ЯЗЫК И МЫШЛЕНИЕ — два неразрывно связанных вида общественной деятельности, отличающихся друг от друга по своей сущности и специфическим признакам. «Мышление — высшая форма активного отражения объективной реальности, целенаправленное, опосредствованное и обобщенное познание существенных связей и отношений предметов и явлений. Одним из орудий мышления является язык. Язык—это знаковая (в своей исходной форме звуковая) деятельность, обеспечивающая материальное оформление мыслей и обмен информацией между членами общества.
Язык и мышление неразрывно связаны как виды общественной деятельности. Существуют три точки зрения о природе и качестве этой связи:
Механизм мышления не связан с вербальным кодом и осуществляется независимо от языка; Механизм мышления тесно связан с языком и без языка не может быть мышления; Мышление может быть как вербальным, так и невербальным (наглядно-образным). Виды мышления: а) Вербальное («понятийное») - Оперирует понятиями, закрепленными в словах, суждениях, умозаключениях; Осуществляется в процессах внутренней или внешней речи б) Невербальное («техническое», «инженерное») - Осуществляется с помощью наглядно-чувственных образов; Хранятся в памяти, воссоздаются воображением Язык Мышление Сущность явления Язык материален, его единицы имеют материальное выражение, звуковую оболочку и воспринимаются органами чувств, на слух. Мышление — идеально, мысли не имеют материального воплощения. Функции Целью мышления является получение новых знаний, их систематизация. Язык всего лишь обслуживает познавательную деятельность, помогая оформить мысли и закрепить знания, передать их Законы построения единиц Языковые законы носят индивидуальный характер. Законы мышления, наоборот, носят всеобщий, общечеловеческий характер. Логический строй мысли одинаков у всех людей, независимо от того, с помощью какого языка они формируют и выражают свои мысли. Основные единицы Основные единицы языка – слово и предложение. Основные единицы мышления – понятие и суждение. Едини́цы языка́ — элементы системы языка, имеющие разные функции и значения. Совокупности основных Е. я. в узком смысле этого термина образуют определённые «уровни» языковой системы, например фонемы — фонемный уровень, морфемы — морфемный уровень и др. (см. Уровни языка). Термином «Е. я.» в широком смысле обозначают обширный круг неоднородных явлений, являющихся объектом изучения лингвистики. Выделяют материальные, имеющие постоянную звуковую оболочку единицы, например фонему, морфему, слово, предложение и т. д., «относительно-материальные» единицы (по А. И. Смирницкому), имеющие переменную звуковую оболочку, например модели строения слов, словосочетаний, предложений, и единицы значения (например, семы и др.), составляющие смысловую (идеальную) сторону материальных или относительно-материальных единиц и вне этих единиц не существующие. Материальные Е. я. делятся на односторонние, не имеющие собственного значения (фонемы, слоги), и двусторонние, имеющие как звучание, так и значение. Функция односторонних Е. я. — участие в формировании и различении звуковых оболочек двусторонних единиц. Иногда к односторонним Е. я. («единицам выражения») относят сами звуковые оболочки двусторонних единиц («сонема» — звуковая оболочка морфемы, «номема» — звуковая оболочка слова). Двусторонние Е. я. выражают определённое значение (смысл) или используются для его передачи (морфемы, слова, предложения). Материальные Е. я. характеризуются вариантно-инвариантным устройством. Одна и та же Е. я. существует в виде множества вариантов (см. Вариантность), представляя собой конкретные реально артикулируемые (произносимые) звуковые отрезки. Е. я. существуют и в абстрактном виде — как класс (множество) своих вариантов, как абстрактная сущность — инвариант. Инвариантно-вариантное устройство Е. я. отображено в двух рядах терминов: «эмических», используемых для обозначения единиц как инвариантов (фонема, морфема, лексема и т. д.), и «этических», обозначающих варианты единиц (фон, аллофон, морф, алломорф и т. д.). Эмические и соответствующие им этические Е. я. образуют один уровень: фонема/фон, аллофон образуют фонемный уровень и т. д. В некоторых направлениях (американский дескриптивизм, см. Дескриптивная лингвистика) этические и эмические Е. я. относят к разным уровням. Относительно-материальные единицы существуют в виде образцов, моделей или схем построения слов, словосочетаний и предложений, обладают обобщённым конструктивным значением, воспроизводящимся во всех Е. я., образованных по данной модели (см. Модель в языкознании, Предложение). Е. я. могут быть простыми и сложными. Простые абсолютно неделимы (фонема, морфема), сложные неделимы в пределах тех уровней языка, в которые они входят (например, сложные и производные слова, предложения и т. д.). Деление сложной Е. я. ликвидирует её как таковую и обнаруживает составляющие её единицы более низких уровней (например, слово делится на морфемы, предложение — на слова). Некоторые направления лингвистики стремятся расчленить простые Е. я. на ещё более простые, т. е. выявить «элементы элементов». Различительные признаки фонем рассматриваются, например, не как свойство фонемы, а как её составные части, выделяются элементы смысловых единиц (см. Компонентного анализа метод). Разные школы и направления лингвистики дают разные характеристики одним и тем же Е. я.: например, фонема рассматривается либо как наиболее «типичный» или «важный» звук из множества (семейства) звуков (Д. Джоунз, Л. В. Щерба), либо как инвариант звука (Н. С. Трубецкой, Р. О. Якобсон); морфема рассматривается как «мельчайшая единица языка» (Л. Блумфилд), «мельчайшая значимая часть слова» (И. А. Бодуэн де Куртенэ), грамматическое средство, «выражающее отношения между идеями» (Ж. Вандриес). Значительные расхождения в трактовке и оценке Е. я. разными школами, расхождения в перечне выделяемых Е. я. затрудняют сопоставление и сравнение языков. Это сопоставление и сравнение оказывается возможным путём выявления универсальных свойств Е. я. и отображения