пользователей: 30398
предметов: 12406
вопросов: 234839
Конспект-online
РЕГИСТРАЦИЯ ЭКСКУРСИЯ

Понятие языкового знака.

Язык – это система знаков (Соссюр). Язык состоит из знаков. Все знаки указывают на что-то, чем они не являются. Знаки – это заменители. Знак (по Соссюру) – это соединение понятия и акустического образа. Обе стороны носят психический характер. Чтобы узнать знак, мы должны хранить в памяти его форму.

Знак – материальный объект (событие), который замещает другой объект (слово, отношение, явление), указывает на этот объект, представляет его в нашем сознании.

Знаки нужны, чтобы выйти за пределы чувств опыта и выйти на уровень абстрактного мышления.

Знак всегда обладает формой и содержанием.

содержаниеформа               референт (не входит в систему знака)

 

Форма – план выражения. Содержание – план содержания. Форма – означающее, содержание – означаемое.

Референт (денотат) – тот объект в реальном мире, на который указывает знак. Референт НЕ входит в систему знака. Значение слова зависит от наших знаний (понятий) о референте. Понятие о референте – сигнификат.

Кроме сигнификата в объект входят личный ассоциации (культурные, национальные). Знак включает в себя форму (внешняя оболочка), содержание (опирается на то, как мы познали этот знак), личные эмоциональные ассоциации.

Значение знака опирается на сигнификат.

Наука о знаковых системах и знаках – семиотика (как разные знаковые системы, знаки передают информацию). Лингвистика входит в состав семиотики (философия, генетика, математика, зоология…). Основы семиотики Чарльз Пирс (1839-1914), который дал классификацию знаков, установил их виды.

Критерий – это тип характерных отношений между содержанием и формой.

Знаки, непохожие на референт, называются произвольными. Если форма знака копирует референт, то такие знаки называются мотивированными.

 

3 типа знака Пирса.

1. икона (есть определенное сходство между формой знака и референтом).

2. индекс (между формой знака и референтом существует естественная связь)

«Звонок» – встать и открыть дверь. Красные щеки – стыд, обида, злость.

3. символ (самое важное по Соссюру). Нет естеств связи между формой и сод-м, эта связь произвольная, условная.

Пример:

дым – индекс (указывает на огонь)

Фотография – икона

Высокая температура у человека – индекс

«мяу» - икона

след зверя – индекс, икона.

Фердинанд де Соссюр внес большой вклад в понимание знакового характера языка, выделил основные свойства знака. Свойства знаков:

-внутренние

- внешние

Внутренние:

1) двусторонность.

В слове соединяется 3 вещи: обозначающее, обозначаемое и объект. Например, звук телесен, а обозначаемое бестелесно.

Соссюр считал иначе: знак – соединение понятия и акустического образа, т.е. обе стороны знака носят нематериальный психический характер, а акустический образ – это наше знание о форме знака.

В большинстве случаев знак стремится быть материальным, т.е. реализованным.

С двусторонностью знака связан ассимметрический дуализм (ввел Карцевский, советский лингвист). Ассиметрический дуализм – это когда одно и то же содержание выражается разными формами (синонимия, полисемия).

2) произвольность.

Много языковых знаков носят произвольный характер. Произвольность знака защищает язык от «произвола» - резкого изменения значения слов.

«Спор о правильности имен» - философский спор о количестве слов. Почему мы обозначаем словом именно этот объект:

- по природе - больше мотивированных знаков (сторонники - фусеи)

- по договоренности - больше произвольных знаков (сторонники - Тесеи)

«Кратил» - философский трактат: спор между фусеями и Тесеями. Платон отмечал, что в языке есть произвольные и мотивированные слова (ономотафические, звукоподражательные слова).

