2) слитные, раздельные и дефисные (полуслитные) написания слов и их частей;
3) употребление прописных и строчных букв;
4) способы переноса слов из одной строки в другую;
5) графические сокращения слов.
Разделы орфографии – это большие группы орфографических правил, связанные с разными видами трудностей передачи слов на письме.
Каждый раздел орфографии характеризуется определенными принципами – закономерностями, лежащими в основе орфографической системы. Принципы орфографии – это общие основания для написания слов и морфем при наличии выбора, предоставляемого графикой. Каждый принцип орфографии объединяет свою группу орфографических правил, являющихся приложением этого принципа к конкретным языковым фактам.
Центральным разделом орфографической системы любого языка является раздел о написании слов и их значимых частей. Все многообразие действующих в языке правил данного раздела может быть сведено к трем основным принципам: фонетическому, морфологическому (или морфематическому) и историческому (или традиционному).
Фонетический принцип связан с требованием написания слов в соответствии с их звучанием; в чистом виде он не встречается ни в одном языке, лишь несколько правил современного правописания имеют фонетический характер. К ним относятся:
а) написание приставок, оканчивающихся на «з/с»: безголовый – бесконечный, взглянуть – вскрикнуть и др.;
б) написание приставок раз-(рас-) и роз-(рос-) с гласными «а» и «о»: развалиться –
розвальни, рассказ – россказни и др.;
в) написание «о» и «е» после шипящих и «ц» в суффиксах и окончаниях в зависимости от наличия или отсутствия ударения: рожок – орешек, парчовый – кучевой, ножом – мужем, овцой – зайцем и др.;
г) написание «ы» вместо «и» после приставок, оканчивающихся на согласный: играть – отыграть и др.;
д) написание только двух букв при стечении трех одинаковых согласных: бессудный (от бес- и ссудный) и др.;
е) написание разных гласных и согласных в некоторых однокоренных словах заря – зорька, свадьба – сватать, буднишний параллельно с иным орфографическим вариантом будничный и др.
Морфологический (или морфематический) принцип является основным, ведущим принципом русской орфографии и связан с требованием одинакового написания одной и той же морфемы независимо от изменений в ее звучании в разных позициях в слове, например, одинаковое написание морфемы вод- в словах вода, водяной, водопровод, несмотря на звуковые изменения ее по отношению к ударному слогу.
Абсолютное большинство правил современной русской орфографии – правила правописания приставок, корней, суффиксов, окончаний и большинстваичастиц – строится на этом принципе, например: правописание приставки от-, произносимой по-разному в словах отпуск, отпустить, отзыв, отзываться.
Исторический (или традиционный) принцип орфографии связан с требованием написания слов согласно принятой традиции (т. е. так, как они писались в прошлом, например, собака, каблук, печаль и др.). Выбор буквы в этих непроверяемых словах основан на традиции, или этимологии слова, т.к. проверить эти гиперфонемы, находящиеся в слабой позиции, через сильную позицию невозможно.
К традиционным относятся также написания окончаний родительного падежа прилагательных, причастий, местоимений и числительных с буквой «г» (нового, растопленного, такого), в которых на месте «г» звучит «в»; употребление «ь» после твердых шипящих в личных окончаниях глаголов (говоришь, спишь); написание «о» в словах собака, тормоз и др.
Частный характер имеют так называемые дифференцирующие написания, сущность которых состоит в употреблении разных графических знаков для разграничения омонимов, например: Лев (имя) – лев, обработка земли – период вращения Земли, ожег – ожог, плач и плачь, братца и браться, балл – бал и др.