этих свойств в терминах — названиях Е. я. Такими свойствами или характеристиками Е. я. являются их наиболее общие свойства, обнаруживаемые во всех языках, например фонема — класс фонетически сходных и функционально тождественных звуков, морфема — двусторонняя Е. я., не обладающая синтаксической самостоятельностью, слово — синтаксически самостоятельная Е. я., предложение — речевая система, состоящая из одного или нескольких слов, выражающая и сообщающая семантическую информацию. Использование при описании языков соответствующим образом определённых терминов делает описания сопоставимыми и позволяет выявить сходства и различия языков. Е. я. в наиболее общем виде обнаруживают три вида отношений: парадигматические (см. Парадигматика), синтагматические (см. Синтагматика), иерархические (по степени сложности, отношения вхождения единиц низших уровней в высшие). Е. я. обладают свойством «уровневой сочетаемости»: в парадигматические и синтагматические отношения вступают только единицы одного уровня, например фонемы образуют классы и в линейной последовательности сочетаются только между собой. Е. я. комбинируются в речевой цепи, образуя единицы речи. Однако фонемы и морфемы не могут быть единицами речи подобно словам, которые могут быть как единицами языка, так и единицами речи (производные и сложные слова могут иногда свободно образоваться в речи по тем или иным «формулам строения»); словосочетания (за исключениемфразеологизмов) и предложения — единицы речи, т. к. не воспроизводятся, а производятся по определённым моделям. Комбинаторика Е. я. регулируется грамматическими правилами. Единицы языка подчиняются этим правилам в силу объективно присущих им свойств. В конечном счёте правила языка являются проявлением свойств Е. я., поскольку эти свойства лежат в основе возможных связей и отношений между Е. я. В истории языкознания существовал разный подход к вопросу о центральной Е. я. Из истории языков известно, что слова исторически предшествуют морфемам. Последние — либо бывшие слова, утратившие способность к синтаксическому употреблению, либо усечённые части слов, образовавшиеся в результате слияния или сложения слов. В рамках направлений, считающих слово центральной единицей языка, теоретически допускается возможность существования языка, не имеющего морфем и состоящего только из слов (ср. упрощение морфологии в английском, древнекитайском и некоторых других языках). Направления лингвистики (например, дескриптивная лингвистика), исходящие из того, что морфемы — мельчайшие единицы языка независимо от того, обладают они синтаксической самостоятельностью или, наоборот, не обладают, т. е. являются частями слов, к числу слов относят только производные и сложные слова, как производные от морфем. Так, по Г. Глисону, простые слова английского языка dog, box и другие являются морфемами. Для этих направлений теоретически допустим язык, не имеющий слов, а состоящий только из морфем. Мышление и речь. Человек отличается от животных прежде всего способностью рассуждать и мыслить, то есть наличием своего внутреннего духовного мира. Только человек может размышлять о своем прошлом, критически оценивая его, и думать о будущем, мечтая и строя планы. Мышление — это высшая ступень человеческого познания, осознания таких сторон и свойств мира, которые не могут быть непосредственно восприняты человеком. Благодаря мышлению человек не просто приспосабливается к природе, как животное, но и преобразует окружающий мир. Используя то, что ему дает природа, а также опыт и знания предыдущих поколений, человек создает новые предметы с теми характеристиками, какие ему нужны. Делает он это с помощью разных видов деятельности (интеллектуальной, производственной, художественной и т.д.). Мышление осуществляется в форме понятий, суждений и умозаключений. Понятие — это форма мышления, отражающая общие закономерные связи, стороны, признаки явлений, которые закрепляются в их определениях. Понятия выражаются в языковой форме в виде слов или словосочетаний (например, государство, железо, политический режим и др.). Суждение — это форма мысли, в которой через связь понятий утверждается или отрицается что-либо. Оно выражается повествовательным предложением, которое может быть либо истинным, либо ложным. Например: «Все реки впадают в Балтийское море»; «Москва — столица России». Умозаключение — это форма мысли в виде рассуждения, в ходе которого из одного или нескольких суждений, именуемых посылками, выводится новое суждение, которое называется заключением, или следствием. Логическая деятельность мышления осуществляется в многообразных формах: индукции, то есть перехода от единичных фактов к общим положениям; дедукции, то есть вывода от общего к частному; анализа и синтеза, то есть процессов мысленного разложения целого на составные части и воссоединения целого из частей; в создании гипотез, теорий и т.д. Речь — это исторически сложившаяся форма общения людей посредством языка, существенный элемент человеческой деятельности, позволяющий человеку познавать окружающий мир, передавать свои знания и опыт другим людям, аккумулировать их для передачи последующим поколениям. С древности и до настоящего времени психология обсуждает проблему о связях мысли со словом. В качестве единицы связей между мышлением и речью является слово, представляющее собой единство звука (речь) и значения (мышление). Первоначальная функция речи - коммуникативная. Исходя из этого, значение слова нужно рассматривать не только как единство мышления и речи, но и как единство мышления и коммуникации. Процесс речи предполагает, с одной стороны, формирование и формулирование мыслей языковыми (речевыми) средствами, а с другой стороны, восприятие языковых конструкций и их понимание. Речь тесно связана со всеми психическими процессами человека. Лингвистическая сторона речевого поведения человека изучается психолингвистикой. В зависимости от формы общения, речевая деятельность делится на устную (подразумевающую говорение ислушание) и письменную (письмо и чтение). 36.