пользователей: 30398
предметов: 12406
вопросов: 234839
Конспект-online
РЕГИСТРАЦИЯ ЭКСКУРСИЯ

Билет 11.

1) Леона́рдо ди сер Пье́ро да Ви́нчи (итал. Leonardo di ser Piero da Vinci15 апреля 1452, селение Анкиано, около городка Винчи, близ Флоренции — 2 мая 1519, замок Кло-Люсе, близ АмбуазаТуреньФранция) — итальянскийхудожник (живописецскульпторархитектор) и учёный (анатоместествоиспытатель), изобретатель, писатель, музыкант, один из крупнейших представителей искусства Высокого Возрождения, яркий пример «универсального человека» (лат. homo universalis). Искусство для Леонардо было средством познания мира. Многие его зарисовки служат иллюстрацией научного труда, и в то же время это произведения высокого искусства. Леонардо воплощал собой новый тип художника — ученого, мыслителя, поражающего широтой взглядов, многогранностью таланта.

Леонардо родился в селении Анкиано, недалеко от города Винчи. Он был внебрачным сыном нотариуса и простой крестьянки. Учился он во Флоренции, в мастерской скульптора и живописца Андреа Верроккьо. Одна из ранних работ Леонардо — фигура ангела в картине Верроккьо «Крещение» (Флоренция, Уффици) — выделяется среди застывших персонажей тонкой одухотворенностью и свидетельствует о зрелости ее создателя.

К числу ранних произведений Леонардо относится и хранящаяся в Эрмитаже «Мадонна с цветком» (так называемая «Мадонна Бенуа», около 1478), решительно отличающаяся от многочисленных мадонн 15 в. Отказываясь от жанровости и тщательной детализации, присущих творениям мастеров раннего Возрождения, Леонардо углубляет характеристики, обобщает формы. Тонко моделированные боковым светом фигуры молодой матери и младенца заполняют почти все пространство картины. Естественны и пластичны движения фигур, органически связанных между собой. Они ясно выступают на темном фоне стены. Открывающееся в окне чистое голубое небо связывает фигуры с природой, с необъятным миром, в котором господствует человек. В уравновешенном построении композиции чувствуется внутренняя закономерность. Но она но исключает теплоты, наивной прелести, наблюденной в жизни.

В 1480 году Леонардо уже имел свою мастерскую и получал заказы. Однако страстное увлечение наукой часто отвлекало его от занятий искусством. Недописанными остались большая алтарная композиция «Поклонение волхвов» (Флоренция, Уффици) и «Святой Иероним» (Рим, Ватиканская пинакотека). В первой художник стремился к преобразованию сложной монументальной композиции алтарного образа в пирамидально построенную, легко обозримую группу, к передаче глубины человеческих чувств. Во второй — к правдивому изображению сложных ракурсов человеческого тела, пространства пейзажа.

Название

 

Год

Музей

Благовещение

 

Крещение Христа

 

Мадонна с гвоздикой

 

Портрет Джиневры де Бенчи

 

Мадонна Бенуа

 

Поклонение волхвов

 

Святой Иероним в пустыне

 

Мадонна Литта

 

Мадонна в скалах

 

Портрет музыканта

 

Дама с горностаем

 

Мадонна в скалах

 

Тайная вечеря

 

Прекрасная Ферроньера

 

Мадонна с веретеном

 

Спаситель мира

 

Святая Анна с Мадонной и младенцем Христом

 

Мона Лиза (Джоконда)

 

Иоанн Креститель

 

         