В середине 19-го века русский ученый Потебня (представитель психологического направления лингвистики) стремился найти изначальную внутреннюю мотивированность у слов. У каждого слова есть своя внутренняя форма, т.е. объяснение, почему это слово обозначает то-то. Например, подсолнечник – внутренняя форма «солнце»; отрава – «трава» (зелье). Но есть много слов, у которых мотивированность утрачена. Когда язык только возник, то он был поэтичен, т.к. каждое слово – это образ (внутреннее содержание), но потом по мере развития языка слова утратили форму (образы), язык стал прозаичным.

Соссюр же считал, что большинство слов произвольны.

В современной лингвистике - более широкое понимание мотивированности:

1. мотивированными являются все производные слова («дружественный» от «дружба»). Производное слово мотивируется производной основой.

2. иконичность языка (язык похож на окружающий мир, референт), или структура языка повторяет структуру мира вокруг нас (мотивированность языка).

Принципы иконичности языка:

А) принцип последовательности.

Языковые выражения должны отображать реальную последовательность событий. «День и ночь». «Пришел, увидел, победил».

Б) принцип дистанции.

Чем теснее связь между объектами в реальном мире (признаком и самим объектом), тем ближе друг к другу будут стоять обозначающие их слова. Например, порядок прилагательных перед существительным в английском языке. Также увеличивание дистанции между подлежащим и сказуемым, для подчеркивания ослабления связи между причиной и следствием. I made her leave. I wanted her to leave. I dreamt that she would leave.

В) количественный принцип.

Мы удлиняем звуки, чтобы показать длительность процесса, размер, удваиваем корень слова. Например, большой-прибольшой, длиииинная лекция, скууучно (в устной речи, для выражения эмоций). Есть языки, где повторение корня используется регулярно. (индонезийские языки, для образования множественного числа). В креольском языке «will» - колесо, «will- will» - велосипед).

3. Социальность.

Договор общества о форме и содержании.

4. Коммуникативность.

5. Обобщенность.

В знаке содержится обобщенная информация о референте.

6. Системность.

Знаки образуют системы. Значимость знака обусловлено свойствами соседнего знака.

7. Преднамеренность.

Использование знаков с особым намерением.

8. Ситуативность.

Значение знака имеет разное значение в зависимости от ситуации.

 

Внешние свойства знака:

1. Материальность (восприятие органами чувств).

2. Линейность:

- знаки выстраиваются в цепочки, слова, предложения;

- каждый знак обладает протяженностью во времени и пространстве, знак длиться определенное время, имеет место в мире.

3. Воспроизводимость. (мы воспроизводим слова, придуманные раньше нас).

4. Знаки могут быть прерывными и непрерывными.

Непрерывные знаки: стрелки часов (знак непрерывно перерастает в другой). Прерывные знаки: стоять – сидеть (знак не может прейти в другой знак).

 

Функции знака:

1.информативная (присутствие знака, его отсутствие – тоже знак (нулевой артикль)).

2.различительная (наиболее ярко проявляется в фонетике).

Знаковая система – совокупность знаков, образующих единство на основе внутренних отношений между ними и используемых в определенной среде деятельности.

Виды знаковых систем:

  1. по происхождению

– естественная система (мимика, жесты)

- искусственная система (коды).

2.  по наличию / отсутствию изменений

– динамические (язык)

- статические (реклама)

3. по принципу одно/разнородности знака

– многомерные (язык)

- одномерные (светофор)

4. по прогнозированности

– детерминированные (придорожные знаки, точное значение) (предсказуемые)

- вероятностные (варианты интерпретации).

 

Своеобразие языка как знаковой системы.

Язык:

1)универсальное средство общения, все остальные системы употребляются ограниченно.

2)Первичность языка как знаковой системы по отношению к другим знаковым системам.

3)Языку свойственно постоянное развитие и совершенствование

4) Кроме фактической информации язык передает эмоции.
 


19.06.2015; 09:06
хиты: 84
рейтинг:0
для добавления комментариев необходимо авторизироваться.
  Copyright © 2013-2024. All Rights Reserved. помощь