2) Фреска «Тайная вечеря» Леонардо да Винчи В 1495 Леонардо да Винчи приступил к работе над Тайной вечерей (площадь 4,5 х 8,6 м), которую закончил в 1498 году. Фреска расположена на стене трапезной доминиканского монастыря Санта Мария  делле Грацие в Милане, на высоте 3 метров от пола и занимает всю торцовую стену  помещения. «Леонардо ориентировал перспективу фрески на зрителя, тем самым  она органично вошла в интерьер трапезной: перспективное сокращение боковых  стен, изображённых на фреске, продолжает реальное пространство трапезной. За  столом, расположенном параллельно стене, сидят тринадцать человек. В центре  Иисус Христос, слева и справа от него его ученики. Показан драматический  момент разоблачения и осуждения предательства, момент, когда Христос только  что произнёс слова: «Один из вас предаст Меня», и разная эмоциональная  реакция апостолов на эти слова. Композиция построена на строго выверенном  математическом расчёте: в центре - Христос, изображённый на фоне среднего,  самого большого проёма задней стены, точка схода перспективы совпадает с его  головой. Двенадцать апостолов разделены на четыре группы по три фигуры в  каждой. Каждому дана яркая характеристика экспрессивными жестами,  движениями. Главной задачей было показать Иуду, отделить его от остальных  апостолов. Помещая его на той же линии стола, что и всех апостолов, Леонардо  психологически отделил его одиночеством. Создание Тайной вечери стало  заметным событием в художественной жизни Италии того времени. Как истинный  новатор и экспериментатор, Леонардо отказался от техники фрески. Он покрыл  стену специальным составом из смолы и мастики, и писал темперой. Эти эксперименты привели к величайшей трагедии: трапезная, которая была наскоро  отремонтирована по приказу Сфорца, живописные нововведения Леонардо, низина,  в которой находилась трапезная, - всё это сослужило печальную службу  сохранности Тайной вечери. Краски начали отслаиваться, о чём уже упоминал  Вазари в 1556. Тайная вечеря неоднократно реставрировалась в 17 и 18 веках, но  реставрации были неквалифицированными (просто заново наносились красочные  слои). К середине 20 века, когда Тайная вечеря пришла в плачевное состояние,  приступили к научной реставрации: сначала был закреплён весь красочный слой,  затем были сняты позднейшие наслоения, открылась темперная живопись  Леонардо. И хотя произведение было сильно повреждено, но эти реставрационные  работы позволили говорить о том, что этот шедевр эпохи Возрождения спасён.  Работая над фреской три года, Леонардо создал величайшее творение эпохи  Возрождения. […] При внимательном рассмотрении ясно, что Леонардо задумал выразить и действительно выразил то смущение, которое охватило апостолов, вместе с желанием узнать, кто предал их учителя. Вот почему в лицах всех апостолов замечается любовь, страх и негодование, или скорбь от невозможности постигнуть мысль Христа. Всё это возбуждает не меньше удивления, чем выраженная с другой стороны непреклонность, ненависть и предательство в лице Иуды. Каждая малейшая деталь в этом произведении обнаруживает невероятную тщательность, доходящую до того, что ткань скатерти передана с не меньшей реальностью, чем в действительном полотне. Рассказывают, что приор монастыря очень настойчиво приставал к Леонардо, прося его закончить произведение. Ему казалось странным, что Леонардо целую половину дня стоит погружённый в созерцание. Он хотел бы, чтобы художник не выпускал из рук кисти, подобно тому, как не прекращают работу в огороде. Не ограничиваясь этим, приор пожаловался герцогу и так взволновал его, что тот был вынужден послать за Леонардо и искусно побудить его к работе, тонко давая ему при этом чувствовать, что он делает все это по настоянию приора. Зная острый и благородный ум герцога, Леонардо захотел обстоятельно побеседовать с ним об этом предмете (чего он никогда не делал с приором). Он много рассуждал с ним об искусстве и разъяснил ему, что возвышенные таланты тем более преуспевают, чем менее они трудятся. Они творят умом свои замыслы и создают те совершенные идеи, которые потом выражаются посредством рук, отражаясь от того, что уже заключается в духе. Он прибавил, что ему осталось ещё написать две головы, в том числе голову Христа. Он не хотел искать на земле модели для него и в то же время не надеялся воображением уловить красоту и небесную прелесть, подобающие воплощенному божеству. Недоставало и головы Иуды, которая также причиняла ему много забот, ибо он не считал возможным создать воображением лицо человека, который, получив столько благодеяний, нашел в себе жестокость предать своего господина и спасителя мира. Эту последнюю голову ему нужно было бы ещё поискать, но, в конце концов, если он не найдет ничего лучшего, он готов  воспользоваться головою этого столь навязчивого и нескромного приора. Последнее замечание очень насмешило герцога, и он сказал, что Леонардо тысячу раз прав. Таким образом, бедный смущенный приор продолжал подгонять работу на огороде и оставил в покое Леонардо, который кончил голову Иуды, оказавшуюся истинным воплощением предательства и бесчеловечности».

3)  Рафаэль (1483-1520) является одним из самых ярких гениев Высокого Возрождения. Он пережил трудное детство, рано лишившись матери и отца. Однако затем судьба, не скупясь, ему давала все. что он хотел, — многочисленные заказы, огромный успех и громкую славу, богатство и почет, всеобщую любовь, включая любовь женщин. Восхищенные почитатели называли его «божественным». Однако давно замечено, что судьба капризна и непредсказуема. Оттого, кого она слишком щедро осыпает дарами, она может вдруг отвернуться. Именно так случилось с Рафаэлем: в расцвете жизненных и творческих сил он неожиданно умер.

Рафаэль был архитектором и живописцем. Вслед за Браманте он участвовал в проектировании и сооружении собора св. Петра, строил капеллу Киджи церкви Санта-Мария дель Пополо в Риме. Однако невиданную славу ему принесла

живопись.

В отличие от Леонардо Рафаэль полностью принадлежал своему времени. В его произведениях нет ничего странного, таинственного и загадочного. В них все ясно и прозрачно, все прекрасно и совершенно. Он с наибольшей силой воплотил положительный идеал прекрасного человека. В его творчестве царит жизнеутверждающее начало.

Главной темой его творчества стала тема Мадонны, которая нашла у него непревзойденное, идеальное воплощение. Именно ей посвятил Рафаэль одно из ранних своих произведений — «Мадонна Конестабиле», где Мадонна изображена с книгой, которую листает младенец. Уже в этом полотне ярко проявились важные художественные принципы великого художника. Мадонна лишена святости, она выражает не только материнскую любовь, но воплощает собой идеал прекрасного человека. В картине все отмечено совершенством: композиция. цветовая гамма, фигуры, пейзаж.

За этим полотном последовала целая серия вариаций на ту же тему — «Мадонна со щегленком», «Прекрасная садовница». «Мадонна среди зелени», «Мадонна с безбородым Иосифом», «Мадонна под балдахином». А. Бенуа определил эти вариации как «чарующие живописные сонеты». Все они возвышают и идеализируют человека, воспевают красоту, гармонию и изящество.

После некоторого перерыва, когда Рафаэль был занят фресковыми росписями, он вновь возвращается к теме Мадонны. В некоторых ее изображениях он как бы варьирует ранее найденные модели. Таковыми, в частности, являются «Мадонна Альба» и «Мадонна в кресле», композиция которых подчинена круглому обрамлению. В то же время он создает и новые типы изображения Мадонны.

Вершиной в развитии темы Богоматери явилась «Сикстинская Мадонна». ставшая настоящим гимном физического и духовного совершенства человека. В отличие от всех других Мадонн Сикстинская выражает неисчерпаемый человеческий смысл. Она сочетает в себе земное и небесное, простое и возвышенное, близкое и недоступное. На ее лице можно прочитать все человеческие чувства: нежность, робость, тревогу, уверенность, строгость, достоинство, величие.

Главным среди них, по мнению Винкельмана, являются «благородная простота и спокойное величие». В картине царит мера, уравновешенность и гармония. Ее отличают плавные и закругленные линии, мягкий и мелодичный рисунок, богатство и сочность колорита. Сама Мадонна излучает энергию и движение. Этим произведением Рафаэль создал самый возвышенный и поэтический образ Мадонны в искусстве Ренессанса.

К числу выдающихся творений Рафаэля относятся росписи личных папских покоев (станц) в Ватикане, посвященные библейским сюжетам, а также философии, искусству и юриспруденции.

Фреска «Афинская школа» изображает собрание философов и ученых Античности. В центре ее находятся величественные фигуры Платона и Аристотеля, а по сторонам от них располагаются древние мудрецы и ученые.

Фреска «Парнас» представляет Аполлона и муз в окружении великих поэтов древности и итатьянского Возрождения. Все росписи отмечены высочайшим мастерством композиции, яркой декоративностью, естественностью поз и жестов персонажей.


18.06.2015; 17:59
хиты: 114
рейтинг:0
Гуманитарные науки
изобразительные искусства
история искусства
для добавления комментариев необходимо авторизироваться.
  Copyright © 2013-2024. All Rights Reserved. помощь